Аналитика и статистика
осенняя сессия 1998 года
   
    

 

6. Правительственный час

20 ноября

На пленарном заседании в ходе "правительственного часа" были рассмотрены три вопроса. С информацией по первому вопросу, внесенному в повестку дня по инициативе депутата В.М.Ивера (фракция "Народовластие"), "Об обеспечении выполнения федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 января 1998 г. N 71 и Указом Президента Российской Федерации от 28 января 1998 г. N 102, выступили Председатель Государственного комитета Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике Е.В.Басин и Министр финансов Российской Федерации М.М.Задорнов.

По второму вопросу (инициатива депутата А.В.Апариной, фракция КПРФ) "О погашении задолженности на организацию летнего отдыха детей и по выплате ежемесячных пособий гражданам, имеющим детей" выступили заместитель Председателя Правительства Российской Федерации В.И.Матвиенко и Министр финансов М.М.Задорнов.

По третьему вопросу (инициатива депутата В.В.Жириновского, фракция ЛДПР) - "О кадровой и технической политике и об участии в международном сотрудничестве Министерства Российской Федерации по атомной энергии" выступил министр Российской Федерации по атомной энергетике Е.О.Адамов.

Е.В.Басин в экспозиционной части своего выступления подчеркнул, что обеспечение жильем военнослужащих, уволенных в запас, идет крайне плохо. Две предыдущие правительственные программы, нацеленные на решение этой проблемы, осуществлены едва ли на треть. Анализ показал, что основной причиной столь низких результатов был принцип прямого финансирования строительства жилья. Эта система оказалась неэффективной. Основная часть выделенных средств расходовалась не по назначению. Для третьей программы выбран иной принцип: предоставление военнослужащим, уволенным в запас, специальных сертификатов, обеспечивающих получение жилья в течение полугода. Программа рассчитана на 5 лет (1998-2002 годы) и предполагает ежегодно выделять по 42 тысячи сертификатов (в пропорции 2:1, две части непосредственно увольняемым в запас, 1 часть – ранее уволенным). На это в бюджете выделены средства в размере 5,1 млрд.рублей.

В соответствии с Программой осуществлены необходимые организационные мероприятия, сделаны первые шаги по ее реализации: в январе-марте Минфин выделил Минобороны 700 млн.рублей, на которые было приобретено порядка 4530 квартир, затем в период с апреля по июнь Минфин выдал 12788 сертификатов на сумму примерно 1800 млн.рублей, обеспечивающих 10400 сертификатов для увольняемых и 2380 – для ранее уволенных в запас. (В ходе дискуссии эти данные были уточнены: выдано 17 тысяч сертификатов из предполагаемых 42 тысяч). В августе финансирование программы и выдача сертификатов были прекращены. Сыграл свою негативную роль в этом и августовский финансово-банковский кризис.

В ноябре Президент дал персональное поручение Минфину о выдаче 7000 сертификатов для увольняемых и выделении 200 миллионов рублей для приобретения 2000 квартир для уволенных в запас ранее. Но это – пожарные меры. Решения ключевых целей Программы они не обеспечивают.

Что нужно сделать, чтобы не допустить срыва Программы? Министр Е.В.Басин назвал пять позиций. Первое. Отказаться от "наборного" финансирования программы (с каждого бора по сосенке), а обеспечивать ее целевое бюджетное финансирование по защищенной статье. Второе. Продлить действие сертификатов как минимум на три месяца. Третье. Отрегулировать вопрос о выделении субсидий на погашение сертификатов. Оплачивать пятую часть их стоимости многие военнослужащие, увольняемые или ранее уволенные в запас, не в состоянии. (Согласно закону "О статусе военнослужащих" увольняемые в запас офицеры должны получать бесплатное жилье). Четвертое. Необходимо ежеквартально, в связи с высоким темпом инфляции, пересматривать вопрос о ценах на жилье. Пятое. Увеличить объем реализации сертификатов за счет достройки незавершенного жилья с высокой степенью готовности (от 70% и выше).

Если эти меры будут осуществлены, отметил Е.В.Басин, программа может быть спасена. Прежде всего, надо вновь начать выдачу жилищных сертификатов, хотя бы в тех объемах, которые предусмотрены ноябрьским поручением Президента. В будущем году ни в коем случае нельзя допускать срывов ни в финансировании, ни в выдаче сертификатов, ни в предоставлении самого жилья.

