Аналитика и статистика
весенняя сессия 1998 года
   
    

 

“О государственной алкогольной политике в России”
Информационная карта № 2.1.4.- ПС98-231

Парламентские слушания “О государственной алкогольной политике в России” проведены 15.06.98 на основании решения Совета Государственной Думы от 02.04.98, протокол № 132.

ОРГАНИЗАТОР: Комитет Государственной Думы по охране здоровья.

Председательствующий: председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья Н.Ф. ГЕРАСИМЕНКО.

Состав участников: представители Минздрава, МВД, ФСБ, ФПС, Государственного таможенного комитета РФ, Генеральной прокуратуры РФ, правительства Москвы, представители исполнительных и законодательных органов власти 23 субъектов РФ, научных организаций, РАМН, Национального фонда защиты потребителей, Московской патриархии.

Число участников: около 150 человек.

Цель слушаний: обсуждение проблемы алкоголизма в России с целью принятия мер по снижению и предупреждению распространения злоупотреблений алкоголем и коренному изменению динамики развития общественного здоровья.

Рекомендации: подготовленный проект рекомендаций был принят в целом.

Материалы слушаний:

1. Порядок проведения парламентских слушаний.

2. Проект федерального закона “О социальных основах государственной алкогольной политики Российской Федерации”.

3. Проект рекомендаций парламентских слушаний.

4. Информационно-справочный материал.

Первый заместитель министра здравоохранения РФ Г.Онищенко охарактеризовал как неблагополучную ситуацию с потреблением алкогольных напитков в России. Уровень потребления спиртных напитков в РФ один из самых высоких в мире. По экспертной оценке, в 1997 году он достиг 14 литров абсолютного алкоголя на душу населения (по стандартам Всемирной организации здравоохранения алкогольная ситуация становится опасной, когда порог потребления алкоголя превышает границу в 8 литров).

По мнению выступающих, большой объем алкогольных напитков, находящихся в обороте, отличается низким качеством, что является одной из причин повышения в 1991-1996 годах уровня смертности среди трудоспособного населения. Особенно настораживает алкоголизация женщин.

Для снижения заболеваемости и смертности населения необходимо введение государственной монополии на производство и оптовую торговлю алкогольными напитками, считают участники парламентских слушаний.

Приоритетами государственной политики должны стать культурно-воспитательные меры, пропаганда самоограничения потребления алкоголя, создание атмосферы общественного осуждения пьянства.

По мнению выступающих, одним из главных направлений борьбы с алкоголизмом остается разработка законодательный базы, в том числе принятие закона “Об основах государственной политики в области борьбы с пьянством и алкоголизмом” и доработка Федерального закона “О введении государственной монополии на поставку этилового спирта”.

Участники ПС рекомендовали Правительству РФ принять Концепцию государственной политики в сфере потребления населением алкогольных напитков, усилить государственный контроль в области производства и реализации спиртных напитков, осуществить меры по обеспечению государственной монополии на импортную поставку и оптовую торговлю этиловым спиртом и спиртосодержащими напитками.

Они также обратились с просьбой к Президенту РФ создать Совет по алкогольной политике государства по формированию цивилизованного рынка алкоголя, нацеленной на решение проблемы сохранения здоровья населения.

“Опыт и первые итоги применения Федерального закона “ О соглашениях о разделе продукции”
Информационная карта № 2.1.4.- ПС98-232

Парламентские слушания “Опыт и первые итоги применения Федерального закона “ О соглашениях о разделе продукции” проведены 16.06.98 на основании решения Совета Государственной Думы от 09.04.98, протокол № 134.

ОРГАНИЗАТОР: Комитет Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию.

Председательствующий: председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию А.Ю.МИХАЙЛОВ.

Состав участников: представители Администрации Президента РФ, Правительства РФ, Минтопэнерго, Минприроды, Госкомэкологии России, руководители и специалисты предприятий и организаций ТЭК Дальнего Востока Россия, научных учреждений.

Число участников: около 90 человек.

