Аналитика и статистика
весенняя сессия 1998 года
   
    

 

1.7 Результаты голосований

Количество депутатов Государственной Думы на 29 июнь 1998 года составило 443 человека.

Число депутатов во фракциях и депутатских группах ( на 29.06.1998 г. )

Наименование депутатского объединения Число депутатов
Фракция КПРФ 131
Фракция НДР 64
Фракция ЛДПР 50
Фракция “Яблоко” 44
Депутатская группа “Народовластие” 44
Депутатская группа “Российские регионы” 44
Аграрная депутатская группа 35
Депутаты, не состоящие в зарегистрированных депутатских объединениях 31

Анализируемый период в работе Государственной Думы был не только завершающим в весенней парламентской сессии 1998 г., но и наиболее продолжительным и насыщенным как с точки зрения количества, так и характера обсуждавшихся вопросов, затрагивавших острейшие проблемы социально-экономического и политического развития страны: программу антикризисных мер Правительства Российской Федерации, дальнейшие перспективы приватизации госсобственности, поддержку жизненно важных отраслей народного хозяйства, науки, культуры, защиту трудовых и социальных прав трудящихся, борьбу с легализацией незаконных доходов и многие другие. Ход и итоги этих обсуждений еще раз показали, что уровень взаимодействия между депутатскими объединениями в значительной мере зависит от целого ряда факторов не только принципиального, но и тактического порядка, что нередко приводит к определенным колебаниям сложившегося баланса партийно-политических сил. Это подтверждают, в частности, приводимые ниже данные о частоте совпадений позиций партийных фракций и депутатских групп, полученные на основе анализа результатов 147 голосований по наиболее общественно значимым вопросам в период с 20 мая по 26 июня с.г. (для сравнения в левой нижней по диагонали части таблицы приводятся средние показатели уровня взаимодействия депутатских объединений в период весенней сессии в целом).

Таблица 1.

КПРФ ЛДПР НДР Яблоко АДГ НВ РР Вне фр.
КПРФ - 80,3% 40,8% 59,2% 94,6% 93,9% 65,3% 2,0%
ЛДПР 81,0% - 46,3% 57,8% 80,3% 79,6% 66,7% 19,0%
НДР 53,0% 57,4% - 51,7% 44,9% 43,5% 51,0% 57,8%
Яблоко 58,8% 55,0% 61,7% - 57,1% 63,9% 61,(% 40,8%
АДГ 95,6% 80,0% 53,5% 57,9% - 91,2% 66,7% 6,1%
НВ 94,2% 82,9% 53,7% 57,8% 92,5 - 65,3% 9,5%
РР 57,8% 60,1% 63,3% 60,4% 58,3% 57,4% - 42,2%
Вне фр. 5,2% 19,7% 46,2% 42,7% 7,5% 8,0% 45,0% -

Сопоставление приведенных данных с соответствующими показателями прошлого месяца позволяют сделать вывод, что принципиальный характер многих рассматривавшихся вопросов самым непосредственным образом повлиял на уровень межгруппового взаимодействия. Практически только фракция КПРФ, депутатские группы “Народовластие” и аграриев сумели сохранить достаточно высокую степень взаимной солидарности. Остальные депутатские объединения имеют в это отношении отрицательные показатели как во взаимоотношениях со своими оппонентами, так и партнерами. В частности, у фракции НДР частота совпадений голосований снизилась в прошедшем месяце в пределах от 7-10% (фракция “Яблоко”, Аграрная депутатская группа) до 15-20% (фракции КПРФ, ЛДПР, депутатские группы “Российские регионы” и “Народовластие”). Близкие, по существу, показатели имеют также фракции ЛДПР и “Яблоко”. Некоторое сближение позиций наблюдалось только у депутатской группы “Российские регионы” с фракцией ЛДПР и депутатскими группами аграриев и “Народовластие”.

Приведенные данные отражают в общем-то естественные временные колебания в уровнях взаимодействия депутатских объединений, обусловленные как политическими, так и тактическими соображениями. С этой точки зрения более объективное представление о характере межгрупповых связей, соотношении партийно-политических сил в Государственной Думе дают средние показатели уровня взаимодействия депутатских объединений за всю парламентскую сессию. Анализ проведенных за этот период 466 голосований показывает, что наиболее устойчивый и высокий (свыше 90%) уровень партнерства сохраняется у традиционных союзников - фракции КПРФ и депутатских групп аграриев и “Народовластие”. В прошедшем полугодии по этому показателю (81,0%) к ним приблизилась фракция ЛДПР, что в известной степени сказалось на изменении баланса политических сил в пользу депутатских объединений, представляющих левый фланг в Государственной Думе. Во всяком случае, судьбу большинства голосований за время весенней сессии определяли именно эти объединения плюс фракция ЛДПР.

Тенденция хоть и менее устойчивого, но все же партнерства сохраняется между фракциями НДР, “Яблоко” и депутатской группой “Российские регионы”. Однако невысокий в целом уровень этого партнерства (около 60%), а также более слабая внутренняя сплоченность не всегда позволяли им действовать достаточно результативно.

Из наиболее показательных голосований прошедшего месяца с точки зрения распределения голосов между депутатскими объединениями можно выделить следующие:

  1. Проект Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О соглашении о разделе о разделе продукции” (в части определения критериев отбора участков недр) (26.06.98 г. 2-е чтение)
  2. Проект постановления Государственной Дукмы “О кризисном социальном положении военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации” (10.06.98 г. В целом).
  3. Проект Федерального закона “О временном приостановлении совершения сделок с федеральной государственной собственностью, находящейся за пределами Российской Федерации” (03.06.98 г. 1-е чтение).
  4. Проект Федерального закона “О защите экономических интересов Российской Федерации” (24.06.98 г. 1-е чтение).
  5. Проект постановления Государственной Думы “О Специальной комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по оценке соблюдения процедурных правил и фактической обоснованности обвинения, выдвинутого против Президента Российской Федерации” (19.06.98 г. В целом).