Затем Е.В.Басину были заданы вопросы, на которые, помимо него, отвечал также Министр финансов М.М.Задорнов. В основном вопросы касались проблем финансирования Программы и сроков ее реализации. М.М.Задорнов признал, что намеченные Программой сроки и объемы финансирования не были выдержаны по целому ряду причин, в том числе и не зависящих от Министра финансов. В частности, само же Министерство обороны не направило на реализацию Программы ни копейки средств, полученных от реализации и приватизации военного имущества. Тем не менее, Программа строительства жилья для военнослужащих профинансирована более чем наполовину, в то время как общефедеральна инвестиционная программа всего на 15 процентов.

В заключение дискуссии выступил инициатор обсуждения депутат В.М.Ивер.

В своем выступлении он опирался, прежде всего, на примеры реализации Программы в Ставропольском крае, где сложилась крайне неблагоприятная, даже удручающая ситуация: из 612 сертификатов, обещанных для Ставрополья, поступило 45. Из них удалось реализовать лишь 14. Все это подрывает доверие офицеров к Программе как таковой и вообще к намерениям Правительства решать одну из наиболее жгучих социальных проблем России.

По мнению депутата В.М.Ивера, для изменения ситуации к лучшему необходимо предпринять следующие шаги:

Минфину до конца текущего года выделить средства, предусмотренные для реализации Программы;

использовать все средства Программы для целевого завершения начатого жилищного строительства, находящегося в высокой степени готовности;

поддержать обращение четырех силовых министров к Председателю Правительства с предложением внести в нормативно-правовую базу Программы "Государственные жилищные сертификаты" изменения, обеспечивающие ежеквартальный пересмотр цены на кв. м жилой площади и ее индексирование не только в среднем по России, но и применительно к регионам;

создание государственного внебюджетного компенсационного фонда долгосрочного (до 15-20 лет) кредитования военнослужащих, участвующих в Программе;

продлить срок действия сертификатов не на три месяца, а на шесть.

По второму вопросу "правительственного часа" - "О погашении задолженности на организацию летнего отдыха детей и по выплате ежемесячных пособий гражданам, имеющим детей" выступили вице-премьер правительства В.И.Матвиенко и министр финансов М.М.Задорнов.

В.И.Матвиенко отметила, что с первых дней работы Правительство взяло курс на социальную ориентацию экономики и на принятие срочных мер, прежде всего по выплате зарплат бюджетникам и пенсий. Общая задолженность по зарплате из бюджетов всех уровней составляет 18,7 млрд. рублей. В учреждениях федерального ведения в период с 1 октября по 13 ноября эта задолженность сократилась с 13,5 млрд. рублей до 8,7. Сложнее обстоят дела с учреждениями регионального подчинения. 23 субъекта Федерации вообще не могут обеспечить выплату текущей зарплаты, 56 регионов лишь частично погашают существующую задолженность.

В четвертом квартале текущего года на помощь регионам, в первую очередь депрессивным, предусмотрено выделить 8 миллиардов рублей. С 80 регионами заключены соглашения об оказании им финансовой помощи из федерального бюджета. Однако реализация этих соглашений идет неудовлетворительно, в том числе и по вине самих регионов, прежде всего из-за нецелевого расходования средств. Чтобы поправить положение дел Правительство поставило использование средств, выделяемых регионам в виде трансфертов, под жесткий контроль.

Принят ряд мер, облегчающих положение регионов: проведены взаимозачеты по коммунальным услугам, приостановлено действие постановления № 1001, отменен ряд положений постановления № 600. Сделаны первые важные шаги по налаживанию своевременной выплаты пенсий. Пенсионеры не только получили октябрьскую пенсию сполна, но в течение месяца была погашена часть задолженности на сумму 315 млн. рублей. Общая сумма задолженности, составляет сегодня 30 с лишним миллиардов. Ее придется ликвидировать по частям. Соответствующие предложения внесены в проект бюджета на 1999 год.

Критическая ситуация сложилась с выплатой детских пособий. На 1 октября задолженность уже составила 23,5 млрд. рублей. Чтобы ликвидировать эту брешь, Правительство принимает меры по совершенствованию механизма назначения и выплаты пособий, усилению ее адресности. Это уже дало экономию порядка 15-20 процентов. Планируется принять ряд мер, включая федеральные законы "Об адресной выплате ежемесячных пособий на детей", "О потребительской корзине", "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики" и других. Правительство приняло решение о дополнительной финансовой помощи депрессивным регионам (1,5 млрд. рублей).

