Аналитика и статистика
осенняя сессия 1999 года
   
    

 

1.4. Бюджетное, налоговое, финансовое законодательство

Большаков К.П.,
Аналитическое управление

В 1996-1999 гг. продолжалась активная работа над совершенствованием бюджетного, налогового и финансового законодательства.

В сфере бюджетного законодательства принят ряд важных законов, основным из которых является Бюджетный кодекс Российской Федерации (31.07.98, № 145-ФЗ). Он устанавливает общие принципы бюджетного законодательства и бюджетного процесса в Российской Федерации, правовые основы функционирования бюджетной системы страны и субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, а также основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Кодекс определяет порядок рассмотрения, согласования, принятия и исполнения федерального бюджета на очередной финансовый год, а также порядок внесения изменений и дополнений в действующий закон о федеральном бюджете. В Бюджетный кодекс введен план развития государственного сектора экономики, который будет представляться в Государственную Думу одновременно с проектом бюджета на очередной год. Согласно Федерального закона “О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации” (09.07.99, № 159-ФЗ), Бюджетный кодекс Российской Федерации вступает в действие с 1 января 2000 года.

Федеральный закон “О бюджетной классификации Российской Федерации” (15.08.96, № 115-ФЗ) с изменениями и дополнениями (02.03.98, № 31-ФЗ) вводит подробную расшифровку всех расходных статей федерального бюджета с указанием прямых получателей бюджетных средств, что делает федеральный бюджет более прозрачным.

Федеральный закон “О бюджете развития Российской Федерации” (26.11.98, № 181-ФЗ) определяет правовые нормы формирования общих инвестиционных ресурсов, состоящих из средств федерального бюджета и частных инвесторов, а также целевого использования этих ресурсов. Для управления Бюджетом развития создаются Федеральное агентство и специализированный банк — Федеральный инвестиционный банк, контрольный пакет которого (не менее 51% голосующих акций) находится в собственности государства и закрепляется за Федеральным агентством.

В порядке корректировки финансового обеспечения социально-экономического развития страны Государственная Дума приняла ряд изменений и дополнений в Федеральный закон “О федеральном бюджете на 1996 год”, касающихся финансирования летней оздоровительной кампании для школьников (20.06.96, № 82-ФЗ); источников финансирования жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера (19.08.96, № 117-ФЗ); перераспределения средств в разделе “Промышленность, энергетика и строительство” (21.08.96, № 120-ФЗ); выделения дополнительно 4,5 трлн.руб. на государственную поддержку завоза продукции в районы Крайнего Севера и приравненных к ним территорий (28.11.96, № 146-ФЗ); увеличения расходов Пенсионного фонда Российской Федерации на 2 трлн.руб. за счет соответствующего сокращения государственных инвестиций (17.12.96, № 156-ФЗ) и ряда других вопросов.

Федеральный закон “О перечне федеральных целевых программ и ведомственной структуре расходов федерального бюджета на 1996 год” (23.08.96, № 128-ФЗ ), кроме того, изменил структуру федерального бюджета на 1996 г. в части увеличения расходов на образование, российское космическое агентство, фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, а также внес уточнения по ряду других расходных частей федерального бюджета.

Рассмотрение федерального бюджета на 1997 г. началось с принятия Федерального закона “О порядке внесения, рассмотрения и принятия Федерального закона О федеральном бюджете на 1997 год” (10.07.96, № 95-ФЗ). Данный Закон сохранил принципиальные положения аналогичных законов, которые Государственная Дума утвердила применительно к федеральным бюджетам в 1995 и 1996 гг. Вместе с тем в этом Законе содержались новые важные элементы. Речь шла о том, что при рассмотрении проекта федерального бюджета Государственная Дума одновременно будет ратифицировать международные договоры, которые содержат финансовые обязательства государства. Закон также ввел четкую регламентацию сроков принятия федерального бюджета и связанных с ним налоговых законов.

