Аналитика и статистика
весенняя сессия 1998 года
   
    

 

6. Правительственный час

22 мая

По инициативе депутатов П.Т.Бурдукова (Аграрная депутатская группа) и В.В.Жириновского (фракция ЛДПР) первым в ходе “правительственного часа” должен был рассматриваться вопрос “Об источниках покрытия расходов, связанных с захоронением останков царской семьи Романовых”. Информацию по этому вопросу должен был представить депутатам Первый Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Б.Е.Немцов. Однако в связи со срочной командировкой в Ростовскую область Б.Е.Немцов прислал в Государственную Думу письмо о том, что он представит депутатам письменную информацию.

По инициативе депутата В.В.Жириновского (фракция ЛДПР) вторым вопросом в ходе “правительственного часа” рассматривался вопрос “О целесообразности безвизового проезда граждан Китая в приграничные районы России”. С информацией перед депутатами выступил статс-секретарь - первый заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации И.С.Иванов.

Он отметил, что данная проблема существует, и депутаты правильно обращают на нее внимание. И.С.Иванов напомнил, что безвизовый въезд граждан Китая на территорию России осуществлялся на основании двух соглашений 1992 и 1993 годов. Эти соглашения отвечали стремлением двух сторон расширить общение граждан обеих стран, прежде всего живущих в приграничной зоне. При этом введение безвизового режима, по словам И.С.Иванова, было инициативой не Министерства иностранных дел РФ, а местных властей.

Однако сегодня требуется определенная корректировка сложившейся ситуации. Наибольшие нарекания вызывает безвизовый групповой туристический обмен, который на практике используется как гражданами Китая, так и гражданами России преимущественно в коммерческих целях. Вокруг этого вида поездок зачастую складывается криминогенная обстановка. По мнению статс-секретаря МИДа, перевод двухстороннего туризма на визовую основу сможет перекрыть главный канал нелегальной миграции китайских граждан в Россию. И.С.Иванов сообщил, что российская сторона намеревается поставить перед китайской стороной вопрос о кардинальном пересмотре соглашения 1992 года о безвизовых групповых туристических поездках.

Существует дисбаланс в поездках граждан Китая и России по дипломатическим и служебным паспортам. В 1996 г. в Россию въехало по служебным паспортам около 200 тыс. китайцев, в 1997 г. - около 170. Существующий дисбаланс в этой категории лиц равен примерно двадцать к одному. Учитывая соображения всех компетентных органов - ФСБ, МВД, ФПС, МИД планирует провести переговоры с китайской стороной относительно пересмотра соглашения о безвизовых поездках по дипломатическим и служебным паспортам.

Отвечая на вопросы депутатов, статс-секретарь Министерства иностранных дел РФ подчеркнул, что российский МИД намерен провести коррекцию безвизового режима поэтапно, без резких радикальных мер, в тесном сотрудничестве с руководством соответствующих российских регионов. В то же время необходимо всемерно развивать научные, торговые и иные связи между Россией и ее стратегическим партнером - Китаем с учетом цели о выведении товарооборота между двум странами на уровень 20 млрд. долларов.

По инициативе депутата А.Д.Венгеровского (фракция ЛДПР) следующим вопросом в ходе “правительственного часа” рассматривался вопрос “О возможной реакции России на позицию США, изложенную в докладе заместителя госсекретаря США по политическим вопросам “Стратегический курс Соединенных Штатов Америки в Закавказье, странах Каспийского бассейна и Центральной Азии”, прозвучавшем 2 марта 1998 г. в сенатском комитете по международным отношениям”. С информацией по этому вопросу перед депутатами выступил заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации Г.Э.Мамедов.

Он отметил, что выступление зам. госсекретаря США Т.Пикеринга (бывшего посла США в РФ) составлено в очень округлых выражениях и носило достаточно общий характер. Поэтому, наверное, следует анализировать не это и подобные выступления, а конкретные действия США в отношении стран Закавказья и Средней Азии, например, решение распространить зону ответственности регионального командования Соединенных Штатов на бывшие республики Советского Союза. В данном случае, как заявил зам. министра иностранных дел РФ, МИД России сразу дал решительный отпор. Этот вопрос поднимался на самом высшем уровне, неоднократно ставился Министром иностранных дел РФ Е.М.Примаковым, он учитывается на переговорах с США по военно-политическим вопросам. В то же время, политика в отношении суверенных государств Закавказья и Средней Азии является очень важным, приоритетным направлением внешней политики России. И теперь, когда согласно новой структуре Правительства РФ ответственность за это направление перешла к МИДу, с него будет выше и спрос.