Остается весьма острой проблема организации и финансирования летнего отдыха детей и подростков. В федеральном бюджете 1998 года на эти цели было предусмотрено 150 млн. рублей. Фактически выделено 110,6 млн. Тем не менее в текущем году было открыто на 2,5 тысячи лагерей отдыха больше, чем в предыдущем. Детей в них отдохнуло на 250 тысяч больше. Значительный вклад в это дело внес Фонд социального страхования. В январе-сентябре Фондом было выделено на оздоровление 4,5 млн. детей 1,8 млрд. рублей, то есть на 50 процентов больше, чем в 1997 году.

В заключение В.И.Матвиенко подчеркнула, что для того, чтобы коренным образом изменить ситуацию к лучшему, помимо организационно-административных мер, необходимо серьезно реформировать социальную сферу в целом. Включая законодательную базу. Именно на это нацелены внесенные Правительством в Государственную Думу законопроекты о прожиточном минимуме, о государственной социальной помощи и ряд других.

В выступлении министра финансов М.М.Задорнова были приведены некоторые фактические данные, уточняющие и дополняющие выступление вице-премьера. В частности, министр назвал такие цифры: из 111 миллионов рублей, предназначенных на летнюю детскую оздоровительную кампанию, на момент 19 ноября было выделено 84 млн. До конца месяца будет выплачено еще 27 млн. Таким образом, бюджетные обязательства по этой позиции будут выполнены. По федеральным пособиям на детей предусматривалось выделить 33 млрд. рублей. Реально выделено 20 млрд. Задолженность на 1 октября 1998 г. составила 23,5 млрд. рублей.

Затем депутаты задали В.И.Матвиенко и М.М.Задорнову вопросы. В большинстве случаев они касались положения дел с социальными выплатами непосредственно в регионах (Архангельской, Свердловской, Липецкой областях).

Инициатор обсуждавшихся в ходе "правительственного часа" вопросов депутат А.В.Апарина в своем выступлении отметила, что нынешняя ситуация с выплатой социальных пособий на детей и их летний отдых выглядит крайне плачевно. Существующая задолженность не уменьшается, а растет. В текущем году только по детским пособиям она увеличилась на 7 млрд. рублей. А.В.Апарина предложила перечень законопроектов, которые Правительству вместе с Государственной Думой необходимо в ближайшее время разработать и принять, чтобы вывести ситуацию из тупика. Она также предложила провести Конгресс в защиту прав детей и молодежи России.

По третьему вопросу на "правительственном часе" с информацией выступил министр Российской Федерации по атомной энергетике Е.О.Адамов.

Е.О.Адамов отметил, что начиная с марта 1998 года в министерство поступило свыше 70 депутатских запросов, затрагивающих положение дел в оружейном, энергетическом, научном комплексах отрасли. На каждом из этих направлений есть очевидные достижения, и в то же время – немало сложных проблем. Одна из таких проблем – кадровая. В результате оттока квалифицированных кадров в отрасли образовались зияющие бреши, в которые устремились посреднические структуры, порой мошеннические. Из-за этого минатомпром теряет огромные средства. И тем не менее, отрасль, за исключением оборонного направления, стабилизировала производственно-экономическую ситуацию, а на некоторых участках наращивает объемы производства. Причем, наибольших успехов добились предприятия с наибольшей долей государственного участия.

Депутат В.В.Жириновский, по инициативе которого в повестку дня пленарного заседания был включен настоящий вопрос, в своем выступлении отметил, что деятельность министерства отмечена целым рядом вопиющих нарушений, в том числе в кадровой политике, в выборе направлений и партнеров международного сотрудничества, в финансовой сфере. Все это вынуждает вернуться к более детальному рассмотрению вопроса о деятельности министерства по атомной энергетике и лично Е.О.Адамова. В.В.Жириновский выразил удовлетворение тем обстоятельством, что такие слушания будут проведены в рамках "правительственного часа" 18 декабря.

4 декабря

В ходе "правительственного часа" было рассмотрено два вопроса. По инициативе депутата В.С.Савчук (фракция КПРФ) с информацией "О заключении и реализации соглашений по семи месторождениям полезных ископаемых, принятых Федеральным законом "Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции" выступили Министр топлива и энергетики Российской Федерации С.В.Генералов, Министр природных ресурсов Российской Федерации В.П.Орлов. С.В.Генералов доложил по месторождениям нефти и газа, В.П.Орлов – по рудным месторождениям.