Федеральный закон “О федеральном бюджете на 1997 год” (26.02.97, № 29-ФЗ) устанавливал расходы федерального бюджета на 1997 г. в сумме 529765,2 млрд.руб., доходы — 434365,1 млрд.руб., а также предельный размер дефицита федерального бюджета на 1997 год в сумме 95400,1 млрд.руб. (3,5 % к ВВП). Позднее в Закон внесены некоторые изменения дополнявших расходную часть федерального бюджета перечнем расходов на развитие межфермерской кооперации (20.03.97, № 66-ФЗ); предусматривающих направление средств из внутренних (42950,0 млрд.руб.) и внешних (52450,1 млрд.руб.) источников на покрытие дефицита федерального бюджета, а также увеличение предельного размера государственных внешних заимствований в 1997 г. до суммы в 10,9 млрд.долл. США (26.12.97, № 154-ФЗ); разрешавших Правительству РФ произвести финансирование содержания объектов социальной сферы и жилого фонда, переданных в ведение органов местного самоуправления в 1993-1997 гг., в пределах ассигнований, предусмотренных на формирование Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ (30.12.97, № 155-ФЗ); предусматривавших дополнительное финансирование расходов Пенсионного фонда РФ по выплате государственных пенсий и пособий в сумме до 8,192 трлн.руб. (30.12.97, № 156-ФЗ).

До рассмотрения федерального бюджета на 1998 г. Государственная Дума приняла Федеральный закон “О порядке внесения, рассмотрения и принятия Федерального закона О федеральном бюджете на 1998 год” и о порядке внесения изменений и дополнений в федеральный бюджет” (21.07.97, № 111-ФЗ). По сравнению с аналогичным законом 1997 года в данном законе были изменены сроки основных этапов бюджетной процедуры в сторону их сокращения с целью ускорения принятия федерального бюджета на 1998 г.

Федеральный закон “О федеральном бюджете на 1998 год” (26.03.98, № 42-ФЗ) устанавливал расходы федерального бюджета на 1998 г. в сумме 499945,2 млн.руб., доходы — 367548,0 млн.руб., исходя из прогнозируемого объема ВВП — 2840 млрд.руб. и уровня инфляции 5,7% (декабрь 1998 г. к декабрю 1997 г.). Предельный размер дефицита федерального бюджета на 1998 г. был определен в размере 132,4 млрд.руб. (4,7% к ВВП). Рост дефицита бюджета в 1998 г. по отношению к 1997 г. составлял 132%. В дополнение к этому Закону Государственная Дума приняла ряд изменений и дополнений, касающихся сокращения бюджетных расходов на функционирование государственных органов власти — Президента РФ, законодательных (представительных) органов и исполнительных органов государственной власти — в среднем на 26%. Высвобождаемые таким образом средства должны были передаваться на государственную поддержку угольной отрасли (16.07.98, № 100-ФЗ); устранения противоречия между Федеральным законом “О федеральном бюджете на 1998 год” и Законом Российской Федерации “Об образовании” (23.07.98, № 119-ФЗ); разрешения оставлять в распоряжении образовательных учреждений и государственных музеев, финансируемых из федерального бюджета, доходы, полученные ими от сдачи в аренду федерального имущества (31.07.98, № 140-ФЗ).

Федеральный закон “О завершении в 1999 году операций по исполнению федерального бюджета на 1998 год” (10.02.99, № 28-ФЗ) с изменениями (03.03.99, № 43-ФЗ) предусматривал продление счетного периода для завершения операций по исполнению федерального бюджета на 1998 г. до 15 марта 1999 года.

Федеральный закон “О порядке внесения, рассмотрения и принятия Федерального закона О федеральном бюджете на 1999 год” и о порядке внесения изменений и дополнений в федеральный бюджет” (23.07.98, № 121-ФЗ) фактически продлевает на 1999 г. действие Федерального закона “О порядке внесения, рассмотрения и принятия Федерального закона О федеральном бюджете на 1998 год и о порядке внесения изменений и дополнений в федеральный бюджет”, поскольку Бюджетный кодекс, регламентирующий данную процедуру, будет введен в действие с 1 января 2000 г.

Федеральный закон О федеральном бюджете на 1999 год” (22.02.99, № 36-ФЗ) устанавливает расходы федерального бюджета на 1998 г. в сумме 575046,6 млн.руб., доходы — 473676,1 млн.руб., исходя из прогнозируемого объема ВВП 4000 млрд.руб. и уровня инфляции 30,0% (декабрь 1999 г. к декабрю 1998 г.). Законом установлен предельный размер дефицита федерального бюджета на 1999 год в сумме 101370,5 млн.руб. (2,54 % к ВВП).

