Аналитика и статистика
осенняя сессия 1999 года
   
    

 

1.7. Анализ голосований

Малов Ю.К.,
Аналитическое управление

Количественный состав депутатских объединений и политическая структура Государственной Думы второго созыва, сложившиеся в первые месяцы работы, на протяжении четырех лет практически не менялись. Определенные подвижки в этом отношении наметились лишь в конце октября (это связано, по-видимому, с грядущими парламентскими выборами в декабре 1999г.).

Число депутатов во фракциях и депутатских группах.

Наименование депутатского объединения Кол-во
на 01.09.99 на 30.11.99
Фракция КПРФ 129 119
Фракция НДР 62 52
Фракция “Яблоко” 45 44
Депутатская группа “Народовластие” 47 43
Фракция ЛДПР 48 40
Депутатская группа “Российские регионы” 44 36
Аграрная депутатская группа 35 34
Депутаты, не состоящие в зарегистрированных депутатских объединениях 31 72
Количество депутатов Государственной Думы 441 440

Однако на общие результаты деятельности палаты в рассматриваемый период они существенным образом не повлияли.

В целом итоги голосований Государственной Думы за время второго созыва свидетельствуют о достаточно стабильном состоянии законодательного процесса. Сложившийся расклад политических сил, устоявшиеся внутренние и межфракционные связи, а также накопленный опыт взаимодействия депутатских объединений позволяли им перспективно строить парламентскую тактику, осуществлять свои цели с учетом не только собственных, но и коалиционных возможностей.

Одним из существенных показателей, характеризующим внутренний мобилизационный потенциал депутатских объединений, является уровень внутригрупповой сплоченности. Исчисляемый как средний процент солидарных (т.е. отражающих позиции большинства членов фракции/группы) голосований этот показатель помогает с определенной степенью достоверности судить об управляемости депутатских объединений и их возможностях влиять на принятие законодательных решений.

Анализ 4144 наиболее ответственных (без процедурных, технических и т.п.) голосований за период работы Государственной Думы второго созыва выявил следующую картину внутригрупповой сплоченности (в процентах):

  КПРФ ЛДПР НДР ЯБЛ АДГ НВ РР
1996 г. 85,9 79,8 71,3 73,6 78,8 69,2 66,5
1997 г. 85,7 86,2 73,4 79,1 73,3 69,5 69,1
1998 г. 85,8 86,5 73,3 80,7 76,1 73,2 68,5
1999 г. 88,6 87,1 74,9 79,4 79,0 77,9 69,0
В целом за созыв 87,4 84,9 73,2 78,2 76,8 72,5 68,3

Отсюда видно, что в целом уровень солидарности депутатских объединений в течение всех четырех прошедших лет оставался довольно устойчивым. Изменения названного параметра колебались в пределах 3-7 процентов. Лидирующие позиции в этом отношении фракций КПРФ и ЛДПР в общем-то неудивительны, имея в виду традиционно высокий уровень их организованности и дисциплины. Причем, на сплоченность этих депутатских объединений мало влиял характер рассматривавшихся вопросов и существенных расхождений в позициях внутри фракций при различных голосованиях практически не было.

Значительную степень солидарности демонстрировала нередко в течение созыва и фракция “Яблоко”, но эта потенциальная возможность не была использована в полной мере. Остальные депутатские объединения, особенно депутатская группа “Российские регионы”, в силу внутренних противоречий оказались способны задействовать свой мобилизационный потенциал еще меньше.

Другим важным показателем деятельности депутатских объединений является активность их членов в обсуждении и принятии решений (процент депутатов, не участвовавших в голосовании) на пленарных заседаниях палаты. Между тем, как показывают результаты голосований в 1996-1999 гг., в среднем 1/3 депутатского корпуса по разным причинам не принимала в них участия. У некоторых фракций и депутатских групп (НДР, “Яблоко”, “Российские регионы”) этот показатель приближается к 45 процентам, а у депутатов, не входящих в зарегистрированные депутатские объединения - к 60 процентам. Общее представление на этот счет (по отдельным годам и депутатским объединениям) дает приводимая ниже таблица:

  ГД в целом КПРФ ЛДПР НДР Ябл. АДГ НВ РР Вне/фр.
1996 38,9 10,7 37,8 45,0 48,1 22,0 34,7 45,6 67,5
1997 34,6 13,7 29,2 42,5 44,3 25,8 29,5 40,7 51,1
1998 35,2 14,9 26,2 45,2 43,6 24,6 28,4 41,8 57,1
1999 35,6 13,8 32,1 43,1 44,4 22,8 23,9 45,1 60,0
В целом за созыв 36,1 13,3 31,3 44,0 45,1 23,8 29,1 43,3 58,9

Приведенные данные показывают, что отказ от голосования как форма выражения своей позиции приобрела в Государственной Думе массовый характер, превратившись, по существу, в общепринятую повседневную практику. Доля неучаствующих в голосованиях практически не снизилась и после недавнего решения палаты о выделении для голосований специального времени, а у фракций КПРФ, ЛДПР и депутатских групп аграриев и “Российские регионы” даже возросла.