По инициативе депутатов В.А.Тарачева и Г.В.Бооса (оба из фракции НДР), третьим вопросом, вынесенным на “правительственный час”, был вопрос “О состоянии российского фондового рынка и мерах, принимаемых Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации, по снижению стоимости обслуживания государственного долга, а также обоснованности обвинений Государственной Думы в многомиллиардных убытках государства, высказанных Б.Е.Немцовым по телевидению 19 мая 1998 г.”. С информацией по этому вопросу перед депутатами выступили председатель Центрального банка Российской Федерации С.К.Дубинин, Министр финансов Российской Федерации М.М.Задорнов, председатель Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг Д.В.Васильев.

В своем выступлении председатель Центробанка отметил, что российские финансовые рынки оказались достаточно уязвимыми для различных спекулятивных действий и зависимыми как от международных событий, в частности на фондовых рынках в Юго-Восточной Азии, так и от внутренних проблем. Начиная с середины мая инвесторы начали готовиться к большому выводу средств с рынка ГКО и ОФЗ. Дальнейшее развитие событий привело к интервенциям Центробанка, то есть к продаже им долларов США для удержания курса в объявленных границах. В настоящее время предкризисный уровень валютных резервов еще не восстановлен.

По мнению С.К.Дубинина, необходимо, во-первых, неукоснительное выполнение Правительством РФ своих обязательств и не пугать российских вкладчиков перспективой замораживания рынка ГКО и ОФЗ. Во-вторых, необходимо решение фундаментальных вопросов устойчивости российской финансовой системы, связанных с устойчивостью бюджета и сбором доходов, прежде всего налогов в федеральный бюджет, а также в бюджеты регионов. Глава Центрального банка РФ поддержал намерения, выраженные в ряде последних заявлений Правительства, и высказал пожелания, чтобы от Государственной Думы поступили конкретные предложения о том, какие меры необходимо срочно принять для стабилизации положения в бюджете.

Министр финансов РФ М.М.Задорнов заявил, что подписанный Президентом РФ закон об особенностях распоряжения акциями РАО “ЕЭС России” оказал очень негативное влияние на инвесторов, прежде всего западных. В результате этого и других факторов произошел сброс российских ценных бумаг инвесторами. Затем с помощью совместных усилий Правительства и Центрального банка удалось удержать финансовую ситуацию в стране. Однако нужны более решительные и долгосрочные меры. Прежде всего, это касается бюджетной политики. Правительство представит Думе программу экономии государственных средств (примерно 40 млрд. руб. из расчета на год). Помимо этого, Правительство с целью увеличения доходов федерального бюджета предложит Государственной Думе ряд мер: ужесточение государственного контроля на алкогольном рынке, программу организационных мер по линии Таможенного комитета РФ, ряд конкретных налоговых предложений и других мер, которые должны позволить Правительству собрать имеющиеся налоги в полном объеме. Как заверил Министр финансов РФ, практически нигде, кроме таможенных пошлин, речь не идет об увеличении ставок налогов. Второе направление - это изменение порядка налогообложения на рынке ценных бумаг. И третья позиция состоит в том, что Минфин внес проект указа Президента об ограничении заимствований субъектами Федерации и органами исполнительной власти, всеми, кроме Минфина. Также, по мнению М.М.Задорнова, скорейшее согласование Государственной Думой и Советом Федерации закона об особенностях обращения государственных и муниципальных ценных бумаг оказало бы очень серьезное и позитивное воздействие на рынок. Кроме того, важно, чтобы ни у внутренних, ни у внешних инвесторов не было никаких сомнений в том, что Россия безусловно будет выполнять все свои обязательства по долгу, как по внутреннему, так и по внешнему. При этом Министр финансов РФ заявил, что соответствующая комиссия Государственной Думы согласилась с линией Правительства РФ на увеличение заимствований на внешнем рынке с тем, чтобы за счет этого источника сокращать внутренние заимствования или даже напрямую откупать часть внутреннего долга.

