Аналитика и статистика
осенняя сессия 1998 года
   
    

 

  Парламентские слушания - информационные записки
 
 
“Компьютерная проблема 2000 года и функционирование информационных систем”
Информационная карта № 2.1.4.- ПС98-262

Парламентские слушания “Компьютерная проблема 2000 года и функционирование информационных систем” проведены 24.11.98 на основании решения Совета Государственной Думы от 03.11.98, протокол № 168.

ОРГАНИЗАТОР: Комитет Государственной Думы по информационной политике и связи

Председательствующий: заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по информационной политике и связи Р.Г. Габидуллин

Состав участников: представители Совета безопасности, Минобразования, Миннауки, Госкомсвязи, МПС, Минобороны, Минэкономики, ФАПСИ, Авиационной службы России, законодательных и исполнительных органов власти 2 субъектов Российской Федерации, Российских и зарубежных коммерческих структур, прессы.

Число участников: более 200 человек.

Цель слушаний: анализ состояния и решения компьютерной “Проблемы 2000 года”.

Рекомендации: проект рекомендаций принят в основном и будет доработан с учетом высказанных предложений.

Материалы слушаний:

1. Порядок проведения парламентских слушаний.

2. Методические рекомендации по решению “Проблемы 2000”.

3. Обзор мероприятий по решению “Проблемы 2000” в развитых странах мира (Бела книга).

4. Тезисы ряда выступлений участников слушаний.

5. Проект рекомендаций парламентских слушаний “Компьютерная проблема 2000 года и функционирование информационных систем”.

Участники парламентских слушаний констатировали, что наиболее уязвимым звеном информационных систем России являются информационно-вычислительные сети и системы, работающие на основе устаревшей техники и технологий, а также не на лицензионных программных средствах. Подобные системы особенно критичны в государственных органах власти и управления, силовых ведомств Госналогслужбы, Минобороны, МВД, ГТК и других организаций, от нормального функционирования которых зависят поступления в бюджет, обороноспособность государства, поддержание правопорядка, работоспособность систем жизнеобеспечения. По оценкам правительственных экспертов, общее количество сетевых пользователей 500000 и серверов от 10 до 12 тысяч, которые работают с использованием программных продуктов, не рассчитанных на нормальную работу после 2000 года, хотя имеются средства, позволяющие решить эту проблему и без перехода на более новые версии. Реализация этих мероприятий может существенно затянуться, если государство не сможет обеспечить четкого и твердого руководства в рамках реализации программы по подготовке к 2000 году, главную координирующую роль в которой играет Госкомсвязи.

Участники парламентских слушаний рекомендовали:

- Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:

а) считать в своей деятельности “Проблемы 2000” в числе приоритетных;

б) регулярно заслушивать федеральные органы исполнительной власти по вопросам решения “Проблемы 2000”.

- Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:

Регулярно заслушивать федеральные органы исполнительной власти по вопросам решения “Проблемы 2000”.

- Правительству Российской Федерации:

а) образовать Правительственную комиссию по решению “Проблемы 2000” под руководством заместителя Председателя Правительства Российской Федерации;

б) в случае необходимости предусмотреть в бюджете Российской Федерации на 1999 год необходимые расходы на решение “Проблемы 2000”;

в) обеспечить организационную, консультационно-методическую и другую поддержку органам государственной власти, в ведении которых находятся информационно-вычислительные системы, критичные к “Проблеме 2000”;

г) организовать широкое обсуждение “Проблемы 2000” в различных формах для достижения необходимого понимания в обществе и лицами, принимающими решения.

“О программе реструктуризации банковской системы Российской Федерации”
Информационная карта № 2.1.4.ПС98-263

Парламентские слушания “О программе реструктуризации банковской системы Российской Федерации”. проведены 01.12.98 на основании решения Совета Государственной Думы от 03.11.98, протокол № 168.

ОРГАНИЗАТОР: Комитет Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам.

Председательствующий: председатель Комитета Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам А.Д.Жуков.

Состав участников: члены Совета Федерации, представители Правительства РФ, Центрального банка РФ, Минфина России, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, научных и учебных учреждений, банков, ассоциаций.

Число участников: 230 человек.

Цель слушаний: обсуждение программы реструктуризации банковской системы РФ и подготовка соответствующих рекомендаций Банку России и Правительству РФ

Рекомендации: рекомендации будут подготовлены по итогам парламентских слушаний.

Материалы слушаний:

1. "О мерах Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации по стабилизации социально-экономического положения в стране".

2. Проект документа Центрального банка Российской Федерации "О мерах по реструктуризации банковской системы Российской Федерации".

В выступлениях участников слушаний отмечалось, что реализация программы, намечаемой на первое полугодие 1999 года, достижима только при условии объединения усилий законодателей, Правительства и Центрального банка. В докладе главы Центрального банка была изложена суть сложившейся ситуации в банковской сфере, которая, по его словам, во время кризиса понесла наиболее ощутимые потери по сравнению с другими секторами экономики. За 3 месяца банковские капиталы сократились на треть, недостаток высоколиквидных активов составляет 22,3 млрд.руб., операции на банковском рынке заморожены, на четверть сократился объем вкладов. Реструктуризация банковской сферы – неотъемлемая часть мер по стабилизации экономики. Докладчиком отмечалось, что сложность проблемы заключается в недостаточности внутренних ресурсов страны для компенсации всего объема потерь, которые несут кредитные организации в результате кризиса. Величина потерь превышает 100 млрд.рублей. На существенное привлечение внешней помощи в сложившихся условиях рассчитывать нельзя. Поэтому в рамках программы реструктуризации речь идет о поддержании только ядра банковской системы. Программа предполагает оказание помощи некоторым банкам, сумма помощи для поддержания ликвидности этих банков составит 10 млрд.руб. До конца года будет определен круг банков, которые войдут в региональную банковскую систему. Идея образования Агентства по реструктуризации кредитных организаций получила поддержку Правительства. Докладчик считает, что одной из важных задач программы является сохранение банковских технологий, завоевание подорванного кризисом доверия вкладчиков. Вместе с тем, отметил он, ЦБ не планирует перекладывать на плечи государства риски вкладчиков коммерческих банков.