В условиях отсутствия официальных коалиций и соглашений между депутатскими объединениями в Государственной Думе важное значение для понимания механизма их взаимодействия, характера временных и более или менее устойчивых межфракционных связей имеет анализ итогов голосований под углом зрения совпадения позиций отдельных фракций и депутатских групп по обсуждавшимся вопросам. По итогам работы палаты в истекший период частота таких совпадений, выраженная в процентах, составила (для удобства пользования данные в двух частях таблицы по диагонали повторяются):

  КПРФ ЛДПР НДР ЯБЛ АДГ НВ РР
КПРФ * 73,8 58,8 54,7 90,4 88,6 60,2
ЛДПР 73,8 * 57,6 53,9 74,4 73,3 60,4
НДР 58,8 57,6 * 60,6 60,0 59,4 63,9
ЯБЛ 54,7 53,9 60,6 * 55,3 55,4 57,5
АДГ 90,4 74,4 60,0 55,3 * 87,1 62,4
НВ 88,6 73,3 59,4 55,4 87,1 * 62,3
РР 60,2 60,4 63,9 57,5 62,4 62,3 *

Очевидно, что наиболее устойчивые связи сложились между депутатскими объединениями, представляющими левое крыло в Государственной Думе, - фракцией КПРФ, депутатской группой “Народовластие” и Аграрной депутатской группой, у которых уровень партнерства в течение созыва составлял в среднем около 90 процентов. Фактически эти объединения выступали как единая коалиция, взаимодействующая с другими фракциями и депутатскими группами на основе тактических компромиссов.

У остальных объединений устойчивых партнеров нет. Фракции НДР, “Яблоко” и депутатская группа “Российские регионы” с показателем межфракционного взаимодействия 55-60 процентов занимают равноудаленную позицию и от своих потенциальных оппонентов, и от потенциальных союзников. Это свидетельствует о том, что на результатах их голосований в большей мере сказываются как невысокий уровень внутригрупповой солидарности, так и разного рода привходящие обстоятельства.

Самый низкий показатель взаимодействия с другими депутатскими объединениями у фракции “Яблоко” в значительной мере объясняется тем, что она чаще других фракций и депутатских групп оказывалась в рядах меньшинства при голосованиях на пленарных заседаниях палаты.

Фракция ЛДПР в этом отношении занимает промежуточное положение в Государственной Думе. Показательно, что для 4 из 6 депутатских объединений фракция ЛДПР оказывалась регулярным партнером в составе большинств, обеспечивавших принятие законодательных решений. Это означает, что во многих случаях при приблизительном равенстве сил оппонирующих сторон позиция ЛДПР оказывалась решающей.

Приведенные цифры рисуют общую картину расстановки политических сил и межфракционных отношений в Государственной Думе. Более точное представление на этот счет дает анализ голосований депутатских объединений по тематическим блокам, ибо в зависимости от характера обсуждавшихся вопросов политические ориентации и идеологические установки фракций и депутатских групп проявлялись гораздо рельефнее. Ниже приводятся данные (в процентах), характеризующие частоту совпадения позиций между отдельными депутатскими объединениями в период работы Госдумы второго созыва при голосованиях по конкретным сферам законодательного регулирования:

Фракция “Коммунистическая партия Российской Федерации”

  ЛДПР НДР “Яблоко” АДГ НВ РР
За созыв в целом 73,8 58,8 54,7 90,4 88,6 60,2
Государственное стр-во 70,5 55,5 56,1 90,9 89,6 52,4
Экономическая политика 77,8 59,1 44,2 91,7 91,2 60,8
Бюджет, финансы, налоги 66,1 65,4 53,9 85,0 81,1 65,8
Социальная политика 78,8 52,2 60,6 89,9 88,3 64,5
Оборона, безопасность 74,2 50,0 44,7 91,0 93,4 52,5
Внешняя политика 79,3 69,8 62,1 95,0 92,4 60,5

Фракция “Либерально-демократическая партия России”

  КПРФ НДР “Яблоко” АДГ НВ РР
За созыв в целом 73,8 57,7 53,9 74,4 73,4 60,5
Государственное стр-во 70,5 53,8 51,8 71,7 70,1 54,1
Экономическая политика 77,8 58,2 46,8 77,1 77,4 60,1
Бюджет, финансы, налоги 66,1 66,7 56,3 67,7 64,7 66,6
Социальная политика 78,8 53,2 60,9 79,1 78,9 64,7
Оборона, безопасность 74,2 55,3 47,5 74,6 74,6 59,4
Внешняя политика 79,3 60,0 54,8 79,8 78,8 56,0

Фракция “Наш дом - Россия”

  КПРФ ЛДПР “Яблоко” АДГ НВ РР
За созыв в целом 58,8 57,7 60,6 60,0 59,4 63,9
Государственное стр-во 55,5 53,8 59,9 56,1 55,1 60,4
Экономическая политика 59,1 58,2 59,3 59,5 60,5 62,3
Бюджет, финансы, налоги 65,4 66,7 63,3 67,4 67,4 72,7
Социальная политика 52,2 53,2 57,8 55,2 55,1 61,1
Оборона, безопасность 50,0 55,3 48,4 50,8 52,9 59,4
Внешняя политика 69,8 60,0 72,4 70,0 67,9 66,9

