Аналитика и статистика
осенняя сессия 1998 года
   
    

 

1.5. Оборона и безопасность

В завершающий парламентский месяц 1998 года в области военной безопасности на пленарном заседании Государственной Думы 18 ноября во втором, а 2 декабря в третьем чтении принят Федеральный закон "О военной реформе в Российской Федерации".

Основной целью проведения в Российской Федерации военной реформы является повышение боевой готовности и боевой способности Вооруженных Сил Российской Федерации, приведение их структуры, состава численности и задач в соответствие с объективными потребностями обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В ходе обсуждения не была поддержана принципиальная поправка депутата Арбатова А.Г. о том, что финансирование военной реформы осуществляется за счет средств федерального бюджета. Как считает Арбатов А.Г., эту позицию надо было сохранить в законопроекте с тем, чтобы, когда будет приниматься бюджет, все мероприятия, планируемые по военной реформе, были обеспечены за счет федерального бюджета без ссылок на какие-либо дополнительные источники финансирования, включая региональные бюджеты.

Не были поддержаны также поправки полномочного представителя Президента Российской Федерации в Государственной Думе Котенкова А.А., по мнению которого часть первая статьи 2 изложена в некорректной редакции, позволяющей при реформировании Вооруженных Сил не обращать внимание на существование других войск и воинских формирований, включая пограничные и внутренние войска. Он обратил также внимание на нереальность в сложившейся экономической обстановке некоторых положений статьи 2, где речь идёт о приведении оборонно-промышленного комплекса в соответствие с потребностями обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Кроме того, считает Котенков А.А. принятие данного закона потребует существенного изменения очень многих федеральных законов, поэтому положения статьи 15, предусматривающие необходимость приведения Президентом и Правительством Российской Федерации своих нормативных правовых актов в соответствие с настоящим федеральным законом, являются недостаточно корректными, так как данный закон не будет работать, если не привести в соответствие с ним примерно восемь или девять федеральных законов.

Депутат Мизулина Е.Б. в своем выступлении отметила, что этот закон совершенно бессмысленный, он ничем не отличался бы от постановления Думы о военной доктрине, о концепции, о подходе, т. к. не содержит правил поведения, а лишь загромождает правовую систему и разрушает правовое сознание.

В этой связи председатель Комитета по обороне Попкович Р.С. напомнил депутатам, что "данный закон определяет цели и пути проведения реформы, которых, к сожалению, на сегодняшний день в России не существует. Мы ожидали решения этих вопросов от исполнительной власти, которая должна ими заниматься. Таких решений нет, а это основа".

На пленарном заседании 16 декабря 1998 года был рассмотрен и принят в первом чтении проект федерального закона "Об экспортном контроле".

С основным докладом выступил заместитель руководителя Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю, статс-секретарь Соболев А.В.

Целью настоящего законопроекта является создание эффективных правовых механизмов, призванных обеспечить защиту государственных интересов и выполнение международных обязательств Российской Федерации в области нераспространения оружия массового уничтожения, ракетных средств его доставки и иных, наиболее опасных видов оружия.

Законопроект призван регулировать отношения органов государственной власти Российской Федерации и российских участников внешнеэкономической деятельности при осуществлении экспортного контроля, предметом которого являются отдельные виды сырья, материалы, оборудование, технологии, научно-техническая информация и услуги, которые могут быть использованы при создании оружия массового уничтожения.

Основные положения законопроекта базируются на общепризнанных принципах и нормах международного права. Учитывают все аспекты международных обязательств Российской Федерации в области экспортного контроля и нераспространения оружия массового уничтожения.

В законопроект включены положения, предусматривающие введение всеобъемлющего контроля. Речь идет о запрете на осуществление внешнеэкономических сделок с любыми товарами, информацией, работами и услугами, и результатами интеллектуальной деятельности, предназначенными для цели создания оружия массового уничтожения, ракетных средств его доставки. А также необходимости получения разрешения на экспорт товаров и технологий, не подлежащих в обычных случаях экспортному контролю, когда имеются достаточные основания полагать, что они могут быть использованы для этих целей.