В своем выступлении председатель Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг Д.В.Васильев также заявил, что вступление в силу закона об особенностях распоряжения акциями РАО “ЕЭС России” очень негативно было воспринято широкими массами инвесторов и стимулировало серьезное падение цен на российском рынке корпоративных ценных бумаг. Негативным фактором остается падение мировых цен на нефть. Кроме того, имеет место общее недоверие иностранных и российских инвесторов к уровню защиты прав собственности и прав инвесторов на российском рынке ценных бумаг. Председатель ФКЦБ обратился к депутатам с призывом уделить особое внимание принятию законов, которые касаются защиты прав инвесторов. Речь идет о поправках в закон по “РАО ЕЭС России” и законопроекте, связанном с защитой прав инвесторов, который был принят в первом чтении.

Отвечая на вопросы депутатов, Министр финансов РФ заявил, что Председатель Правительства РФ С.В.Кириенко абсолютно прав, говоря о том, что главная фундаментальная причина наших долговых проблем - это несбалансированность бюджета, т.е. разница между доходами и расходами. По оценке М.М.Задорнова, наш долг по объему невелик и составляет всего 50% валового внутреннего продукта. Но он очень короткий, т.е. значительную его часть, около трети, составляют долговые обязательства, бумаги, сроком до девяти месяцев. В силу этого по итогам первого квартала 1998 г. 30% шло на долг. Министр финансов РФ также согласился с депутатами в том, что если приватизированное предприятие не платит налоги, не развивает производство и не выполняет условия инвестиционного конкурса, то государство должно принимать меры к соответствующим собственникам.

Ряд депутатов, принявших участие в обсуждении данного вопроса, подчеркивали, что коренной причиной финансового кризиса, разразившегося в России, является не принятие Государственной Думой закона об особенностях распоряжения акциями РАО “ЕЭС России” и не кризис на фондовых рынках Юго-Восточной Азии, а весь экономический курс Правительства РФ. Выступая с заключительным словом, инициатор постановки данного вопроса, депутат В.А.Тарачев подчеркнул, что Правительство должно выработать программу антикризисных мероприятий, направленных на оздоровление бюджетно-финансовой меры, и в самый короткий срок представить ее на рассмотрение Государственной Думы. Кроме того, Правительство должно более оперативно реагировать на любые негативные изменения ситуации на рынке ценных бумаг и успокоить инвесторов четкой программой конкретных действий. В свою очередь, ФЦКБ должна информировать Думу и Правительство о текущей ситуации на рынке ценных бумаг. В заключение своего выступления В.А.Тарачев отметил, что заявления, сделанные недавно руководителями Центробанка и Минфина по поводу состояния государственных финансов, бюджета, выплат по внешним и внутренним долгам, повлекли в каждом случае снижение котировок на 1-2 процента. Поэтому государственные деятели всех ветвей и уровней власти должны принимать во внимание возможные последствия на фондовых рынках такого рода заявлений.

5 июня

Первым вопросом, внесенным по инициативе депутата И.С.Аничкина (депутатская группа “Народовластие”) был вопрос “О задачах, основных положениях и ходе пенсионной реформы в Российской Федерации”. Вторым вопросом, внесенным по инициативе депутата А.В.Апариной (фракция КПРФ) был вопрос “О принимаемых мерах по погашению задолженности по выплате ежемесячных пособий гражданам, имеющим детей, и намечаемых мероприятиях по обеспечению своевременной выплаты этих пособий”. Третьим вопросом, внесенным по инициативе депутата О.П.Гонжарова (фракция НДР), был вопрос “О реорганизации Федеральной службы занятости России”. С информацией во всем трем вопросам перед депутатами выступила Министр труда и социального развития Российской Федерации О.Г.Дмитриева. В своем выступлении по вопросам пенсионной реформы Министр отметила, что программа пенсионной реформы определяет пути развития пенсионной системы на много лет. К достоинствам разработанной программы можно отнести попытку уйти от уравнительности нынешней системы к накопительной системе через углубление страхового принципа государственной пенсии и намерение решить фискальные задачи путем введения механизма условно-накопительных счетов и введения многоуровневой пенсионной системы. Это государственное социальное обеспечение в виде социальных пенсий, государственное страхование и система дополнительных пенсий, в том числе и профессиональных пенсий, финансирование которых должно осуществляться не государством, а работодателем.

