Аналитика
и статистика весенняя сессия 1998 года |
||||
![]() |
Количество депутатов Государственной Думы на 29 июнь 1998 года составило 443 человека.
Число депутатов во фракциях и депутатских группах ( на 29.06.1998 г. )
Наименование депутатского объединения | Число депутатов |
---|---|
Фракция КПРФ | 131 |
Фракция НДР | 64 |
Фракция ЛДПР | 50 |
Фракция “Яблоко” | 44 |
Депутатская группа “Народовластие” | 44 |
Депутатская группа “Российские регионы” | 44 |
Аграрная депутатская группа | 35 |
Депутаты, не состоящие в зарегистрированных депутатских объединениях | 31 |
Анализируемый период в работе Государственной Думы был не только завершающим в весенней парламентской сессии 1998 г., но и наиболее продолжительным и насыщенным как с точки зрения количества, так и характера обсуждавшихся вопросов, затрагивавших острейшие проблемы социально-экономического и политического развития страны: программу антикризисных мер Правительства Российской Федерации, дальнейшие перспективы приватизации госсобственности, поддержку жизненно важных отраслей народного хозяйства, науки, культуры, защиту трудовых и социальных прав трудящихся, борьбу с легализацией незаконных доходов и многие другие. Ход и итоги этих обсуждений еще раз показали, что уровень взаимодействия между депутатскими объединениями в значительной мере зависит от целого ряда факторов не только принципиального, но и тактического порядка, что нередко приводит к определенным колебаниям сложившегося баланса партийно-политических сил. Это подтверждают, в частности, приводимые ниже данные о частоте совпадений позиций партийных фракций и депутатских групп, полученные на основе анализа результатов 147 голосований по наиболее общественно значимым вопросам в период с 20 мая по 26 июня с.г. (для сравнения в левой нижней по диагонали части таблицы приводятся средние показатели уровня взаимодействия депутатских объединений в период весенней сессии в целом).
Таблица 1.
КПРФ | ЛДПР | НДР | Яблоко | АДГ | НВ | РР | Вне фр. | |
КПРФ | - | 80,3% | 40,8% | 59,2% | 94,6% | 93,9% | 65,3% | 2,0% |
ЛДПР | 81,0% | - | 46,3% | 57,8% | 80,3% | 79,6% | 66,7% | 19,0% |
НДР | 53,0% | 57,4% | - | 51,7% | 44,9% | 43,5% | 51,0% | 57,8% |
Яблоко | 58,8% | 55,0% | 61,7% | - | 57,1% | 63,9% | 61,(% | 40,8% |
АДГ | 95,6% | 80,0% | 53,5% | 57,9% | - | 91,2% | 66,7% | 6,1% |
НВ | 94,2% | 82,9% | 53,7% | 57,8% | 92,5 | - | 65,3% | 9,5% |
РР | 57,8% | 60,1% | 63,3% | 60,4% | 58,3% | 57,4% | - | 42,2% |
Вне фр. | 5,2% | 19,7% | 46,2% | 42,7% | 7,5% | 8,0% | 45,0% | - |
Приведенные данные отражают в общем-то естественные временные колебания в уровнях взаимодействия депутатских объединений, обусловленные как политическими, так и тактическими соображениями. С этой точки зрения более объективное представление о характере межгрупповых связей, соотношении партийно-политических сил в Государственной Думе дают средние показатели уровня взаимодействия депутатских объединений за всю парламентскую сессию. Анализ проведенных за этот период 466 голосований показывает, что наиболее устойчивый и высокий (свыше 90%) уровень партнерства сохраняется у традиционных союзников - фракции КПРФ и депутатских групп аграриев и “Народовластие”. В прошедшем полугодии по этому показателю (81,0%) к ним приблизилась фракция ЛДПР, что в известной степени сказалось на изменении баланса политических сил в пользу депутатских объединений, представляющих левый фланг в Государственной Думе. Во всяком случае, судьбу большинства голосований за время весенней сессии определяли именно эти объединения плюс фракция ЛДПР.
Тенденция хоть и менее устойчивого, но все же партнерства сохраняется между фракциями НДР, “Яблоко” и депутатской группой “Российские регионы”. Однако невысокий в целом уровень этого партнерства (около 60%), а также более слабая внутренняя сплоченность не всегда позволяли им действовать достаточно результативно.
Из наиболее показательных голосований прошедшего месяца с точки зрения распределения голосов между депутатскими объединениями можно выделить следующие:
Таблица 2.