По второму вопросу (инициатива депутата Т.А.Астраханкиной, фракция КПРФ) "О соблюдении Государственной налоговой службой Российской Федерации Закона Российской Федерации "Об образовании" в связи с предпринимающимися попытками взимания налогов с высших учебных заведений" выступил Руководитель Государственной налоговой службы Российской Федерации Г.В.Боос.

С.В.Генералов отметил, что закон "Об участках недр…", принятый в 1997 году, охватывает семь месторождений – 5 нефти и газа, 2 – рудные. По всем проектам, реализация которых предусмотрена законом, проведены экономические расчеты, переговоры с инвесторами, подготовлены тексты соглашений и ТЭО, утверждены технологические схемы разработки, решены вопросы организационно-правовой формы организации инвесторов, определен круг вопросов, требующих директивного утверждения со стороны Правительства.

Однако до практической реализации проектов дело еще не дошло. В первую очередь, из-за отсутствия поправок в 12 федеральных законов, которые фактически будут определять экономические условия соглашения. Не может сохраняться ситуация, когда к участвующим в реализации проектов компаниям, отечественным и зарубежным, предъявляются разные условия, прежде всего налоговые. Сейчас же положение таково: отечественный производитель, к примеру, нефтегазового оборудования вынужден устанавливать цену на производимую им продукцию с учетом НДС, а иностранный – без него. Короче, без соответствующих поправок в пакет законов, обеспечивающих реализацию проектов, дело с мертвой точки может не сдвинуться.

В.П.Орлов, Министр природных ресурсов Российской Федерации, подчеркнул, что отечественные и иностранные участники реализации проектов находятся в неравном положении не только в смысле правовом, но и в плане опыта составления и реализации подобного рода соглашений. У иностранных компаний такой опыт имеется, у российских нет. Из двух рудных месторождений, - Куранахского золоторудного и Яковлевского железнорудного, - гораздо дольше удалось продвинуться по первому. Здесь к весне уже могут быть готовы соглашения. По Яковлевскому даже переговоры еще не начались.

Серьезно сдерживает подготовку соглашений отсутствие опытных кадров. Отряженные для этой работы чиновники министерств и ведомств с большими объемами не справляются. По всей видимости, для подготовки и реализации соглашений придется вместо совместителей создавать специальные группы (учреждения) сопровождения проектов. Иначе кадровую проблему не решить.

Затем С.В.Генералову и В.П.Орлову были заданы вопросы. Некоторые депутаты высказали сомнения в целесообразности закона "Об участках недр…", ставящего, по их мнению, российскую сторону в невыгодное положение. Указывалось также на неправомерность некоторых действий самого Министерства топлива и энергетики, в частности, в отношении отсоединения компаний "ЮКОС" и "ЛУКойл" от экспортной трубы.

Отвечая на вопросы, С.В.Генералов сообщил, что отключение этих компаний от экспортной трубы было проведено не по решению министерства, а межправительственной комиссии. После предоставления документов об уплате налогов "ЮКОС" и "ЛУКойл" вновь начали беспрепятственную отгрузку нефти на экспорт. Что касается закона "Об участках недр…", то его содержание, по мнению С.В.Генералова, целиком соответствует интересам России, обеспечению ее энергетической безопасности. В законодательной базе в целом основополагающим должен стать закон о федеральных энергетических системах. Опираясь на него, должны быть приняты и согласованы все другие законопроекты для топливно-энергетического комплекса. Помимо этого необходимо серьезно менять концепцию управления этим комплексом, в том числе и за счет усиления государственного регулирования. Соответствующие предложения направлены в Правительство.

Депутат В.С.Савчук, по чьей инициативе вопрос рассматривался на "правительственном часе", сочла доклады министров, особенно С.В.Генералова, неудовлетворительными. По ее мнению, полтора года после принятия Федерального закона "Об участках недр…" прошли для Министерства топлива и энергетики даром. Прежде всего потому, что не были решены кадровые вопросы при подготовке проектов и рассмотрении соглашений. Этим занимались недостаточно опытные, некомпетентные специалисты. Отношение к внесению необходимых законопроектов в Государственную Думу было несерьезным. В частности, задержки с принятием поправок в 12 федеральных законов, на которые ссылался С.В.Генералов, были вызваны именно нерасторопностью самого министерства. В.С.Савчук не исключила, что задержки с вынесением соответствующих предложений были сделаны намеренно с целью превратить вопрос из экономического в политический, дабы создать впечатление, что принятию соответствующего закона препятствует левое большинство Государственной Думы.

По второму вопросу повестки дня "правительственного часа" выступил Руководитель Государственной налоговой службы Российской Федерации Г.В.Боос.