О.Г.Дмитриева признала, что анализ программы показал, что этапы ее реализации и расчеты основных показателей, а также прогноз последствий нуждаются в дополнительной корректировке. В частности, переход к накопительной системе возможен лишь после стабилизации финансового положения Пенсионного фонда. В настоящее время нет надежных гарантий инвестирования накопительных пенсионных взносов, поэтому сроки программы в этой части нереальны. Что касается перехода к профессиональной системе начисления пенсии, то в ближайшее время Правительством будет предложен проект закона о профессиональных пенсионных системах.

Далее О.Г.Дмитриева проинформировала депутатов о принимаемых мерах по нормализации выплаты детских пособий.

Она сообщила, что Указом Президента Российской Федерации № 495 от 5 мая 1998 года органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано в первоочередном порядке обеспечить погашение задолженности по выплате пособий тем семьям, у которых доход ниже прожиточного минимума, а также многодетным семьям. Кроме того, О.Г.Дмитриева призвала депутатов быстрее принять закон о пособиях гражданам, имеющим детей, который предполагает адресный подход к выплате этого пособия. Она отметила, что введение элементов адресного подхода с января 1998 г. уже привело к сокращению обращений обеспеченных граждан за пособием.

Далее докладчик остановилась на тех мерах по погашению задолженности, которые будут приняты в ближайшее время. В частности, готовится постановление Правительства, которое регламентирует подписание соглашения с субъектами Российской Федерации об оздоровлении государственных финансов и оказании помощи из федерального бюджета. Одним из условий такого соглашения будет выполнение субъектом Федерации обязательств по погашению задолженности по детским пособиям. Будут предприняты меры по погашению задолженности по тем пособиям, которые выплачиваются из федерального бюджета. Кроме того, субъектам Федерации рекомендуется заключать соглашения с уполномоченными банками об авансировании выплаты этих пособий. Представляет интерес имеющийся в регионах опыт замены выплаты пособия предоставлением путевки в оздоровительный лагерь.

По вопросу о реорганизации службы занятости О.Г.Дмитриеева проинформировала депутатов, что в настоящее время подразделения этой службы, которые находятся в регионах, преобразуются в департаменты служб занятости и являются территориальными органами Минтруда России по вопросам занятости. Сейчас разрабатывается положение о департаменте федеральной государственной службы занятости населения Минтруда России, которым будет закреплен их статус как федеральных территориальных органов. Докладчик особо отметила, что политика занятости - это задача федеральная, так как у нас сложилась ситуация, когда безработица в одних регионах, а финансовые средства - в других. Поэтому в интересах дела необходимо создание сильной федеральной вертикали, федеральной структуры.

Выступая от имени Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике, депутат И.С.Аничкин подчеркнул, что при осуществлении пенсионной реформы необходим постепенный и осторожный переход от распределительной модели пенсионного обеспечения к страховой. Самое главное при этом - избежать шокового эффекта. Пенсионный закон - закон социального согласия в обществе, поэтому необходимо всенародное обсуждение реформы, а в настоящее время не обеспечивается доступ к этой информации как рядовых граждан России, так и специалистов. Далее выступающий остановился на конкретных положениях программы пенсионной реформы, из которых неясно: как предполагается формировать финансовые ресурсы для паритетного участия граждан и работодателей, каким образом предполагается вывести в профессиональную систему льготные пенсии, достигнут ли страховые взносы граждан к 2010 году 7-8 процентов от заработка и так далее. В заключение И.С.Аничкин выразил опасение, что программа направлена не на улучшение пенсионного обеспечения граждан, а на создание широких возможностей по управлению пенсионными финансовыми потоками.