Цель слушаний: изучить опыт и подвести первые итоги применения Федерального закона “ О соглашениях о разделе продукции” и выработать предложения по формированию нормативно-правовой базы для обеспечения реализации указанного закона.

Рекомендации: рекомендации парламентских слушаний будут утверждены на заседании Комитета после подведения итогов парламентских слушаний

Материалы слушаний:

1. Проект рекомендаций парламентских слушаний.

2. Проекты федеральных законов: “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “ О соглашениях о разделе продукции”, “О внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из Федерального закона “ О соглашениях о разделе продукции” и “Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции”.

3. Справки-информации о ходе реализации Соглашения о разделе продукции по Сахалинским проектам.

4. Тезисы выступлений

Рассмотрев опыт и первые итоги применения Федерального закона “О соглашениях о разделе продукции,” участники парламентских слушаний отмечали, что сегодня имеют право на реализацию 10 проектов соглашений, из них только по двум объявлены начальные даты реализации - это соглашения “Сахалин-1” и “Сахалин-2”. По остальным восьми проектам ведутся переговоры.

Начало работ по реализации этих двух соглашений уже позволили получить значительные средства в федеральный и Сахалинский бюджеты. Ожидается, что за весь срок их реализации будет получено, по оценкам специалистов, свыше 75 млрд. долл. только прямых поступлений.

Вместе с тем отмечалось, что доля российских подрядчиков могла быть выше. Этому мешают: расчет многих потенциальных российских подрядчиков на административную поддержку и неготовность учитывать условия жесткой конкуренции на мировом рынке; недостаточно активная позиция Правительства РФ и Администрации Сахалинской области, а также инертность иностранных инвесторов, предпочитающих работать со своими традиционными подрядчиками. Недостаточен контроль со стороны правительства и администрации Сахалинской области за составом затрат. Однако, есть основания полагать, что при осуществлении должного контроля со стороны государства ряд затрат можно было сократить.

Участники парламентских слушаний рекомендовали Правительству Российской Федерации и Администрации Сахалинской области усилить контроль за составом затрат, подлежащих компенсации; по итогам 1998 года подготовить доклад Государственной Думе о первых итогах и проблемах реализации соглашений; повысить долю россияских подрядчиков и инвесторов; регулярно проводить мониторинг окружающей среды для своевременного принятия адекватных мер в случае необходимости.

Государственной Думе было рекомендовано принять поправки в Федеральный закон “О соглашениях о разделе продукции”, усиливающие государственный контроль за составом затрат и участием российских подрядчиков; принять поправки в российское законодательство, обеспечивающие реализацию Федерального закона “О соглашениях о разделе продукции”.

“О состоянии и перспективах развития начального профессионального образования в Российской Федерации”
Информационная карта № 2.1.4.- ПС98-233

Парламентские слушания “О состоянии и перспективах развития начального профессионального образования в Российской Федерации” проведены в г. Санкт-Петербурге 16.06.98 на основании решения Совета Государственной Думы от 21.05.98, протокол № 140.

ОРГАНИЗАТОР: Комитет Государственной Думы по образованию и науке.

Председательствующий: председатель Комитета Государственной Думы по образованию и науке И.И.МЕЛЬНИКОВ.

Состав участников: представители Минобразования России, законодательных и исполнительных органов власти 29 субъектов РФ, Российской академии образования, Института развития профессионального образования, научных и образовательных учреждений; руководители учебных методических центров.

Число участников: около 170 человек.

Цель слушаний: дать оценку состояния начального профессионального образования и предложить пути выхода начального профессионального образования из кризисной ситуации.

Рекомендации: проект рекомендаций принят за основу, комитету поручено доработать его с учетом поступивших предложений и замечаний.

Материалы слушаний:

1. Проект федерального закона “О неотложных мерах по государственной поддержке начального профессионального образования”.

2. Подборка нормативно-правовых и информационных материалов по реформированию начального профессионального образования.

3. Концепция реформирования системы начального профессионального образования (одобрена Правительством РФ 21 июля 1997 года).

4. План мероприятий по реализации Концепции реформирования начального профессионального образования на 1997 - 2001 годы (подготовлен Минобразованием России).