Таблица 2.

Депутат. объед. “За” “Против” “Воздержалось” Не голосовало
1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
КПРФ 95 114 121 127 130 8 - - - - - 1 - - - 29 17 12 5 2
ЛДПР 48 47 44 27 22 - - - - 3 - - - - - 2 3 6 23 25
НДР 42 16 1 33 16 - - - - - - - - - - 23 49 64 32 49
Яблоко - 3 9 - 40 22 - - - - - - - - - 22 41 35 44 4
АДГ 29 26 25 29 33 2 - - - - - - - - - 4 9 10 6 2
НВ 27 31 33 30 35 1 - - 1 - - - - - - 16 13 11 13 9
РР 26 9 3 12 15 - - - - - 1 - - - - 13 31 38 28 25
Вне фр. 11 6 6 9 9 1 - - 1 - 1 - - - - 20 25 25 22 23
Итого 278 252 242 267 300 34 - - 2 3 2 1 - - - 129 188 201 173 139

 

Как видно из настоящей таблицы, в зависимости от характера обсуждавшихся вопросов и политических ориентаций отдельных представителей депутатских объединений конфигурации большинств, обеспечивавших в каждом конкретном случае принятие решений, заметно менялись. Для наглядности некоторые примеры составов подобных большинств (пп. 1,3,5) приводим в следующем виде:

1. КПРФ(95)+ЛДПР(48)+НДР(42)+АДГ(29)+НВ(27)+РР(26)+Вне фр.(11)+ Ябл.(0).

3. КПРФ(121)+ЛДПР(44)+НВ(33)+АДГ(25)+Ябл.(9)+Вне фр.(6)+РР(3)+ НДР(1).

5. КПРФ(130)+Ябл.(40)+НВ(35)+АДГ(33)+ЛДПР(22)+НДР(16)+РР(15)+ Вне фр.(9).

Приведенная таблица весьма примечательная и еще в одном отношении. В ней, в частности, обращает на себя внимание большое количество депутатов, не участвовавших в голосованиях, сопоставимое фактически только с числом голосовавших “за”. И эта тенденция в последнее время приобретает все более массовый характер, превратившись, по существу, в повседневную практику. Подсчеты показывают, что наиболее часто этим парламентским приемом пользуются депутаты, не входящие в депутатские объединения. За время весенней сессии они в 2/3 случаев (66,6%) не принимали участия в голосованиях. Аналогичную позицию занимали в среднем 40-45% представителей фракций НДР, “Яблоко” и депутатской группы "Российские регионы”, 20-25% - фракции ЛДПР и депутатских групп аграриев и “Народовластие”, 12,2% - фракции КПРФ.

В то же время необходимо отметить, что несмотря на острый характер отмеченных дискуссий, депутатские объединения на протяжении всех заседаний в 1998 г. проявляли достаточно высокий уровень межфракционной солидарности при голосованиях по многим принципиальным вопросам. Почти в половине голосований (47,9%) решения принимались преобладающим большинством в 300 и более голосов, в том числе по таким жизненно важным проблемам, как:

- проект Федерального закона “Об упорядочении оплаты труда работников бюджетной сферы” (06.03.98 г. 3-е чтение) - 362 голоса;

- проект Бюджетного кодекса Российской Федерации (15.04.98 г. 2-е чтение) - 330 голосов;

- проект Налогового кодекса Российской Федерации (16.04.98 г. 1-е чтение) - 312 голосов;

- проект Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций” (24.04.98 г. В связи с возвращением Советом Федерации без рассмотрения) - 389 голосов;

- Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” (13.05.98 г. В редакции согласительной комиссии) - 334 голоса;

- проект Федерального закона “О жилищных субсидиях для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей” (15.05.98 г. 1-е чтение) - 379 голосов;

- проект Федерального закона “О внесении изменений в Федеральный закон “О федеральном бюджете 1998 года” (15.05.98 г. Внесен Председателем Правительства Российской Федерации С.В.Кириенко. 1-е чтение) - 369 голосов;

- проект Федерального закона “О военной реформе в Российской Федерации” (03.06.98 г. 1-е чтение) - 350 голосов;

- Федеральный закон “Об оценочной деятельности в Российской Федерации” (10.06.98 г. В ранее принятой редакции; в связи с отклонением Президентом Российской Федерации) - 380 голосов;

- проект Федерального закона “ Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” (24.06.98 г. 2-е чтение) - 328 голосов;

- проект Федерального закона “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем” (26.06.98 г. 3-е чтение) - 301 голос.

Еще одним важным показателем внутреннего состояния депутатских объединений, их мобилизационного потенциала является уровень внутригрупповой солидарности. В июне и в целом в течение весенней сессии он выглядел следующим образом:

Таблица 3

  КПРФ ЛДПР НДР Яблоко АДГ НВ РР
Июнь 88,3% 86,5% 71,5% 81,8% 76,8% 72,5% 67,5%
Сессия в целом 84,8% 87,0% 75,7% 79,8% 75,5% 72,8% 68,8%

 

Отсюда видно, что июньские показатели уровня внутригрупповой сплоченности не намного отличаются от аналогичных данных прошлого месяца, что при сравнении их со средними показателями за всю весеннюю сессию позволяют говорить о стабильности внутренней ситуации в депутатских объединениях.

Назад   Вперед
Регламент Структура Депутаты Аналитика Библиография
 
Дизайн © 1999 НПП Гарант-Сервис