Аналитика и статистика
осенняя сессия 1998 года
   
    

 

  Парламентские слушания - информационные записки
 
 
“О проекте федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации (в связи с ратификацией Конвенции о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями)”
Информационная карта № 2.1.4.- ПС98-266

Парламентские слушания “О проекте федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации (в связи с ратификацией Конвенции о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями)” проведены 8.12.98 на основании решения Совета Государственной Думы от 08.12.98, протокол №176

ОРГАНИЗАТОР: Комитет Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи

Председательствующий: зам. председателя Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи А.В.СЕЛИВАНОВ

Состав участников: представители администрации Президента РФ, Верховного Суда, Минобразования, Минздрава, Минтруда, Минюста, МИД России, представители Фонда социального страхования РФ, профсоюзов и законодательных и исполнительных органов власти 10 субъектов РФ, регионального Бюро Международной Организации Труда в Москве; ученые, специалисты в области права и трудовых отношений.

Число участников: около 100 человек.

Цель слушаний: обсуждение проекта федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации (в связи с ратификацией Конвенции о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями)”.

Рекомендации: проект рекомендаций принят за основу, Комитету поручено доработать его с учетом поступивших предложений и замечаний.

Материалы слушаний:

1. Проект федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации (в связи с ратификацией Конвенции о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями)”.

2. Кодекс законов о труде Российской Федерации (извлечения).

3. Подборка информационно-статистических материалов о состоянии соблюдения законодательства о труде и охране труда женщин на предприятиях и в организациях Российской Федерации.

4. Конвенция о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями.

5. Проект рекомендаций парламентских слушаний.

Отмечалось, что предложенный на рассмотрение законопроект подготовлен в связи с ратификацией Российской Федерацией в октябре 1997 года Конвенции о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями. Конвенция принята Генеральной конференцией Международной Организации Труда 23.06.81 года и вступила в силу 11.08.83 года. Она обязывает ратифицировавшие ее государства проводить такую политику, которая дает возможность работникам с семейными обязанностями выполнять оплачиваемую работу без какой-либо дискриминации, гармонично сочетая профессиональные и семейные обязанности, а также принимать меры по содействию более широкому пониманию общественностью принципа равного обращения и равных возможностей работников с семейными обязанностями как мужчин, так и женщин.

По мнению депутата Государственной Думы В.К.Кошевой, целью вносимых поправок является не только трансформация законодательства о труде с учетом ратификации названной Конвенции, но и создание правовой основы для достижения подлинного равенства обращения и возможностей мужчин и женщин с семейными обязанностями в сфере трудовых отношений, а также недопущение дискриминации работников с семейными обязанностями (независимо от пола) по сравнению с работниками, таких обязанностей не имеющими.

В ходе обсуждения предлагалось заменить императивный характер ряда статей КЗоТа (ст.48 “работа в ночное время”, ст.54 “Ограничение сверхурочных работ”, ст. 162 и 163) на дисперсный. По мнению выступающих, запретительный характер этих норм умаляет права данной категории работников. Вместе с тем, выступающие считают нецелесообразным совсем исключить эти нормы из КЗоТа.

Неоднозначную оценку вызвали предложения о предоставлении четырех выходных дней родителям, имеющим детей-инвалидов, а также о снижении социальных гарантий для работников с семейными обязанностями при увольнении за нарушение дисциплины.

Участники парламентских слушаний рекомендовали продолжить работу по развитию и совершенствованию законодательства Российской Федерации в части реализации Конвенции о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями, Правительству РФ при разработке нового Трудового кодекса следует учесть факт ратификации Российской Федерацией данной Конвенции, Государственной Думе - принять федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в кодекс законов о труде Российской Федерации”.

“Проблемы регулирования оплаты труда работников”

Информационная карта № 2.1.4.- ПС98-267

Парламентские слушания “Проблемы регулирования оплаты труда работников” проведены 08.12.98 на основании решения Совета Государственной Думы от 10.02.98, протокол № 121.

ОРГАНИЗАТОР: Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике.

Председательствующий: заместитель Председателя Государственной Думы М.З.ЮРЬЕВ.

Состав участников: представители Минтруда, Минтранса, Минтопэнерго, Минсельхозпрода, Минрегионнаца, Минкультуры России, законодательных и исполнительных органов власти 9 cубъектов Российской Федерации, ФНПР, представители трудовых коллективов промышленных предприятий.

Число участников: около 100 человек.

Цель слушаний: обсуждение и анализ проблем регулирования оплаты труда.

Рекомендации: Комитету предложено доработать рекомендации с учетом поступивших предложений.

Материалы слушаний:

1. Проект рекомендаций парламентских слушаний.

2. Проект федерального закона “О внесении дополнений в статью 855 Гражданского кодекса Российской Федерации” (вносится Алтайским краевым Законодательным Собранием).

3. Информационные материалы: “Предложения по реформированию заработной платы, “Проект основных направлений заработной платы в государствах-участниках СНГ”, “Проблемы регулирования оплаты труда работников”.

Участники парламентских слушаний констатировали, что заработная плата не отражает реальных издержек воспроизводства рабочей силы, из-за опережающего роста цен на товары и услуги снижается ее покупательска способность, неэффективно действует система тарифного регулирования. Задержки заработной платы не всегда связаны с отсутствием денежных средств у работодателя. Законодательством Российской Федерации предусмотрены санкции в случаях нарушения договорных обязательств, однако отсутствуют экономические санкции по отношению к работодателям, не выполняющим условия трудового или коллективного договора о сроках выплаты заработной платы. В сложившейся ситуации необходимая более эффективная защита заработной платы законодательно.

В ходе обсуждения проблем регулирования оплаты труда работников участники парламентских слушаний высказали предложения:

- о необходимости возврата к государственному регулированию заработной платы, включая разработку законодательной базы, и меры по ее своевременной выплате и созданию комплексной системы регулирования заработной платы.

- о совершенствовании системы социального партнерства в части заключения тарифных соглашений.

В целях реализации вышеуказанных проблем участники парламентских слушаний рекомендовали:

Правительству Российской Федерации ускорить разработку проекта федерального закона “О заработной плате”, разработать и внести на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона, предусматривающий процедуру обязательного изменения размеров минимальной заработной платы в зависимости от изменений величины прожиточного минимума и на этой основе - соответствующую корректировку бюджетов всех уровней;

Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации обеспечить приоритетное рассмотрение проектов федеральных законов, определяющих государственную политику в области оплаты труда и учитывающих международные нормы по оплате труда. В первоочередном порядке принять федеральный закон о повышении минимального размера оплаты труда и размера тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки до величины прожиточного минимума. При рассмотрении проекта федерального закона “О федеральном бюджете на 1999 год” предусмотреть необходимые финансовые средства на повышение минимального размера оплаты труда и заработной платы работников организаций бюджетной сферы.

Назад   Вперед
Регламент Структура Депутаты Аналитика Библиография
 
Дизайн © 1999 НПП Гарант-Сервис