Что касается налогообложения высших учебных заведений, то здесь, отметил Г.В.Боос, Госналогслужба руководствуется закрепленным в законе "Об основах налоговой системы" принципом: если деньги, полученные в результате коммерческой деятельности вузов идут на финансирование уставной деятельности, в частности, на учебный процесс, то эти средства выводятся из-под налогообложения как по налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость, так и по другим видам налогов. В отношении налога на имущество и платы за землю, то в случае, если это бюджетная организация, они также освобождаются от налогов.

Исключение сделано только для налога на пользователя автомобильных дорог. Он с высших учебных заведений взимается. И происходит это из-за противоречащих друг другу положений, содержащихся в законах "Об основах налоговой системы" и "О дорожных фондах Российской Федерации". Будет устранена правовая коллизия, не будет и проблем с взиманием дорожного налога с вузов.

Затем Г.В.Боосу были заданы вопросы. В ответе на них Руководитель Госналогслужбы подчеркнул, что Правительство поддерживает идею исключения из налогооблагаемой базы по подоходному налогу прожиточный минимум, или, как иногда говорят, стоимость потребительской корзины. Весьма вероятно, что с 1 января 2000 года сумма "социального минимума" будет исключена из налогооблагаемого дохода. В перспективе намечен переход на систему, когда прогрессивная шкала подоходного налога будет устанавливаться не Москвой на все субъекты Федерации, а в каждом регионе. Такая система уже разрабатывается Госналогслужбой.

Инициатор обсуждения депутат Т.А.Астраханкина отметила, что принятие закона "Об образовании" было продиктовано желанием облегчить существование высшим учебным заведениям, оказавшимся в критическом положении. С этой целью вузы были освобождены от налогов на любые виды их непредпринимательской деятельности. Особенно, если заработанные деньги реинвестируются в учебный процесс. Однако Госналогслужба, используя действительное или мнимое противоречие в федеральном законодательстве, толкует любое противоречие в пользу взимания налогов. О чем свидетельствуют, в частности, изданные Госналогслужбой ведомственные должностные инструкции №№ 30 и 48. В результате вузы (Т.А.Астраханкина привела иллюстративные примеры) оказываются под жестким прессом налогового ведомства. Конечно, разночтени в законодательстве должны быть устранены, и здесь Государственной Думе необходимо проявить инициативу, но и Госналогслужба могла бы не поддаваться соблазну толковать те или иные недоработки исключительно в свою пользу. На что Г.В.Боос, уже вне порядка и времени, предусмотренного регламентом "правительственного часа", внес необходимое, на его взгляд, уточнение: "Законом "Об образовании" не предусматривается предоставление льгот по доходам, которые получены от аренды, продажи имущества. Не предусматривается, даже если эти деньги пошли на финансирование учебного процесса. Поэтому, если вы хотите этот вопрос решить, надо внести поправку в закон".

11 декабря

В этот день на "правительственном часе" были рассмотрены два вопроса. По инициативе депутатов Г.М.Бенова (Фракция КПРФ) и Е.В.Максимова (Фракция КПРФ) с информацией "О ходе реформы в Вооруженных Силах Российской Федерации" и "О продовольственном обеспечении Вооруженных Сил Российской Федерации" выступил Министр обороны Российской Федерации И.Д.Сергеев.

По второму вопросу - "Об эффективности использования государственных средств ВГТРК" (инициатор депутат фракции "Народовластие" С.Н.Фалалеев) выступил М.Е.Швыдкой, Председатель Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании.

Отправной точкой реформирования Вооруженных сил, отметил Министр Обороны РФ И.Д.Сергеев стали следующие документы: Указ Президента России "О первоочередных мерах по реформированию Вооруженных Сил Российской Федерации и совершенствованию их структуры" (июнь 1997 г.), утвержденная Президентом концепция строительства Вооруженных сил на период до 2005 года, принятый Государственной Думой в трех чтениях Федеральный закон "О военной реформе в Российской Федерации". На базе этих документов разработаны и реализуются планы реформирования Вооруженных Сил, родов войск, систем управления тылового, технического и других видов обеспечения, комплектования, военного образования и военной науки.

