Аналитика и статистика
осенняя сессия 1998 года
   
    

 

1.4. Бюджетное, налоговое, финансовое законодательство

18 ноября Государственной Думой приняты в первом чтении два законопроекта о внесении изменений и дополнений в закон “О федеральном бюджете на 1998 год”.

В первом законопроекте - “О внесении изменений и дополнений в статью 75 Федерального закона “О федеральном бюджете на 1998 год” по-новому излагаются условия осуществления лизинга в агропромышленном комплексе финансовыми организациями.

В связи с отсутствием в гражданском законодательстве понятия “финансовые организации (финансовый оператор)” предлагается, в частности, исключить эти термины и заменить их более понятными и общепринятыми - “лизинговый оператор (лизинговая компания)”.

В законопроекте предлагается также снять ограничения на использование бюджетных средств для закупок импортной техники, не имеющей аналогов в отечественном производстве.

Второй законопроект - “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О федеральном бюджете на 1998 год” вносит уточняющие поправки в перечень объектов здравоохранения Федеральной адресной программы на 1998 год в части изменений названий по двум объектам и дополнения еще одним - лабораторным корпусом Кировского областного центра госсанэпиднадзора, ассигнования на который предусмотрены в общем объеме инвестиций на здравоохранение и в лимитах капитальных вложений Минздрава Российской Федерации.

Также 18 ноября в первом (11 декабря во втором и 16 декабря в третьем) чтениях принят законопроект “О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики”, определяющий основные направления бюджетной и налоговой политики до конца 1998 года. Целью законопроекта является обеспечение финансовыми ресурсами обязательных расходов федерального бюджета на основе максимального привлечения доходных источников в федеральный бюджет.

20 ноября Государственной Думой принят в редакции согласительной комиссии Федеральный Закон “О государственных чрезвычайных мерах по защите вкладов населения в банках РФ”, проходивший ранее под названием “О государственном гарантировании вкладов населения в банках Российской Федерации”. Закон направлен на обеспечение сохранности и возврата физическим лицам денежных средств, размещенных ими в банковские вклады и на банковские счета в рублях и иностранной валюте по состоянию на 1 сентября 1998 года, в полном объеме с учетом начисленных по ним на указанную дату процентов, предусмотренных договором банковского вклада в установленном законом порядке.

2 декабря Государственной Думой принят в третьем чтении Федеральный Закон “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской федерации” и в Закон РСФСР “О государственной налоговой службе РСФСР”, обязывающий граждан, поступающих на государственную службу, представлять в органы государственной налоговой службы сведения о своем имущественном положении, а Государственную налоговую службу наделяет дополнительными полномочиями по проверке их деклараций.

2 декабря во втором чтении (4 декабря в третьем) Государственной Думой принят Федеральный Закон “О внесении дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах”, который направлен на предоставление налоговых льгот российским кинопроизводящим организациям, для поддержки национального кинематографа.

4 декабря повторно в редакции согласительной комиссии принят Федеральный закон “О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации”. В законе конкретизированы понятия видов помощи (содействия), такие как: безвозмездная, техническая и гуманитарная. Для этих видов помощи (содействия) предусматриваются значительные льготы либо полное освобождение от налогов, кроме случаев нецелевого использования помощи (содействия). Такой получатель уплачивает суммы налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней, а также начисленные на эти суммы пени и штрафы по действующим ставкам. Контроль за целевым использованием помощи (содействия) осуществляется в порядке, определяемым Правительством Российской Федерации.

Также 4 декабря принят в третьем чтении Федеральный закон “О защите конкуренции на рынке финансовых услуг”. В настоящее время в Российской Федерации конкуренция регулировалась законами “О естественных монополиях” и “О защите прав потребителей”. Данный закон, направлен на регулирование отношений, влияющих на конкуренцию на рынке ценных бумаг, рынках банковских и страховых услуг.

18 декабря Государственной Думой приняты в первом чтении 9 налоговых законопроектов, в том числе:

“О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость”, предусматривающий снижение основной ставки налога до 15 % в 1999 году и установление единой ставки налога на добавленную стоимость в размере 10 % в 2000 году. Также предусматривается сокращение перечня товаров (работ, услуг), освобождаемых от НДС, в частности, из него исключаются: работы по жилищному строительству; путевки в учреждения отдыха и туристко-экскурсионные путевки; товары (работы, услуги), производимые и реализуемые предприятиями, в штате которых инвалиды составляют не менее 50 % от общей численности работников; пожарно-техническая продукция.

“О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций”. Законопроект предусматривает:

С целью обеспечения равномерной наполняемости федерального бюджета для всех плательщиков налога вводится авансовая система платежей.

“О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об акцизах”. Законопроектом предусматривается изменить следующие ставки акцизов:

Законопроектом предусматривается также изменение сроков уплаты акцизов.

“О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О подоходном налоге с физических лиц”. Законопроектом предусматривается ввести, начиная с 1 января 1999 года, более мягкую и социально ориентированную шкалу налогообложения физических лиц с установлением двух видов подоходного налога: взимаемого в федеральный бюджет по фиксированной ставке 3% и взимаемого в бюджеты субъектов Российской Федерации по прогрессивной шкале налогообложения для первичной и вторичной занятости.