Председатель Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи А.В.Апарина уступила право своего заключительного выступления председателю Счетной палаты Российской Федерации Х.М.Кармокову, который доложил депутатам об итогах проверки выплаты детских пособий в Российской Федерации. Он сообщил, что проведенной проверкой установлено, что вместо 27,3 трлн. рублей фактически выплачено 17,7, а кредиторская задолженность за 1997 год возросла на 2 трлн. рублей. Для улучшения ситуации выступающий предложил внести в Федеральный закон “О федеральном бюджете на 1998 год” поправку о том, что средства на выплату пособий необходимо выделить в целевую дотацию. Далее необходимо вести соответствующую отчетность, которая показывала бы, сколько должны бюджеты всех уровней, так как в настоящее время достаточного контроля за этим не ведется.

Депутат О.П.Гонжаров в своем выступлении отметил, что некоторые из проводимых Правительством мероприятий по реорганизации службы занятости населения носят противоречивый, а в ряде случаев и деструктивный характер. Проводимая реформа противоречит нормативным правовым актам Российской Федерации. По мнению выступающего, данная реформа фактически вводит уже отжившую административно-командную систему управления, которая не будет способствовать улучшению дел в этой сфере и лишает систему возможности оперативного реагирования на текущую ситуацию с занятостью. В заключение выступающий предложил провести парламентские слушания по проблеме занятости и реформе службы занятости.

19 июня

Первым вопросом на “правительственном часе” по инициативе депутата А.Д.Венгеровского (фракция ЛДПР) был заслушан вопрос “Об исполнении бюджета Государственного таможенного комитета Российской Федерации в 1997 году в связи с проверкой Счетной палатой Российской Федерации”.

С информацией перед депутатами выступил и ответил на вопросы председатель Таможенного комитета В.Г.Драганов. Он отметил, что таможенная служба находится в тяжелейшем состоянии с организационно-правовой, технологической, кадровой точек зрения, а также с точки зрения инфраструктуры, взаимодействия с другими федеральными службами, местными органами. Внимание депутатов было обращено на предложения, сформулированные Таможенным комитетом для повышения уровня управляемости службой, эффективности государственного таможенного контроля, создания условий для превращения таможни в экономический инструмент регулирования как в интересах всех участников реформы - производителей, потребителей, хозяйствующих субъектов, так и для пополнения бюджета в объеме, определенном законом.

Как подчеркнул председатель Таможенного комитета, на сегодняшний день главной проблемой остается слабая правовая база Таможенного кодекса РФ, отставшего с точки зрения современной ситуации на 1,5 - 2 года.

Несовершенство Таможенного кодекса усложняет технологию таможенного оформления товаров, пересекающих границу, а вся деятельность таможенников по реализации экономической, правоохранительной, статистической функций не отвечает потребностям времени. Остается сложной технология таможенного оформления товаров для хозяйствующих субъектов, что создает условия для коррупции.

По мнению В.Г.Драганова, для совершенствования технологии нужно создать такие условия, когда с помощью различных институтов - деклараций, брокеров и др. будут разорваны отношения между офицером таможенной службы и непосредственным участником внешнеэкономической деятельности. Необходимо также преодолеть перекосы в региональной таможенной политике, в оценке объемов, характера и обстановки передвижения товаров по территории страны, в том числе и транзитом.

Решение этих задач позволит создать такую инфраструктуру, которая будет учитывать основные потребности государства в виде надежного таможенного контроля с одновременным созданием условий для участников внешнеэкономической деятельности и последующих честных партнерских отношений с деловым миром. В заключение В.Г.Драганов отметил, что таможенная политика может быть эффективной в том случае, если все деньги, взысканные на таможенном поле, поступят в бюджет, а также будут активно вестись борьба с преступностью и учитываться интересы региона, людей, живущих на границе, где находится таможня.

Вторым вопросом, вынесенным на “правительственный час” по инициативе депутата В.К.Кошевой (фракция КПРФ), был вопрос “О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации”. С информацией перед депутатами выступил первый заместитель министра здравоохранения Российской Федерации - главный государственный санитарный врач Г.Г.Онищенко. В своем выступлении заместитель министра отметил, что на сегодняшний день в стране сложилась напряженная эпидемиологическая ситуация по ряду инфекционных заболеваний и факторов, вредно влияющих на здоровье наших граждан. Причина сложившейся ситуации кроется в крайне низком экономическом уровне жизни большой группы населения России. И в этих сложных условиях министерство здравоохранения принимает конкретные шаги по сдерживанию сложившейся ситуации. В частности, идет снижение инфекционных заболеваний благодаря вакцино-профилактике, прививкам. К 2000 году есть вероятность ликвидировать такое страшное заболевание, как полиомиелит. Совместно с Комитетом Государственной Думы по охране здоровья ведется разработка законопроекта о защите населения от туберкулеза.