Содокладчик - заместитель председателя Комитета по экономической политике Пузановский А.Г. изложил замечания комитета по законопроекту. Они касаются, в основном, методов осуществления экспортного контроля, лицензирования отдельных операций, установления обязательной экспертизы сделок, связанных с экспортом контролируемых товаров и технологий, механизмов таможенного контроля, а также место законодательных органов в системе экспортного контроля.

В области внутренней безопасности на пленарном заседании Государственной Думы 18 ноября 1998 г. во втором чтении рассмотрен проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" (в части совершенствования механизма защиты прав и свобод граждан в ходе оперативно-розыскной деятельности).

Законопроект направлен на усиление прокурорского надзора в данной сфере правоохранительной деятельности, на обеспечение гарантий прав и свобод российских граждан.

По мнению МВД (Давыдов А.Г.), представление в обязательном порядке всех материалов дел оперативного учета, материалов о проведении технических, оперативных мероприятий, более того, представление учетно-регистрационной документации, содержащей сведения о негласных сотрудниках и т.п., которые относятся к перечню сведений, составляющих государственную тайну, не должно входить в предмет прокурорского надзора. Введение в действие такой поправки, по мнению практиков и специалистов, необоснованно расширит круг лиц, которые получат доступ к совершенно секретным сведениям, и сделает оперативную работу в целом неоправданно прозрачной для широкого круга лиц, в том числе и прокурорских работников.

Председатель Комитета по безопасности В.И.Илюхин отметил, что озабоченность Президента по поводу соблюдения прав и свобод российских граждан при проведении оперативно-розыскной деятельности разделяется Комитетом. В то же время, сказал он, прокуроры осуществляют надзор за исполнением всех законов, в том числе и за исполнением закона о государственной тайне. Прокуроры допущены к работе с секретными документами. В законопроекте предусматривается, что не все прокуроры допускаются к работе с указанными документами, а только уполномоченные Генеральным прокурором. В связи с этим никакой утечки, никакого разглашения сведений, составляющих государственную тайну, не произойдет. На пленарном заседании 4 декабря 1998 г. законопроект принят в третьем чтении.

На заседании Государственной Думы 18 ноября 1998 г. принят во втором и третьем чтении Федеральный закон "О внесении дополнения в статью 5 Федерального закона "Об оружии" (о предоставлении прокуратуре Российской Федерации права иметь на вооружении боевое ручное стрелковое оружие).


В соответствии с программой законопроектной работы проблемы правового обеспечения обороны и безопасности занимали важное место в работе Государственной Думы в период осенней сессии 1998 г.

Одним из наиболее существенных шагов в этом направлении стало принятие на пленарном заседании 18 ноября 1998 года во втором чтении проекта федерального закона "О военной реформе в Российской Федерации", в котором определяется основные принципы реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации как единого военного организма государства.

Важное значение с точки зрения укрепления национальной безопасности, расширения международного военного сотрудничества имело принятие 2 октября 1998 года законов “О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о военном сотрудничестве” и “О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о совместном обеспечении региональной безопасности в военной сфере”. Вступление в силу этих документов будет способствовать формированию совместной оборонной политики Союза Беларуси и России, созданию на взаимной основе региональных группировок войск. Они позволят проводить скоординированную военную и военно-техническую политику в области обеспечения совместных действий сторон по вооруженной защите России и Беларуси и Союза Беларуси и России в целом, сближать и унифицировать законодательство России и Беларуси в области обороны, военного строительства и социальной защиты военнослужащих, совместно содержать и использовать объекты военной инфраструктуры обоих государств, а также открывают реальную возможность согласовывать количественный и качественный состав своих войск, организовать учебу личного состава, развивать военно-техническое сотрудничество.

В целом правовые нормы рассматриваемых законопроектов полностью соответствуют ранее достигнутым договоренностям и принципам сотрудничества в рамках Союза Беларуси и России, отвечают не только военным, но и политико-экономическим интересам обоих государств и являются важной гарантией их национальной безопасности.

Первое чтение в период осенней сессии прошел проект федерального закона “О сборе за пограничное оформление”. Законопроект предлагает юридически грамотное оформление данного вопроса: сбор за пограничное оформление как разновидность налога может быть введен только путем внесения изменения в закон “Об основах налоговой системы...” и принятия специального налогового закона, который бы регулировал полностью этот вопрос, то есть устанавливал все основные элементы данного сбора, имеющие существенное значение для налогоплательщиков.