Преобразование Вооруженных Сил, подчеркнул министр И.Д.Сергеев, проходит в сложной военно-политической и социально-экономической обстановке. Особенно внутренней, характеризующейся кризисом в экономике, нестабильностью в политической и духовной сферах. Особенно остро обстоят дела с финансированием Вооруженных Сил, которое не соответствует объему решаемых задач. На рубеже середины декабря 1998 года Вооруженные Силы получили менее 50 процентов средств, предусмотренных для их финансирования бюджетом 1998 года. Августовский финансовый кризис усугубил тяжелейшее положение армии. Крайне неудовлетворительно финансируется оборонный промышленный комплекс. Производство для военных нужд составляет менее 5 процентов от уровня 90-го года. Критический характер обрела задолженность Минобороны перед исполнителями государственного оборонного заказа.

Что касается непосредственно военной реформы, то для её проведения предусмотрены два этапа. Первый - 1997-2000 годы. Его цели: освободить Вооруженные Силы от выполнения несвойственных им задач, излишних, дублирующих, не влияющих на боевую готовность и боеспособность структур; оптимизировать их состав, численность и перейти к четырехрядовой структуре Вооруженных Сил; сократить количество военных округов с восьми до шести, передать им управление, придать им статус оперативно-стратегических командований; на 1 января 1999 года выйти на штатную численность Вооруженных Сил 1,2 миллиона человек; восстановить плановую оперативную боевую подготовку войск.

Второй - 2001-2005 годы. В его рамках планируется: осуществить переход на трехвидовую структуру вооруженных Сил при приоритетном развитии потенциала ядерного сдерживания, высокоточного обычного оружия силой средств информационной борьбы; обеспечить целевое повышение качественных параметров войск путем увеличения поставок вооружения и военной техники современных образцов, повышение уровня оперативной боевой подготовки, совершенствование системы управления Вооруженными Силами и их обеспечение в новой структуре, поднятие престижа военной службы.

Большая часть оргмероприятий, связанных с реализацией намеченных планов, осуществлена. Это не только оптимизировало структуры управления Вооруженными силами, но и принесло определенный экономический эффект. Удалось сэкономить более миллиарда рублей. Однако общее состояние Вооруженных Сил по ряду параметров остается крайне сложным. Все острее сказывается физическое и моральное старение техники и вооружения. Около 30 процентов техники по своему состоянию небоеготовны. Доля современных образцов вооружения и боевой техники составляет только 28 процентов. В Ракетных войсках стратегического назначения около 60 процентов ракетных комплексов, находящихся на боевом дежурстве, выработали гарантийный срок уже дважды. В Сухопутных войсках парк вооружения и военной техники катастрофически устаревает. Значительно возросла доля неисправной техники войсковой ПВО и армейской авиации. В Военно-воздушных силах исправность авиатехники составляет 30-50 процентов. В Военно-Морском Флоте свыше 70 процентов боевых кораблей и подводных лодок нуждается в ремонте. При этом в войска в этом году не поставлено ни одной атомной подводной лодки, ни одного танка, боевого самолета, вертолета и артиллерийской установки.

Органы военного управления утрачивают практические навыки управления войсками и силами при отмобилизовывании соединений и воинских частей, приведении их в полную боевую готовность, организации и ведении боевых действий. Практически свернута мобилизационная подготовка. Не обеспечивается даже минимальная потребность Вооруженных Сил в материальных средствах. Недостающее их количество ежегодно приходится изымать из неприкосновенных запасов. Резкое увеличение закупочных цен и услуг поставили Вооруженные Силы в условия, когда становится невозможным обеспечить военнослужащих полноценным питанием, предметами первой необходимости, медицинской помощью.

Экстренные меры, предпринимаемые Министерством обороны, помогают не допускать крупных сбоев и срывов в обеспечении военнослужащих питанием, хотя из предусмотренных бюджетом 5692,8 млн. рублей на эти цели получено всего 2462,8 млн. Но общая ситуация остается крайне сложной. Из года в год средства, предусмотренные Федеральным бюджетом на закупку продовольствия, назначаются и выделяются в объемах, значительно ниже реальной потребности. Это привело к задолженности перед поставщиками продовольствия для Вооруженных Сил на конец 1998 года в 6 млрд. 569,3 млн. рублей.

Денежное довольствие военнослужащих не индексировалось с сентября 1995 г. Суммарно, с учетом выслуги лет, дополнительных выплат и компенсаций, оно в 1,5-2,5 раза меньше, чем у соответствующих категорий госслужащих. С 1 января 1999 года будет проведено повышение окладов денежного содержания военнослужащих в 1,62 раза, а с 1 июля 1999 года окладов по воинскому званию в 2 раза. Это может снизить социальную напряженность в армейской среде, но полностью проблему, конечно же, не решит.