В течении года в этот Закон были внесены дополнения изменяющие сроки и суммы привлекаемых кредитов Внешэкономбанка и Внешторгбанка для расчетов по государственному внешнему долгу (05.07.99, № 129-ФЗ); направляющие дополнительные средства на пенсионные выплаты военнослужащим и работникам правоохранительных органов в размере 8171,7 млн.руб., а также на поэтапное погашение сложившейся задолженности по данным выплатам (17.07.99, № 166-ФЗ); устанавливающие государственные гарантии Правительства Российской Федерации на финансовый лизинг для сельского хозяйства в размере до 100% заемных средств, т.е. лимиты государственных гарантий на лизинг сельскохозяйственной техники повысились с 2000 млн.руб. до 7120 млн.руб (17.07.99, № 170-ФЗ); перераспределяющие расходы по разделам “Образование” и “Министерство общего и профессионального образования” в пределах выделенных ассигнований (17.07.99, № 173-ФЗ); устанавливающие компенсации 36 регионам потерь в связи с введением новой методики распределения средств субъектам Российской Федерации — в сумме 1011,4 млн.руб.; финансовой помощи субъектам Российской Федерации с учетом дополнительных факторов, осложняющих социальную ситуацию в регионах, в сумме 600,0 млн.руб (25.10.99, № 188-ФЗ); выделяющие из дополнительных доходов федерального бюджета 2,3 млрд.руб. для решения проблемы предотвращения сбоев и негативных последствий в работе компьютерных, микропроцессорных, цифровых и иных аналогичных систем, возникающих в результате некорректной обработки даты при наступлении 2000 г. (20.11.99, № 200-ФЗ).

Во втором чтении принят проект федерального закона “О федеральном бюджете на 2000 год”. Основные параметры бюджета определены в размерах: расходы — 849373,0 млн.руб., доходы — 791500,9 млн.руб., исходя из прогнозируемого объема ВВП в сумме 5350 млрд.руб. и уровня инфляции 18,0% (декабрь 2000 г. к декабрю 1999 г.).

Предметом постоянного внимания депутатов были вопросы совершенствования налоговой политики. За время созыва Государственная Дума проделала значительную работу по модернизации существующей и подготовке новой налоговой системы.

Основным актом, регулирующим сегодня налоговое законодательство является Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) (31.07.98, № 146-ФЗ). Эта часть Налогового кодекса состоит из 6 разделов и 142 статей, включающих общие положения о налогах и сборах, вопросы правового регулирования налогообложения на уровне субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, а также ответственности за налоговые правонарушения.

Федеральный закон “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации” (31.07.98 № 147-ФЗ) с изменениями и дополнениями (09.07.99, № 155-ФЗ) носит чисто технический характер. В нем содержится перечень статей, которые пока не вступают в действие, устанавливается порядок изменения норм действующего законодательства, противоречащих принятой части Налогового кодекса, а также дата вступления в силу первой части Налогового кодекса (1 января 1999 г.).

На момент вступления в силу Налогового кодекса Государственная Дума и законодательные органы многих субъектов Российской Федерации не успели рассмотреть и принять законодательные акты о налогах и сборах, регулирующие порядок взимания налогов и сборов в 1999 г. Поэтому был принят Федеральный закон “О приостановлении действия пункта 1 статьи 5 части первой Налогового кодекса Российской Федерации” (30.03.99, № 51-ФЗ), предусматривающий отсрочку введения статьи 5 Налогового кодекса до 1 января 2000 г. (настоящая статья определяет порядок вступления в силу законодательных актов о налогах и сборах).

С целью уточнения формулировок и устранения внутренних противоречий некоторых положений и статей, содержащихся в части первой Налогового кодекса был принят Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации” (09.07.99, № 154-ФЗ).

Федеральный закон “О налоге на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте” (21.07.97, № 120-ФЗ) с изменениями и дополнениями (16.07.98 № 98-ФЗ) предусматривает, что налогооблагаемой базой является сумма в российских рублях, уплачиваемая физическими лицами, предприятиями, кредитными организациями при покупке иностранной наличной валюты. Ставка налога установлена в размере 1% от налогооблагаемой базы.

Федеральный закон “О налоге на игорный бизнес” (31.07.98, № 142-ФЗ) определяет общие принципы налогообложения, налогооблагаемую базу, ставки и плательщиков налога на игорный бизнес.