В целях повышения социальной защищенности ветеранов труда депутаты рассмотрели и приняли Федеральные законы “О внесении изменений в статью 7 Федерального закона “О ветеранах” и “О внесении изменений в статью 10 Федерального закона “О ветеранах”. Они устанавливают новый порядок исчисления трудового стажа, необходимого для получения звания ветерана труда, и механизм распределения функций между центром и субъектами Федерации для исполнения названного закона.

На пленарном заседании 16 декабря 1998 г. в первом чтении принят проект федерального закона "Об экспортном контроле". Целью законопроекта является создание эффективных правовых механизмов, призванных обеспечить защиту государственных интересов и выполнение международных обязательств Российской Федерации в области нераспространения оружия массового поражения, ракетных средств его доставки и иных наиболее опасных видов военного потенциала.

Из числа рассмотренных в ходе осенней сессии законодательных актов, касающихся обеспечения внутренней безопасности государства, можно выделить проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности", принятый года в первом чтении 9 сентября в связи с присоединением Российской Федерации к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также необходимостью совершенствования механизма защиты прав и свобод граждан в ходе оперативно-розыскной деятельности и его усиления.

Основные положения законопроекта направлены на усиление защиты прав граждан при проведении оперативно-розыскной деятельности, недопущение оперативно-розыскных мероприятий без их санкционирования и документального оформления в установленном порядке. Закон содержит также положения, связанные с проектом закона о коррупции, которые расширяют основания для проведения оперативно-розыскной деятельности прежде всего в связи с назначением гражданина на государственную должность или с его приемом на государственную службу.

Значительно расширяются полномочия прокуратуры по надзору за осуществлением оперативно-розыскной деятельности, что так же повышает гарантии прав и свобод человека и гражданина и ограждает его от необоснованных действий при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Закон также вводит новое мероприятие в оперативно-розыскной деятельности - психофизиологическое тестирование (полиграф), при этом устанавливает определенные ограничения и порядок проведения подобных испытаний.

На пленарном заседании 30 сентября 1998 года принят в первом чтении проект федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов”. Как известно, согласно принятого недавно Федерального закона “О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации” на внутренние войска возложены задачи по обеспечению безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств, выполнение которых может быть в дальнейшем сопряжено с посягательствами на безопасность военнослужащих со стороны преступников, противоправна деятельность которых была пресечена военнослужащими внутренних войск.

В связи с этим законопроектом предусмотрено реализацию прав военнослужащих внутренних войск на защиту государством при наличии угрозы посягательства на их жизнь, здоровье и имущество в связи со служебной деятельностью осуществить путем включения их в круг лиц, подлежащих государственной защите, причем лишь военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел, принимавших непосредственное участие в пресечении деятельности вооруженных преступников, незаконных вооруженных формирований и иных организованных преступных групп.

На заседании 21 октября 1998 года преодолено вето Президента Российской Федерации на Федеральный закон "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации". Главными основаниями, послужившими для отклонения указанного закона, были названы его несоответствие действующему уголовно-процессуальному законодательству и ряду статей Конституции Российской Федерации, а также отсутствие заключения Правительства, хотя закон прямо предусматривает финансирование из федерального бюджета, так как в состав судебно-экспертных учреждений включены муниципальные учреждения.

Чрезвычайно важное значение для укрепления правовых основ борьбы с нежелательным оборотом финансовых средств имело принятие федеральных законов "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем" и "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем", которые направлены в основном против легализации теневого бизнеса, наркобизнеса и т.п. В то же время под употребляемое в законе понятие "иные правонарушения" могут подпасть 90 процентов граждан нашей страны, которые подрабатывают на стороне, в том числе и военнослужащие, сотрудники МВД и другие госслужащие. Согласно закону "Об основах государственной службы...", они не имеют права этим заниматься и с этой точки зрения совершают правонарушение, подпадающее под действие этого закона.

Назад   Вперед
Регламент Структура Депутаты Аналитика Библиография
 
Дизайн © 1999 НПП Гарант-Сервис