Фракция “Яблоко”

  КПРФ ЛДПР НДР АДГ НВ РР
За созыв в целом 54,7 53,9 60,6 55,3 55,4 57,5
Государственное стр-во 56,1 51,8 59,9 56,7 56,3 55,0
Экономическая политика 44,2 46,8 59,3 44,2 46,7 53,0
Бюджет, финансы, налоги 53,9 56,3 63,3 56,9 55,2 59,0
Социальная политика 60,6 60,9 57,8 60,7 60,8 61,1
Оборона, безопасность 44,7 47,5 48,4 45,1 47,1 54,1
Внешняя политика 62,1 54,8 72,4 61,2 60,2 63,3

Аграрная депутатская группа

  КПРФ ЛДПР НДР “Яблоко” НВ РР
За созыв в целом 90,4 74,4 60,0 55,3 87,1 62,4
Государственное стр-во 90,9 71,7 56,1 56,7 87,7 54,7
Экономическая политика 91,7 77,1 59,5 44,2 88,8 61,7
Бюджет, финансы, налоги 85,0 67,7 67,4 56,9 80,0 68,8
Социальная политика 89,9 79,1 55,2 60,7 86,9 68,2
Оборона, безопасность 91,0 74,6 50,8 45,1 89,8 54,1
Внешняя политика 95,0 79,8 70,0 61,2 92,4 62,4

Депутатская группа “Народовластие”

  КПРФ ЛДПР НДР “Яблоко” АДГ РР
За созыв в целом 88,6 73,4 59,4 55,4 87,1 62,3
Государственное стр-во 89,6 70,1 55,1 56,3 87,7 53,8
Экономическая политика 91,2 77,4 60,5 46,7 88,8 63,7
Бюджет, финансы, налоги 81,1 64,7 64,7 55,2 80,0 68,3
Социальная политика 88,3 78,9 55,1 60,8 86,9 67,4
Оборона, безопасность 93,4 74,6 52,9 47,1 89,8 55,7
Внешняя политика 92,4 78,8 67,9 60,2 92,4 60,2

Депутатская группа “Российские регионы”

  КПРФ ЛДПР НДР “Яблоко” АДГ НВ
За созыв в целом 60,2 60,5 63,9 57,5 62,4 62,3
Государственное стр-во 52,4 54,1 60,4 55,0 55,0 53,8
Экономическая политика 60,8 60,5 62,3 53,0 61,7 63,8
Бюджет, финансы, налоги 65,8 66,6 72,7 59,0 68,8 68,3
Социальная политика 64,5 64,7 61,1 61,1 68,2 67,4
Оборона, безопасность 52,5 59,4 59,4 54,1 54,1 55,7
Внешняя политика 60,5 56,0 66,9 63,3 62,4 60,2

Понятно, что эти среднестатистические данные не могут отразить всей динамики законодательного процесса, конкретные позиции фракций и депутатских групп по отдельным голосованиям, но все же некоторые общие тенденции и особенности в этом отношении они позволяют проследить.

Анализ приведенных таблиц показывает, в частности, что наибольший уровень совпадения голосований депутатских объединений на пленарных заседаниях Государственной Думы второго созыва наблюдался при рассмотрении проблем внешней политики, что в общем-то неудивительно, если учесть, что в основном они были посвящены ратификации международных договоров и соглашений.

Достаточно высокая в целом степень межфракционного взаимодействия имела место также в вопросах социальной и экономической политики. Несколько особняком в этом отношении стоят в первом случае фракция НДР, а во втором “Яблоко” и депутатская группа “Российские регионы”, имеющие показатели уровня партнерства ниже среднего со всеми депутатскими объединениями как союзниками, так и оппонентами.

В остальных голосованиях наличие идейно-политических противоречий в депутатском корпусе давали себя знать в гораздо большей мере. Особенно наглядно это проявлялось, например, при обсуждении вопросов оборонной политики и безопасности, где наиболее четко выявилась неоднозначность взглядов и подходов левого крыла Государственной Думы и остальных депутатских объединений, кроме фракции ЛДПР.

Аналогичная, по существу, картина складывалась и при голосованиях по проблемам государственного строительства с той лишь разницей, что фракции ЛДПР и “Яблоко” нужно поменять здесь местами.

По-своему показательны результаты голосований по вопросам законодательного регулирования в финансово-бюджетной и налоговой сфере. Чаще всего несовпадение позиций при этих голосованиях наблюдалось у депутатских объединений КПРФ, аграриев и “Народовластие” не только с фракциями ЛДПР и “Яблоко”, но и между собой. Кстати, эти данные лишний раз говорят об упрощенности расхожих представлений о Государственной Думе второго созыва как о двухполюсном парламенте.

Назад   Вперед
Регламент Структура Депутаты Аналитика Библиография
 
Дизайн © 1999 НПП Гарант-Сервис