Введение в действие Федерального закона “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности” (31.07.98, № 148-ФЗ) с изменениями и дополнениями (31.03.99, № 63-ФЗ) имеет целью повысить собираемость налогов в сфере малого предпринимательства, которая характеризуется высокой долей наличного денежного оборота, а, следовательно, возможностью ухода от налогов.

В 1998 г. были приняты два федеральных закона о внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, которые дополняет перечень налогов налогом с продаж, дают определение плательщиков этого налога, устанавливают предельные ставки налога (31.07.98, № 150-ФЗ), а также приводят этот Закон в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации, в части, касающейся очередности исполнения платежных поручений (18.11.98, № 173-ФЗ).

Федеральный закон “О налоге на отдельные виды транспортных средств” (08.07.99, № 141-ФЗ) дополняет перечень федеральных налогов налогом на отдельные виды транспортных средств. Он предусматривает уплату налога за эксплуатацию транспортных средств: легковых автомобилей с рабочим объемом двигателя от 2500 до 3000 куб.см — 2 руб. на единицу рабочего объема двигателя, свыше 3000 куб.см — 3 руб. на единицу рабочего объема двигателя. При этом ставки налога варьируются в зависимости от срока выпуска автомобиля. В связи с принятием этого Закона внесены соответствующие изменения в Закон Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” (08.07.99, № 142-ФЗ).

Федеральный закон “О внесении изменения и дополнения в статью 11 Закона РСФСР “О государственной налоговой службе РСФСР” (13.06.96, № 67-ФЗ) с изменениями и дополнениями (08.07.99, № 151-ФЗ) дает возможность более точного обоснования выборочных проверок предприятий и организаций со стороны налоговых органов, а также вносит необходимые изменения в связи с принятием части первой Налогового кодекса.

Федеральный закон “О внесении дополнения в Закон Российской Федерации “О государственной пошлине” (20.08.96, № 118-ФЗ) с изменениями и дополнениями (19.07.97, № 105-ФЗ и 13.04.99, № 76-ФЗ) уточняет порядок, сроки уплаты и зачисления государственной пошлины.

Федеральные законы “О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций” (14.12.96, № 151-ФЗ) и “О внесении дополнения в Закон Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость” (22.05.96, № 45-ФЗ), принятые в развитие Федерального закона “О свободных экономических зонах”, предусматривают освобождение функционирующих в свободной экономической зоне предприятий от уплаты налога на прибыль в течение пяти лет, а также освобождение от налога на добавленную стоимость при экспорте произведенной в свободной экономической зоне продукции.

Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций” (10.01.97, № 13-ФЗ) предусматривает отмену нормы по уменьшению налогооблагаемой прибыли на сумму отчислений в резервные и другие аналогичные фонды; сохранение льгот по финансированию капитальных вложений производственного назначения только для предприятий отраслей сферы материального производства, по направлению прибыли на жилищное строительство для предприятий всех отраслей хозяйства.

С целью недопущения ухода от налогообложения прибыли, образующейся при продаже акций предприятия, принят Федеральный закон “О внесении дополнения в статью 2 Закона Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций” (28.06.97, № 92-ФЗ).

В соответствии с Федеральным законом “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций” (03.03.99, № 45-ФЗ) уменьшена существующая налогооблагаемая база на курсовые разницы при погашении облигаций внутреннего валютного займа, образовавшейся в период с 1 августа по 31 декабря 1998 г.

Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций” (31.03.99, № 62-ФЗ) предусматривает снижение ставки налога на прибыль с 35% до 30%, при распределении в федеральный бюджет — с 13% до 11%; снятие ограничения на применение льготы, связанной с финансированием капитальных вложений и, наоборот, прекращение предоставления экономически и социально неоправданных льгот; освобождение от налога на прибыль средств, полученных предприятиями от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения.

Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость” (01.04.96, № 25-ФЗ) ставит задачей использовать дополнительные зарубежные сырьевые источники хлопка-волокна, обеспечить завоз сырья более ритмично и лучшего качества, а также решение проблем роста производства текстильной промышленности, обеспечение занятости работающих, увеличение поступлений в бюджет.

Федеральный закон “О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость” (17.03.97, № 54-ФЗ) освобождает от уплаты налога на добавленную стоимость ввоз товаров, предназначенных для включения в уставный капитал предприятий с иностранными инвестициями.