5. Проект рекомендаций парламентских слушаний.

Участники ПС отмечали, что реальная государственная политика в области начального профессионального образования коренным образом отличается от той, принципы которой законодательно закреплены в Законе Российской Федерации “Об образовании”.

По мнению выступающих, органами государственной власти в центре и на местах не обеспечивается приоритетность образования, задерживается процесс согласования проекта Федеральной программы развития образования, нарушаются принципы единства федерального образовательного пространства, общедоступности образования, автономности образовательных учреждений. В значительной степени не обеспечены государственные гарантии в части расходов на содержание нуждающихся в социальной помощи категорий граждан в период получения образования.

Временной межведомственной комиссией, созданной в феврале распоряжением Правительства РФ, подготовлен проект, который предполагает сократить на четверть расходы федерального бюджета в 1998 году, в том числе и по системе образования. Оставшихся средств не хватит даже на зарплату и стипендии, отмечали выступающие.

Участники ПС считают создавшееся положение в системе начального профессионального образования чрезвычайным и рекомендуют:

Президенту РФ поручить Главному государственно-правовому управлению Президента РФ привести свои нормативные акты в соответствие с законодательством об образовании;

Федеральному Собранию РФ

- принять Федеральный закон “О неотложных мерах по государственной поддержке начального профессионального образования”;

- при рассмотрении и принятии программы приватизации госимущества не включать в нее объектов госсобственности, находящихся в ведении образовательных учреждений;

Правительству РФ

- не допускать принятия правовых актов в области образования, противоречащих законодательству об образовании и (или) способствующих ухудшению его состояния и (или) ущемляющих права граждан на бесплатное и общедоступное (доступное на конкурсной основе в средние и высшие профессиональные учебные заведения) образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

-приостановить реализацию Концепции реформирования начального профессионального образования как утвержденную с нарушением основных принципов госполитики в области образования;

-принять меры к полному (в соответствии с Федеральным законом “О федеральном бюджете на 1998 год”) финансированию по разделу “Образование” Федеральной адресной инвестиционной программы и Федеральных целевых программ по образовательным объектам, не допуская сокращения расходов.

”О реализации стратегии промышленной политики”
Информационная карта № 2.1.4.- ПС98-235

Парламентские слушания ”О реализации стратегии промышленной политики” проведены 16.06.98 на основании решения Совета Государственной Думы от 30.02.98, протокол № 118.

ОРГАНИЗАТОР: Комитет Государственной Думы по промышленности, строительству, транспорту и энергетике.

Председательствующий: председатель Комитет Государственной Думы по промышленности, строительству, транспорту и энергетике В.К.ГУСЕВ.

Состав участников: представители Администрации Президента РФ, Министерства промышленности и торговли РФ, Минэкономики, Минфина, Мингосимущества России, Российского союза промышленников и предпринимателей, органов законодательной и исполнительной власти 67 субъектов РФ, руководители и специалисты промышленных и научных учреждений России.

Число участников: около 220 человек.

Цель слушаний: анализ положения дел в промышленности, определение направлений развития и законодательное обеспечение промышленной политики России.

Рекомендации: проект рекомендаций принят с учетом поступивших предложений.

Материалы слушаний:

1. Проекты федеральных законов: “О государственной финансовой ответственности”, “О государственной поддержке отечественного товаропроизводителя”, “О мобилизационных мощностях промышленных предприятий в Российской Федерации”.

2. Концепция промышленной политики (Минэкономики России № 1587-п от 13 мая 1998 года).

3. Основные положения программы антикризисных мер, разработанных Российским союзом промышленников и предпринимателей.

4. Справка о состоянии промышленного производства в Российской Федерации.

5. Рекомендации парламентских слушаний.