Г.Г.Онищенко выразил обеспокоенность медицинской общественности в связи с продолжающимся распространением ВИЧ-инфекции, в основном за счет шприцевых наркоманов, ростом заболеваемости педикулезом, обострением ситуации с очаговыми инфекциями на фоне снижения финансирования медицинской науки. Причиной роста инфекционных заболеваний, как отметил зам. министра здравоохранения, являются: плохая организация питания, завоз инфекционных заболеваний с ближнего зарубежья.

Обращаясь к депутатам Государственной Думы, Г.Г.Онищенко выразил надежду, что в ближайшее время будут рассмотрены три законопроекта о санэпидблагополучии, о вакцинации и о качестве и безопасности пищевых продуктов, которые создадут законодательное поле для успешной деятельности государственной санэпидслужбы.

Первый зам. министра ответил на вопросы депутатов, в частности, о выделении бюджетных средств на борьбу с эпидемиями, о частой смене руководства министерства здравоохранения, об угрозе некоторых инфекционных заболеваний и их возбудителей национальной безопасности.

Выступая с заключительным словом, депутат В.К.Кошева напомнила, что Государственная Дума не впервые на “правительственном часе” обсуждает эти острые вопросы. И несмотря на это, по-прежнему санитарна служба не финансируется из федерального бюджета, а на борьбу с эпидемиями бюджет 1998 года предусматривает 30 процентов средств от потребности. Комитетам Государственной Думы по охране здоровья и по экологии было предложено подготовить проект постановления Государственной Думы по определению мер разрешения чрезвычайной ситуации с санитарно-эпидемиологическим состоянием в России.

26 июня

По инициативе депутата С.Н.Фалалеева (депутатская группа “Народовластие”) на “правительственный час” был внесен вопрос “О причинах субъективизма в распределении финансовой помощи от федерального бюджета субъектам Российской Федерации и принципах новой концепции совершенствования межбюджетных отношений в России”. Вторым вопросом в ходе этого “правительственного часа” был внесенный по инициативе депутата В.Д.Гришина (депутатская группа “Народовластие”) вопрос “О ходе выполнения статьи 86 Федерального закона “О федеральном бюджете на 1998 год” в части погашения задолженности за государственный оборонный заказ”. Информацию по обоим вопросам представил депутатам Министр финансов РФ М.М.Задорнов.

В начале своего выступления Министр заявил, что он не согласен с самой постановкой вопроса о наличии субъективизма в распределении трансфертов федерального Центра между субъектами Федерации. Он сообщил, что каждый регион имеет свой коэффициент. В соответствии с этим коэффициентом от общей суммы налогов рассчитывается сумма на следующий месяц. Согласно справке, представленной Минфином депутатам, процент выполнения годового задания по начисленной сумме трансфертов абсолютно одинаков по всем регионам - 28,4 процента от года за январь-апрель 1998 г. Это - базовая исходно-расчетная сумма, абсолютно одинаковая для всех регионов, что, по мнению М.М.Задорнова, исключает субъективизм.

Вместе с тем, он признал, что до текущего года многие регионы имели так называемые повышающие НДС. Это означает, что кто-то имел право оставить на своей территории не 25%, а, например, 30% или 50% НДС и за счет этого получать трансферты с некоторым опережением. Как заявил М.М.Задорнов, эту практику Минфин отменил, начиная с апреля 1998 г. В отличие от прошлых лет, Министерство не подписало никаких эксклюзивных соглашений ни с одной территорией. И теперь, в соответствии с законом о федеральном бюджете на 1998 г., все регионы имеют право оставлять себе только 25%.

Согласно информации Министра, Минфин сделал для регионов максимум возможного: уже на 23 июня были практически закрыты все трансферты июня, выплачены плановые трансферты и отпускные. С начала года эта стать профинансирована на 100%: “Сколько собрали налогов, столько мы отдали, даже с некоторым превышением в силу авансовых трансфертов июня”.