Выступающие отмечали, что привлечение банковского капитала в реальный сектор экономики – суть реструктуризации, и если банки по-прежнему останутся в роли финансовых посредников, то повторение августовского кризиса не исключено. Одновременно подчеркивалось, что не должно быть допущено никакой чрезвычайщины, все должно проводиться по закону и на Госдуму возлагаются большие надежды по принятию соответствующих законов.

В выступлениях прозвучала убежденность в том, что несмотря на множество замечаний и предложений, которые в определенной мере вносят даже изменения в концепцию проекта, депутаты обеспечат законодательное поле для функционирования банковской системы.

 
“О разработке в Российской Федерации технологии переработки оружейного плутония в топливные компоненты атомных электростанций”

Информационная карта № 2.1.4. - ПС98-264

Парламентские слушания “О разработке в Российской Федерации технологии переработки оружейного плутония в топливные компоненты атомных электростанций” (закрытые) проведены 01.12.98 на основании решения Совета Государственной Думы от 03.11.98, протокол N 168.

ОРГАНИЗАТОРЫ: Комитет Государственной Думы по конверсии и наукоемким производствам

 
“Обеспечение качества и безопасности алкогольных напитков”
Информационная карта № 2.1.4. - ПС98-265

Парламентские слушания “Обеспечение качества и безопасности алкогольных напитков” проведены 01.12.98 на основании решения Совета Государственной Думы от 19.11.98, протокол N 173.

ОРГАНИЗАТОРЫ: Комитет Государственной Думы по экономической политике; Комитет Государственной Думы по охране здоровья

Председательствующий: председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике В.И.ТИХОНОВ

Состав участников: представители Правительства РФ, Минторга, Минэкономики, Минсельхозпрода, МВД, Минфина, Госналогслужбы, ГТК России, правительства Москвы, законодательных и исполнительных органов власти 27 субъектов Российской Федерации, ведомств и организаций, обеспечивающих контроль качества алкогольной продукции, предприятий - производителей алкогольной продукции, научно-исследовательских и общественных организаций.

Число участников: около 200 человек.

Цель слушаний: оценка состояния и исполнения законодательства в области государственного регулирования производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции и определение путей его совершенствования.

Рекомендации: проект рекомендаций будет принят с учетом предложений, высказанных в ходе слушаний.

Материалы слушаний:

1. Статистические данные по объемам производства и продажи алкогольных напитков.

2. Таблица поправок к законопроекту “О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики”.

3. Аналитическая записка “Потребление алкоголя в России и развитых странах за последние полтора века”.

4. Информационно-аналитические материалы по теме слушаний.

Участники парламентских слушаний отмечали, что в связи с ликвидацией государственной монополии и отсутствием жесткого регулирования легальное производство этилового спирта в 1996 году по сравнению с 1991 годом сократилось более чем на 40 процентов, а учтенной алкогольной продукции - в два раза. В 1997 году при общем объеме потребления алкогольной продукции около 250 млн. дкл., около 2/3 было произведено или ввезено нелегально, незаконный оборот в алкогольном секторе экономики составил более 25 млрд. руб (около 4 млрд. долларов). Кроме того, интересы и права потребителей ущемлялись из-за широкого распространения случаев приобретения ими фальсифицированной или некачественной продукции, ставящих под угрозу их безопасность и здоровье. В 1997 году от потребления такой продукции погибло свыше 25 тыс. человек.

Во исполнение Федерального закона “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции”, решений Президента Российской Федерации осуществлялись меры, направленные на усиление государственного контроля и наведения порядка в этой области. Однако, коренным образом переломить ситуацию на алкогольном рынке не удалось, продолжает процветать нелегальное производство как на подпольных предприятиях, так и на предприятиях, имеющих лицензии. Росту криминализации производства и оборота спирта и алкогольной продукции способствуют также несовершенство действующего законодательства и существующих экономических условий. Учитывая, что выпуск нелегальной алкогольной продукции осуществляется в большей степени на предприятиях, имеющих лицензии, а нанесение экономического ущерба в каждом единичном случае исчисляется десятками миллионов рублей, очевидно несоответствие предусматриваемых наказаний уровню нанесения экономического ущерба государству. Практически отсутствует нормативная база, позволяюща ограничить выдачу лицензий на производство и оборот алкогольной продукции и спирта.

Анализ сложившейся ситуации показывает, что без принятия радикальных мер в правовой, экономической и административной областях добиться декриминализации производства и оборота спирта этилового и алкогольной продукции, и как следствие - поступления акцизных сборов - невозможно.

Участники парламентских слушаний в целях решения рассматриваемой проблемы рекомендовали:

- разработать и осуществить комплекс мер для ограничения нелегального производства и оборота алкогольной продукции;

- создать специальный федеральный орган исполнительной власти отвечающий за координацию действий соответствующих министерств и ведомств в принятии решений по улучшению производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции;

- ускорить рассмотрение и принятие поправок к Федеральным законам “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции” и “Об акцизах” в направлении переноса большей части взимаемых акцизов на сферу торговли, приняв за основу рассмотренный вариант изменения акцизов.

Назад   Вперед
Регламент Структура Депутаты Аналитика Библиография
 
Дизайн © 1999 НПП Гарант-Сервис