По завершении доклада Министру обороны И.Д.Сергееву были заданы вопросы. В своих ответах министр выразил удовлетворение тем обстоятельством, что в проекте бюджета на 1999 год финансирование Вооруженных Сил выведено на уровень 3,1 процента от ВВП (в 1998 г. - 2,48%). Вместе с тем, проект бюджета на 1999 год, подчеркнул министр, к сожалению, не содержит норм, направленных на полное погашение ранее образовавшейся задолженности и её исключение в дальнейшем.

В выступлениях инициаторов обсуждения депутатов Г.М.Бенова и Е.В.Максимова отмечалось, что исполнительной властью и Министерством обороны в том числе под военной реформой понимается прежде всего сокращение численности армии и снижение расходов на её содержание и обеспечение. Нередко это делается в ущерб обороноспособности страны и боеготовности Вооруженных Сил. Факты, приведенные в выступлении министра, подчеркнули депутаты, это наглядно демонстрируют.

4 года Великой Отечественной войны, отметил Е.В.Максимов, на котловом довольствии армии состояло 14 миллионов человек, она получала все необходимое: от новейшей для своего времени техники до портянок и сухарей. Сегодня армия доведена до крайней степени истощения во всех своих проявлениях - от экономического до физического. А в это время высший командный состав жирует, по всей России появилось немало новеньких генеральских дач, нередко больше похожих на замки. Оба депутата призвали своих коллег обратить особое внимание на положение армии в ходе обсуждения проекта бюджета на 1999 год.

По второму вопросу повестки дня "правительственного часа" выступил Председатель Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании М.Е.Швыдкой.

М.Е.Швыдкой привел следующие цифры. За 11 месяцев 1998 года ВГТРК было выделено 225 миллионов 799,9 тысяч рублей из бюджета. Законом "О бюджете на 1998 год" компании был установлен бюджет в размере 541 миллиона 199,6 тысяч рублей. Минфином России до ВГТРК был доведен лимит – 398 миллионов 985,3 тысяч рублей. Таким образом, компании выделено из бюджета – 41,7 процента, из лимита Минфина – 56,6 процента. Непосредственно на обеспечение вещания выделено по состоянию на 24 ноября 1998 года – 182 миллиона 147,7 тысяч рублей. Эти средства напрямую переводятся предприятиям связи. На зарплату 4075 человек выделено 40 млн. 011,7 тыс. рублей, что обеспечивает среднемесячную заработную плату в 644,4 рубля.

На коммунальные услуги за 11 месяцев текущего года выделено 3 млн. 540 тысяч рублей. Это позволило оплатить только счета за водоснабжение принадлежащих ВГТРК зданий. На оплату освещения, отопления и других коммунальных услуг денег из бюджета выделено не было. В итоге, подчеркнул Е.М.Швыдкой, бюджетом обеспечивалось только 22 процента общих потребностей компании. Августовский кризис, приведший к сокращению на 90 процентов рекламного рынка, усугубил крайне тяжелое финансовое положение ВГТРК.

Все это серьезно осложняет решение главного не только для ВГТРК, но и для страны в целом, вопроса – формирование единого производственного телевещательного комплекса, отвечающего интересам усиления государственного начала в России.

Е.Я.Швыдкому были заданы вопросы о деятельности ВГТРК, о ее программной, кадровой политике, о ценах на закупки телепрограмм, заработках ведущих популярных телепередач. На все вопросы были даны конкретные ответы. Е.М.Швыдкой подчеркнул, что ВГТРК существует только благодаря изобретательности в использовании внутренних ресурсов, за счет самоотверженной, часто остающейся без соответствующего вознаграждения, работы сотрудников компании.

Внутри ВГТРК проведен ряд преобразований с целью повысить эффективность ее работы. Компания преобразована в федеральное государственное унитарное предприятие. На ВГТРК созданы общественный совет, художественный совет, технический совет и финансовый совет. Формируются наблюдательные советы на телеканале "Культура" и "Россия".

В заключение выступил инициатор обсуждения депутат С.Н.Фалалеев. Он расценил ситуацию на ВГТРК, как зеркальное отражение положения, характерного для России в целом. Но в любом случае, считает С.Н.Фалалеев, решение нужно искать не в финансовой сфере. В конце концов, компания должна не выклянчивать у государства деньги, а научиться зарабатывать их. Все граждане России, а не только государство, заинтересованы в том, чтобы телеканал олицетворял национальную культуру, традиции народа и страны, внушал людям уверенность, спокойствие, способствовал стабилизации ситуации.