Что касается того, как Минфин собирается строить межбюджетные отношения в 1999 г., М.М.Задорнов сообщил, что соответствующая Концепция была принята Правительством за основу и доведена до сведения Федерального Собрания. Сформирована межведомственная рабочая группа с участием депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. Согласно этой Концепции, в 1999 г. отстающие от среднедушевого уровня территории будут выравниваться по среднедушевому доходу по Российской Федерации. Кроме того, Минфин предполагает привлечение займа Мирового банка на программу оздоровления региональных финансов. М.М.Задорнов надеется, что к окончанию работы над проектом бюджета на 1999 год удастся получить согласованную позицию Правительства и Федерального Собрания по вопросу о концепции межбюджетных отношений и о методике на 1999 год.

Переходя ко второму вопросу “правительственного часа” о погашении задолженности за государственный оборонный заказ, М.М.Задорнов сообщил, что Минфин проверил полностью всю кредиторскую задолженность, которая сложилась по оборонному заказу. Эта проверка показала, что размер признанной задолженности более чем в два раза меньше, чем то, что заявляют Минфину Минобороны, Российское космическое агентство и Минатом, который также занимается государственным оборонным заказом. Многие средства находятся где-то между Минобороны и предприятиями.

В настоящее время уточнена сумма реально выполненного оборонного заказа 1997 года, который откорректирован на те деньги, которые уже были профинансированы. За четвертый квартал 1997 г. и первый квартал текущего года на заработную плату в счет оборонного заказа было проплачено около 4 млрд. рубля. Также утвержден график Минобороны и Минфина по поэтапному погашению еще на 2,5 млрд. руб. заработной платы оборонным предприятиям. Оставшуюся часть погашения задолженности по оборонному заказу согласно графику предлагается погасить месяц за месяцем.

Сейчас находится на согласовании постановление Правительства по списанию той части оборонного заказа (около 6 млрд. руб.), которая приходится на недоимку оборонных предприятий в федеральный бюджет. Приостановлено начисление пени тем предприятиям, как сказано в статье 21 закона о бюджете, которым государство задолжало по оборонному заказу.

Отвечая на вопросы депутатов, М.М.Задорнов признал, что задолженность Центра перед регионами по детским пособиям с марта этого года снова стала расти. Однако при этом Министр отметил, что трансферты выделяются региону в целом определенной суммой, а затем главы администраций выбирают для себя приоритеты по статьям расходов этих трансфертов, будь то детские пособия, или, например, заработная плата. В то же время на уровне территорий принимаются законодательные акты, по которым определяются те категории (прежде всего это низкооплачиваемое население), которые в первоочередном порядке должны получать такие пособия.

Выступая с заключительным словом, инициатор постановки вопроса о трансфертах, депутат С.Н.Фалалеев отметил, что по доступным данным по итогам 1997 года разные регионы получили из Центра разные суммы трансфертов. Кроме того, отдельные регионы получают не трансферты, а бюджетные ссуды, что усугубляет неравенство между ними. А в периоды политических кампаний одни области, как выразился депутат, получают деньги, а другие - копейки. Новая же методика распределения и расчета трансфертов достоянием гласности по существу не стала.

Выступая в качестве инициатора второго вопроса на “правительственном часе”, депутат В.Д.Гришин констатировал, что до 1 июля Правительство не выполнит Федеральный закон “О федеральном бюджете на 1998 год”, согласно которому к этой дате Правительство должно было погасить задолженность по оборонному заказу 1997 года перед предприятиями. В результате резко снижается техническая готовность парка вооружений и военной техники. С трудом удерживается на минимальном уровне боеспособность частей и подразделений. Депутат подчеркнул, что необходимо ускорить принятие государственного оборонного заказа на 1998 год, поскольку предприятия проработали уже полгода, а госзаказа до сих пор нет.

В период весенней 1998 г. сессии (до 26 июня) в ходе заседаний Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации состоялось 15 “правительственных часов”, на которых депутаты заслушали 38 вопросов текущей государственной политики.

Назад   Вперед
Регламент Структура Депутаты Аналитика Библиография
 
Дизайн © 1999 НПП Гарант-Сервис