Предлагается повысить размер годового дохода, облагаемого по минимальной ставке до 60 000 рублей. Также возрастает размер облагаемого совокупного дохода, полученного в календарном году, подлежащего налогообложению по максимальной ставке 35%, которая будет применяться к доходам, превышающим 240 000 рублей.

“О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налогах на имущество физических лиц”. Законопроектом предлагается увеличение ставок налога на имущество физических лиц до 0,5% от инвентарной или рыночной оценки по усмотрению органов законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, привлечение к налогообложению объектов незавершенного строительства и введение необлагаемого минимума стоимости имущества, исходя из площади жилья в пределах социальной нормы на каждого члена семьи. Кроме того, предлагается усилить ответственность за непредоставление данных, необходимых для налогообложения.

“О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О едином налоге на вмененный налог для определенных видов деятельности”. Новая редакция подпунктов 9 статьи 3 направлена на снятие ограничений, то есть плательщиками единого налога на вмененный доход должны являться все организации с численностью работающих до 100 человек, охватывающие транспортные услуги, а не только субъекты малого предпринимательства.

“О внесении изменения в Закон Российской Федерации “О плате за пользование водными объектами”. Предлагается внести в вышеуказанный Федеральный закон дополнения, в соответствии с которыми до утверждения законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации ставок платы по категориям плательщиков платежи за соответствующий вид пользования водными объектами должны рассчитываться по минимальным ставкам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 1998 года № 818.

“О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах”. Настоящий законопроект предусматривает внесение изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций” и Закон Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость” в части упорядочения налогообложения иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в Российской Федерации.

Так, в частности, предусматривается установить общий порядок исчисления и уплаты налога на прибыль российских налогоплательщиков и иностранных юридических лиц.

Предлагается также признать утратившим силу отдельные нормы законодательных актов Российской Федерации в связи с отменой льгот по НДС.

“О внесении изменений и дополнений в статьи 14 и 20 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”. В целях улучшения расчетов с бюджетом настоящий законопроект предусматривает предоставление права налоговым органам обращать взыскание задолженности в федеральный бюджет, числящуюся за дочерними предприятиями более трех месяцев, на головные акционерные общества (холдинги, компании и т.д.). Предусматривается также изменение ставки налога с продаж и перенос основной тяжести налоговой нагрузки с реального сектора экономики в сектор потребления.


В течение осенней сессии Государственной Думой была проведена большая работа по укреплению законодательной базы бюджетной, налоговой и финансовой политики.

Принятый в третьем чтении “Бюджетный кодекс Российской Федерации” регулирует и устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, правовые основы функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений. Закон определяет основы бюджетного процесса в Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

В Бюджетный кодекс введено и достаточно раскрыто такое понятие, как план развития государственного сектора экономики, который будет представляться в Государственную Думу одновременно с проектом бюджета на очередной год. В нем определены формы государственного контроля, основы казначейского исполнения федерального бюджета, порядок рассмотрения бюджета на очередной финансовый год.

За описываемый период приняты 6 изменений и дополнений в Федеральный закон “О федеральном бюджете на 1998 г.”, в частности, об обеспечении финансирования деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и его аппарата, по вопросу оставления доходов в распоряжении общеобразовательных учреждений от сдачи в аренду федерального имущества и др.

Также принят Федеральный закон “О Бюджете развития Российской Федерации”, определяющий правовые и организационные основы формирования и расходования средств федерального бюджета для финансирования высокоэффективных инвестиционных проектов либо путем предоставления им государственных гарантий, либо путем непосредственного выделения им средств на условиях возвратности, платности и срочности.

В условиях разразившегося в 1998 году финансового кризиса депутаты палаты вынуждены были обратить особое внимание на совершенствование налогового законодательства в целях увеличения налогооблагаемой базы.

Принятая первая часть “Налогового кодекса Российской Федерации” систематизирует налоговое законодательство в целях осуществления налоговой реформы. Налоговый кодекс заменит около тысячи действующих налоговых нормативных актов различного уровня, что обеспечит комплексное и взаимоувязывающее решение основных проблем налоговой системы России.

Были приняты 5 изменений в закон “Об основах налоговой системы”, в связи с появлением новых налоговых законов: о налоге на игорный бизнес; о внесении дополнения в ст. 11-1 Закона Российской Федерации “О государственной границе”; о введении единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, осуществляемого объектами малого предпринимательства.

Также приняты два изменения в закон “О налоге на прибыль предприятий и организаций”, связанных с изменением ставок налога на прибыль. В частности, уменьшена общая ставка налога на прибыль предприятий и организаций одновременно с отменой некоторых льгот, приводивших к перекосам в уровне налоговой нагрузки на производителей товаров (работ, услуг), а также к уклонению от уплаты налогов.

В первом чтении Государственная Дума приняла пакет предложенных Правительством Российской Федерации налоговых законопроектов, в том числе: “О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость”; “О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций”; “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об акцизах”; “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О подоходном налоге с физических лиц”; “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налогах на имущество физических лиц”. Они предусматривают снижение ставок налогов на добавленную стоимость, прибыль предприятий и организаций, изменение существующих ставок акцизов, установление более мягкой и социально ориентированной шкалы налогообложения физических лиц.

Назад   Вперед
Регламент Структура Депутаты Аналитика Библиография
 
Дизайн © 1999 НПП Гарант-Сервис