За время осенней сессии 1998 года в рамках "правительственного часа" на восьми пленарных заседаниях Государственной Думы было рассмотрено 16 вопросов, охватывающих широкий круг проблем.

Инициаторами приглашения представителей исполнительной власти и высших должностных лиц как государственных, так и негосударственных организаций были представители депутатских фракций: КПРФ – 10 вопросов (персонально А.Н. Михайлов, Т.М.Гудима, А.Д.Куликов, Л.В.Коротков, Т.В.Плетнева, В.С.Савчук, Т.А. Астраханкина, Г.М.Бенов, Е.В.Максимов, В.В.Гришуков, А.В.Апарина), "Народовластие" – 2 вопроса (С.С.Сулакшин), "Яблоко" - 2 вопроса (В.М.Ивер, Б.Г.Мисник), ЛДПР – 1 вопрос (В.В.Жириновский).

Основная часть вопросов объединяется в три группы. Первая – вопросы готовности топливно-энергетического комплекса и географической зоны Севера к осенне-зимнему периоду 1998-1999 годов. В рамках этой темы обсуждались вопросы северного завоза, готовности к зиме предприятий, производственных объектов, жилищного фонда, обеспечения жизнедеятельности северных поселков, в том числе подлежащих ликвидации, состояния строительства новых энергетических мощностей в дальневосточных и северных регионах страны. В рамках этого проблемного блока перед депутатами выступили Министр топлива и энергетики РФ С.В.Генералов (трижды), Председатель Государственного Комитета по вопросам Севера В.В.Гомон, Министр региональной политики РФ В.А.Кирпичников, Министр природных ресурсов РФ В.П.Орлов, Министр Российской Федерации по атомной энергетике Е.О.Адамов.

Вторая группа проблем касалась вопросов обеспечения безопасности страны, прежде всего в двух её аспектах – укрепления и реформирования Вооруженных Сил, обеспечения экономической безопасности. Здесь особенно заметными были выступления Министра обороны РФ И.Д.Сергеева и Директора службы безопасности РФ В.В.Путина, а также Министра финансов РФ М.М.Задорнова и Председателя Государственного Комитета РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике Е.В.Басина по вопросу реализации президентской программы "Государственнные жилищные сертификаты" для военнослужащих, увольняемых, а также ранее уволенных в запас из рядов Вооруженных Сил.

Третий блок составляли вопросы социально-экономической и общественно-политической проблематики. Здесь выступили Министр общего и профессионального образования РФ В.М.Филиппов, Генеральный директор Российского агентства по патентам и товарным знакам А.Д.Корчагин, вице-премьер Правительства РФ В.И.Матвиенко, Руководитель Государственной налоговой службы РФ Г.В.Боос, Председатель Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании Е.М.Швыдкой.

Один из обсуждавшихся вопросов, включенный в повестку дня "правительственного часа", был сугубо внешнеполитический - "О территориальной целостности Российской Федерации и дальневосточных границах в связи с высказываниями ряда политиков Японии и России о необходимости передачи Японии островов Курильской гряды". Инициатор - депутат В.В.Гришуков (фракция КПРФ). С информацией на эту тему выступил Министр иностранных дел РФ И.С.Иванов.


Помимо "правительственного часа", в период осенней сессии 1998 г. по приглашению депутатов на заседаниях Государственной Думы выступили следующие должностные лица:

- Председатель Верховного Суда Российской Федерации В.М.Лебедев выступил на заседании Государственной Думы с информацией "О судебной власти в России и состоянии судебных органов в Российской Федерации".

- Министр топлива и энергетики Российской Федерации С.В.Генералов и председатель правления РАО "ЕЭС России" А.Б.Чубайс выступили на заседании Государственной Думы в связи с рассмотрением проекта постановления Государственной Думы "О неотложных мерах по обеспечению надежного энергоснабжения в осенне-зимний период 1998/99 года".

В связи с принятием Постановления Государственной Думы "О мерах, принимаемых Центральным банком Российской Федерации и Сберегательным банком Российской Федерации по защите вкладов населения" на пленарном заседании выступили Председатель Правления Сбербанка РФ А.И.Казьмин и заместитель председателя Центробанка А.Н.Турбанов.

В связи с принятием Постановления "О Заявлении Государственной Думы Российской Федерации в связи с бомбардировкой Республики Ирак”, выступил Министр иностранных дел Российской Федерации И.С.Иванов.

Назад   Вперед
Регламент Структура Депутаты Аналитика Библиография
 
Дизайн © 1999 НПП Гарант-Сервис