В ходе обсуждения участники парламентских слушаний отмечали, что в настоящее время возросла ответственность государства в установлении активной промышленной политики, направленной на предотвращение деиндустриализации страны, на восстановление обеспеченного спроса на продукцию отечественных производителей на внутреннем и мировом рынках. Состояние промышленного производства, которое и ранее отличалось своей гипертрофированной ориентацией на выпуск военной продукции, высокой степенью монополизации и концентрации, а также высокой степенью изношенности основных фондов, усугубилось отсутствием зрелых рыночных механизмов, отказом от разумного государственного регулирования. Отмечалась недостаточная роль законодательной власти в управлении экономикой. Большая часть экономических отношений регулируется не законами, а указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, что позволяет исполнительной власти самостоятельно определять свои параметры промышленной политики.

В ходе обсуждения проблемы участники слушаний рекомендовали:

Правительству РФ разработать прогноз развития промышленности России на период до 2005 года с выделением приоритетов структурной и научно-технической политики, пересмотреть ориентацию на сырьевые отрасли во внутренней и внешней политике государства, упорядочить и сократить количество налогов, внедрить методы ускоренной амортизации, обеспечить рациональное управление промышленностью. Ускорить подготовку и представление в Государственную Думу законопроектов, призванных осуществить проведение антикризисной промышленной политики и стабилизации экономики страны.

Государственной Думе в приоритетном порядке рассматривать представляемые Правительством РФ законопроекты по активизации промышленного производства в Российской Федерации. Продолжить работу по совершенствованию законодательной и нормативно-правовой базы в области промышленности, уделив особое внимание проектам федеральных законов: “О промышленной политике”, “О государственной поддержке отечественного товаропроизводителя”, “О государственной финансовой ответственности”, “О конкурентной способности промышленной продукции, производимой в Российской Федерации”, “О мобилизационных мощностях промышленных предприятий в Российской Федерации”, “Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Российской Федерации”.

“О проекте федерального закона “О социальном туризме”
Информационная карта № 2.1.4.- ПС98-236

Парламентские слушания “О проекте федерального закона “О социальном туризме” проведены 16.06.98 на основании решения Совета Государственной Думы от 03.02.98, протокол № 118.

ОРГАНИЗАТОР: Комитет Государственной Думы по туризму и спорту.

Председательствующий: председатель Комитета Государственной Думы по туризму и спорту А.С.СОКОЛОВ.

Состав участников: представители Правительства РФ, Государственного комитета РФ по физической культуре и туризму, законодательных и исполнительных органов власти 17 субъектов Российской Федерации, ученые.

Число участников: около 110 человек.

Цель слушаний: обсуждение законопроекта “О социальном туризме”.

Рекомендации: проект рекомендаций принят с учетом поступивших предложений.

Материалы слушаний:

1. Проект федерального закона “О социальном туризме”.

2. Пояснительная записка к законопроекту “О социальном туризме”.

3. Справка “Развитие социального туризма - условие подъема национальной экономики”.

4. Информационный материал.

5. Проект рекомендаций парламентских слушаний.

Участники слушаний отметили своевременность и необходимость принятия федерального закона “О социальном туризме”. Законопроект направлен на развитие российского туризма, существенное увеличение его доли во внутреннем валовом продукте страны; на создание правовых норм увеличения доступности путешествий, других видов туристского отдыха для граждан Российской Федерации. Он создает благоприятные предпосылки для туристского предпринимательства, адресной социальной поддержки слабо защищенных слоев населения, устанавливает компетенцию исполнительных органов власти и местного самоуправления в этой области, регулирует образовательную деятельность и международные связи в сфере социального туризма.

Парламентские слушания рекомендуют:

Правительству РФ: внести в “Федеральную программу развития туризма в Российской Федерации” специальный раздел о социальном туризме.

Государственному Комитету Российской Федерации по физической культуре и спорту рассмотреть предложенный законопроект на коллегии Госкомитета с приглашением разработчиков, представителей общественных объединений по туризму и спорту.

Комитету Государственной Думы по туризму и спорту продолжить работу над законопроектом “О социальном туризме” с учетом предложений и замечаний, высказанных в ходе парламентских слушаний.

Назад   Вперед
Регламент Структура Депутаты Аналитика Библиография
 
Дизайн © 1999 НПП Гарант-Сервис