Федеральный закон “О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость” (28.04.97, № 73-ФЗ) предусматривает отмену льгот по ряду направлений экономической деятельности. В отношении туристско-экскурсионных фирм налог на добавленную стоимость (НДС) взимается со стоимости соответствующих услуг за исключением комиссионного и агентского вознаграждений, которые получены туристическим агентом от продажи туристических путевок. В отношении общероссийских общественных организаций инвалидов льготы по НДС не распространяются теперь на подакцизные товары, минеральное сырье и полезные ископаемые. Льготы по НДС сохраняются только при строительстве жилых домов массового применения. Также отменяется льгота по НДС на ввозимое в страну технологическое оборудование, но с оговоркой, что по заключенным договорам до вступления в силу настоящего закона в течение всего 1997 г. НДС не взимается.

Федеральный закон “Об освобождении от уплаты налога на добавленную стоимость в 1998 году по ввезенным на территорию Российской Федерации оборудованию и товарам” (25.07.98, № 129-ФЗ) освобождает от налога на добавленную стоимость по ввезенным на территорию России до 01.06.98 оборудованию и товарам по контрактам, заключенным до 30.04.97 и зарегистрированным до 31.12.97. Принятие закона обусловлено тем обстоятельством, что льгота по данному налогу действовала до 30.04.97 и многие хозяйствующие субъекты, заключившие договора ранее этого срока, в настоящее время вынуждены платить налог на добавленную стоимость.

Федеральный закон “О внесении изменений в Закон Российской Федерации “Об акцизах” (07.03.96, № 23-ФЗ) дает определение плательщиков акцизов, унифицирует ставки акцизов и методы их взимания, а также устанавливает ответственность неплательщиков.

Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об акцизах” (10.01.97, № 12-ФЗ) уточняет ставки акцизов на спирт и дифференцирует по ставкам акцизов различную табачную продукцию.

Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об акцизах” (14.02.98 № 29-ФЗ) с изменениями и дополнениями (23.07.98 № 118-ФЗ) устраняет внутренние противоречия в определениях плательщиков акцизов, конкретизирует сроки уплаты акцизов, устанавливает новые ставки акцизов по целому ряду товаров.

Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О подоходном налоге с физических лиц” (21.06.96 № 83-ФЗ) регулирует вопросы налогообложения, подоходного налога с физических лиц, граждан, получивших гранты от международных фондов. Кроме того, в Законе содержится положение, касающееся льгот по налогообложению стипендий аспирантов и докторантов институтов Российской Академии наук.

Федеральный закон “О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О подоходном налоге с физических лиц” (10.01.97, № 11-ФЗ) отменяет ежеквартальную отчетность налогоплательщиков.

Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О подоходном налоге с физических лиц” (28.06.97, № 94-ФЗ) определяет порядок компьютерного ведения бухгалтерского учета с целью получения более полной информации о заработной плате, проверки правильности начисления заработной платы и подоходного налога по разным местам работы физических лиц. Согласно данному Закону, предприятия обязываются передавать соответствующую информацию в органы Госналогслужбы, где она соответствующим образом должна обрабатываться и анализироваться для полного исчисления подоходного налога.

Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О подоходном налоге с физических лиц” (31.12.97, № 159-ФЗ) изменяет ставки подоходного налога, в частности: годовой доход до 20000 руб. облагается налогом в 12%; от 20001 до 40000 руб. — 2400 руб. + 15% с суммы, превышающей 20000 руб.; от 40001 до 60000 руб. — 5400 руб. + 20% с суммы, превышающей 40000 руб.; от 60001 до 80000 руб. — 9400 руб. + 25% с суммы, превышающей 60000 руб.; от 80001 до 100000 руб. — 14400 руб. + 30% с суммы, превышающей 80000 руб.; от 100000 руб. И выше — 20400 руб. + 35% с суммы, превышающей 100000 руб. Уточнены также штрафные санкции неплательщикам налога.

Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О подоходном налоге с физических лиц” (09.02.99, № 23-ФЗ) с изменениями и дополнениями (31.03.99, № 65-ФЗ) вводит с 1 января 1999 г. новую шкалу налогообложения физических лиц с установлением двух видов подоходного налога: взимаемого в федеральный бюджет по фиксированной ставке 3% и взимаемого в бюджеты субъектов Российской Федерации по прогрессивной шкале налогообложения, в частности: доход до 30000 руб. — 9%; от 30001 до 60000 руб. — 2700 + 12% с суммы, превышающей 30000 руб.; от 60001 до 90000 руб. — 6300 + 17% с суммы, превышающей 60000 руб.; от 90001 до 150000 руб. — 11400 + 22% с суммы, превышающей 90000 руб.; от 150001 руб. и выше — 24 600 + 32% с суммы, превышающей 150000 руб.

Федеральным законом “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налогах на имущество физических лиц” (17.07.99, № 168-ФЗ) устанавливаются следующие ставки налога на имущество физических лиц: стоимость имущества до 500 тыс.руб. - от 0,1 до 0,3 процентов; стоимость имущества от 500 тыс.руб. - от 0,3 до 1,5 процента с суммы, превышающей 500 тыс.руб. Представительным органам местного самоуправления предоставлено право определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям. Кроме того, усилена ответственность за непредоставление данных, необходимых для налогообложения.

Федеральный закон “О внесении дополнения в статью 7 Закона Российской Федерации “О налоге на имущество предприятий” (08.01.98, № 1-ФЗ) принят в целях поддержки бюджетов субъектов Российской Федерации. Заложенная в Законе новая норма предусматривает, что по предприятиям, в состав которых входят территориально обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего) счета, зачисление налога производится в доходы субъектов Федерации и местных бюджетов по месту нахождения таких подразделений в соответствующих долях. При этом сумма налога определяется по ставкам налога действующим на соответствующей территории.

Федеральный закон “О внесении изменения и дополнения в Закон Российской Федерации “О таможенном тарифе” (05.02.97, № 25-ФЗ) предусматривает предоставление тарифных льгот при ввозе продукции производственно-технического назначения в счет кредитов, предоставленных иностранными государствами, международными финансовыми организациями в соответствии с международными договорами Российской Федерации под гарантии Правительства РФ.

Федеральный закон “О внесении дополнения в Закон Российской Федерации “О сборе за использование наименований “Россия”, “Российская Федерация” и образованных на их основе слов и словосочетаний” (28.04.97, № 71-ФЗ) распространяет указанный сбор на сельскохозяйственных производителей, использующих данные наименования.

Федеральный закон “О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О плате за землю” (25.07.98, № 132-ФЗ) изменяет порядок централизации в федеральном бюджете средств, поступающих от взимания платы за землю. Согласно Закону, платежи за землю зачисляются на счета территориальных органов федерального казначейства, которые направляют эти средства в федеральный бюджет и в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации в той доле, которая определена законодательством, а оставшуюся часть — на бюджетные счета соответствующих органов местного самоуправления.

Федеральный закон “О ставках земельного налога в 1998 году” (28.10.98, № 162-ФЗ) сохраняет указанные ставки на уровне 1997 года.

Федеральный закон “О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Новгороде и Твери” (20.07.97, № 110-ФЗ) с изменениями и дополнениями (20.11.99, № 196-ФЗ) продлевает срок эксперимента по налогообложению в названных городах до 2003 года, что позволит завершить отработку концепции налога на недвижимость и методики его поэтапного введения.

Федеральный закон “О внесении дополнений в статью 2 Закона Российской Федерации “О налоге на операции с ценными бумагами” (23.03.98, № 36-ФЗ) устанавливает, что первичная эмиссия не облагается налогом на операции с ценными бумагами. Названные дополнения направлены на то, чтобы дать четкое толкование: когда взимается налог на операции с ценными бумагами и когда данный налог не должен взиматься. Если решение по увеличению уставного капитала принято на основании решений Правительства, то есть не произошло увеличения имущества, эта эмиссия также не облагается налогом на операции с ценными бумагами.

Федеральный закон “О внесении изменения в статью 4 Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в отдельные Законы Российской Федерации о налогах” (16.11.98, № 170-ФЗ) продлевает на три года (до 1 января 2002 г.) действующие налоговые льготы для средств массовой информации и книгоиздания.