Депутат. объед. | “За” | “Против” | “Воздержалось” | Не голосовало | ||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
КПРФ | 95 | 114 | 121 | 127 | 130 | 8 | - | - | - | - | - | 1 | - | - | - | 29 | 17 | 12 | 5 | 2 |
ЛДПР | 48 | 47 | 44 | 27 | 22 | - | - | - | - | 3 | - | - | - | - | - | 2 | 3 | 6 | 23 | 25 |
НДР | 42 | 16 | 1 | 33 | 16 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 23 | 49 | 64 | 32 | 49 |
Яблоко | - | 3 | 9 | - | 40 | 22 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 22 | 41 | 35 | 44 | 4 |
АДГ | 29 | 26 | 25 | 29 | 33 | 2 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 4 | 9 | 10 | 6 | 2 |
НВ | 27 | 31 | 33 | 30 | 35 | 1 | - | - | 1 | - | - | - | - | - | - | 16 | 13 | 11 | 13 | 9 |
РР | 26 | 9 | 3 | 12 | 15 | - | - | - | - | - | 1 | - | - | - | - | 13 | 31 | 38 | 28 | 25 |
Вне фр. | 11 | 6 | 6 | 9 | 9 | 1 | - | - | 1 | - | 1 | - | - | - | - | 20 | 25 | 25 | 22 | 23 |
Итого | 278 | 252 | 242 | 267 | 300 | 34 | - | - | 2 | 3 | 2 | 1 | - | - | - | 129 | 188 | 201 | 173 | 139 |
Как видно из настоящей таблицы, в зависимости от характера обсуждавшихся вопросов и политических ориентаций отдельных представителей депутатских объединений конфигурации большинств, обеспечивавших в каждом конкретном случае принятие решений, заметно менялись. Для наглядности некоторые примеры составов подобных большинств (пп. 1,3,5) приводим в следующем виде:
1. КПРФ(95)+ЛДПР(48)+НДР(42)+АДГ(29)+НВ(27)+РР(26)+Вне фр.(11)+ Ябл.(0).
3. КПРФ(121)+ЛДПР(44)+НВ(33)+АДГ(25)+Ябл.(9)+Вне фр.(6)+РР(3)+ НДР(1).
5. КПРФ(130)+Ябл.(40)+НВ(35)+АДГ(33)+ЛДПР(22)+НДР(16)+РР(15)+ Вне фр.(9).
Приведенная таблица весьма примечательная и еще в одном отношении. В ней, в частности, обращает на себя внимание большое количество депутатов, не участвовавших в голосованиях, сопоставимое фактически только с числом голосовавших “за”. И эта тенденция в последнее время приобретает все более массовый характер, превратившись, по существу, в повседневную практику. Подсчеты показывают, что наиболее часто этим парламентским приемом пользуются депутаты, не входящие в депутатские объединения. За время весенней сессии они в 2/3 случаев (66,6%) не принимали участия в голосованиях. Аналогичную позицию занимали в среднем 40-45% представителей фракций НДР, “Яблоко” и депутатской группы "Российские регионы”, 20-25% - фракции ЛДПР и депутатских групп аграриев и “Народовластие”, 12,2% - фракции КПРФ.
В то же время необходимо отметить, что несмотря на острый характер отмеченных дискуссий, депутатские объединения на протяжении всех заседаний в 1998 г. проявляли достаточно высокий уровень межфракционной солидарности при голосованиях по многим принципиальным вопросам. Почти в половине голосований (47,9%) решения принимались преобладающим большинством в 300 и более голосов, в том числе по таким жизненно важным проблемам, как:
- проект Федерального закона “Об упорядочении оплаты труда работников бюджетной сферы” (06.03.98 г. 3-е чтение) - 362 голоса;
- проект Бюджетного кодекса Российской Федерации (15.04.98 г. 2-е чтение) - 330 голосов;
- проект Налогового кодекса Российской Федерации (16.04.98 г. 1-е чтение) - 312 голосов;
- проект Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций” (24.04.98 г. В связи с возвращением Советом Федерации без рассмотрения) - 389 голосов;
- Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” (13.05.98 г. В редакции согласительной комиссии) - 334 голоса;
- проект Федерального закона “О жилищных субсидиях для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей” (15.05.98 г. 1-е чтение) - 379 голосов;
- проект Федерального закона “О внесении изменений в Федеральный закон “О федеральном бюджете 1998 года” (15.05.98 г. Внесен Председателем Правительства Российской Федерации С.В.Кириенко. 1-е чтение) - 369 голосов;
- проект Федерального закона “О военной реформе в Российской Федерации” (03.06.98 г. 1-е чтение) - 350 голосов;
- Федеральный закон “Об оценочной деятельности в Российской Федерации” (10.06.98 г. В ранее принятой редакции; в связи с отклонением Президентом Российской Федерации) - 380 голосов;
- проект Федерального закона “ Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” (24.06.98 г. 2-е чтение) - 328 голосов;
- проект Федерального закона “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем” (26.06.98 г. 3-е чтение) - 301 голос.
Еще одним важным показателем внутреннего состояния депутатских объединений, их мобилизационного потенциала является уровень внутригрупповой солидарности. В июне и в целом в течение весенней сессии он выглядел следующим образом:
Таблица 3
КПРФ | ЛДПР | НДР | Яблоко | АДГ | НВ | РР | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Июнь | 88,3% | 86,5% | 71,5% | 81,8% | 76,8% | 72,5% | 67,5% |
Сессия в целом | 84,8% | 87,0% | 75,7% | 79,8% | 75,5% | 72,8% | 68,8% |
Отсюда видно, что июньские показатели уровня внутригрупповой сплоченности не намного отличаются от аналогичных данных прошлого месяца, что при сравнении их со средними показателями за всю весеннюю сессию позволяют говорить о стабильности внутренней ситуации в депутатских объединениях.
![]() |
![]() |
Регламент | Структура | Депутаты | Аналитика | Библиография |
Дизайн © 1999 НПП Гарант-Сервис |