Федеральный закон “О внесении дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах” (06.01.99, № 10-ФЗ) предусматривает внесение изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций” и в Закон Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость” в части упорядочения налогообложения иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в Российской Федерации. Так, в частности, предусматривается установить общий порядок исчисления и уплаты налога на прибыль российских налогоплательщиков и иностранных юридических лиц. Предлагается также признать утратившим силу отдельные нормы законодательных актов Российской Федерации в связи с отменой льгот по НДС.

Федеральный закон “О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации” (04.05.99, № 95-ФЗ) устанавливает требования, необходимые для пользования льготами, а именно: оказание безвозмездной технической, гуманитарной помощи иностранными государствами и организациями, имеющими удостоверение, выданное посольством или соответствующим уполномоченным органом. Закон предусматривает, что контроль за целевым использованием безвозмездной помощи (содействия) ее получателем осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В случае нецелевого использования безвозмездной помощи (содействия) её получатель, использующий предоставленные ему налоговые, таможенные и другие льготы, уплачивает суммы налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней, а также начисленные на эти суммы пени и штрафы по действующим ставкам.

Большая работа в рассматриваемый период проделана депутатами в сфере финансового законодательства.

В соответствии с Федеральным законом “О перечислении прибыли Центрального банка Российской Федерации в федеральный бюджет” (05.06.96, № 62-ФЗ) Центральный банк был обязан перечислить в федеральный бюджет 5 трлн.руб. собственной прибыли, которую предполагалось израсходовать на оплату отпусков преподавателей школ и ВУЗов, финансирование части государственного оборонного заказа и оплату проезда работникам бюджетной сферы северных регионов к месту проведения отпуска и обратно.

Федеральный закон “О внесении изменения в Федеральный закон “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” (20.06.96, № 80-ФЗ) предусматривает распределять прибыль Центрального банка РФ поровну (50% — в федеральный бюджет и 50% остается в распоряжении Центрального банка), причем использование прибыли Центробанком должно контролироваться Государственной Думой.

В результате принятия ряда законов, касающихся Центрального банка и денежного обращения в стране, сложилось положение, что Центральный банк фактически утратил право контроля кассовых операций некредитных организаций, то есть физических и юридических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Федеральный закон “О внесении изменений в Федеральный закон “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” (27.02.97, № 45-ФЗ) с изменениями (28.04.97, № 70-ФЗ) исправляет это положение.

Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” и Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О Центральном банке РСФСР (Банке России)” (04.03.98, № 34-ФЗ) обязывает Центральный банк обеспечить долю своего участия в капиталах Сбербанка России, Внешторгбанка, Евробанка, Московского Народного банка и Ост-Вест Хандельсбанка в объеме не менее 50% плюс одна голосующая акция. Уменьшение долей участия ниже указанного уровня может осуществляться только в случае принятия специального федерального закона.

Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” и Федеральный закон “О банках и банковской деятельности” (31.07.98, № 151-ФЗ) направлен на укрепление системы банковского надзора кредитных организаций, лишенных лицензии Центрального банка на осуществление банковских операций.

Федеральный закон “О внесении дополнения в статью 28 Федерального закона “О банках и банковской деятельности” (05.07.99, № 126-ФЗ) предоставляет Банку России право определять порядок установления российскими кредитными организациями корреспондентских отношений с иностранными банками, зарегистрированными на территории оффшорных зон иностранных государств, что призвано с большей эффективностью противодействовать утечке капиталов из Российской Федерации.

Федеральный закон “О внесении дополнений в Федеральный закон “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” и Федеральный закон “О рынке ценных бумаг” (08.07.99, № 139-ФЗ) разрешает выпуск и обращение облигаций Банка России, что позволит ослабить давление на валютный рынок и обеспечить более гибкое регулирование Центральным банком денежной массы в стране.

Федеральный закон “О реструктуризации кредитных организаций” (08.07.99, №44-ФЗ) устанавливает порядок и условия осуществления мероприятий по реструктуризации кредитных организаций, а также создает правовую базу для деятельности образованного Правительством Российской Федерации Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО). АРКО придан статус некоммерческой организации, имеющей организационно-правовую форму государственного учреждения. В связи с принятием Федерального закона “О реструктуризации кредитных организаций” принят ряд изменений в федеральные законы, связанные с банковской деятельностью (08.07.99, № 136-ФЗ и 08.07.99, №37-ФЗ).

Назад   Вперед
Регламент Структура Депутаты Аналитика Библиография
 
Дизайн © 1999 НПП Гарант-Сервис