Аналитика и статистика
осенняя сессия 1998 года
   
    

 

1.2. Экономическая политика

18 ноября Государственная Дума приняла в третьем чтении Федеральный закон “Об исключительной экономической зоне Российской Федерации”, определяющий статус исключительной экономической зоны Российской Федерации, под которой понимается морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, устанавливаемым Российским законодательством, международными договорами и нормами международного права.

Внутренняя граница исключительной экономической зоны, согласно закону, устанавливается по границе территориального моря, а внешн - на расстоянии 200 морских миль. В исключительную экономическую зону входят все острова Российской Федерации, кроме скал непригодных для проживания и хозяйственной деятельности.

18 ноября Государственная Дума рассмотрела во втором чтении проект Федерального закона “Об Особой экономической зоне Магаданской области”, определяющего правовые и экономические основы создания и функционирования данной Особой экономической зоны с учетом специфического географического положения и значения для национальных интересов Российской Федерации и направленного на создание благоприятных условий для социально-экономического развития и Российской Федерации и самой Магаданской области.

20 ноября Государственная Дума приняла с учетом предложений Президента Российской Федерации Федеральный закон “О пчеловодстве”, имеющий особое значение для России, где пчеловодством занимаются более 500 тысяч семей.

Отсутствие единого законодательного акта в этой области приводило к тому, что в ряде регионов не принималось необходимых мер, способствующих развитию пчеловодства, и даже наоборот: с пчеловодов старались взимать дополнительные налоги, отказывали в предоставлении участков для организации стационарных и кочевых пасек, не велось работы по защите пчел и т.д.

Нормами данного закона предоставлено право заниматься пчеловодством любому гражданину при отсутствии медицинских противопоказаний. Деятельность в этой сфере отныне практически не лицензируется, однако устанавливаются определенные правила деятельности по разведению, содержанию, и использованию пчел для опыления энтомофильных культур.

18 ноября во втором и 2 декабря в третьем чтении Государственной Думой принят Федеральный закон “О внесении изменений и дополнения в статью 59 Федерального закона “Об обществах с ограниченной ответственностью”, устанавливающий более мягкие требования для принятия решения о преобразовании названных обществ в иную организационно-правовую форму в период приведения своих учредительных документов в соответствии с нормами Федерального закона “Об обществах с ограниченной ответственностью”.

Принятый закон позволит разрешить тупиковые ситуации, возникшие в ряде обществ с большим числом участников при их преобразовании в акционерные общества в связи с требованиями Федерального закона “Об обществах с ограниченной ответственностью”.

2 декабря принят с учетом предложений Президента Российской Федерации Федеральный закон “Об инженерно-технической системе агропромышленного комплекса”, направленный на упорядочение взаимоотношений участников инженерно-технической системы агропромышленного комплекса и создание в ближайшей перспективе необходимой законодательной базы в этой области. Предусмотренные законодательные нормы направлены, в первую очередь, на предотвращение технического разоружения сельского хозяйства и хозяйственных товаропроизводителей.

На заседании Думы 2 декабря в редакции согласительной комиссии был одобрен Федеральный закон "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации". Об итогах работы согласительной комиссии, созданной в связи с отклонением данного закона Советом Федерации, доложил сопредседатель согласительной комиссии, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам В.П.Лукин, который напомнил депутатам, что Совет Федерации не поддержал этот закон, поскольку, по его словам, "им вроде бы слишком мало разрешают". В результате работы согласительной комиссии, отметил докладчик, удалось снять спорные вопросы и вместе с тем сохранить основные моменты, связанные с тем, что приоритет в заключении международных договоров, в вопросах контроля и регистрации участников международных и внешнеэкономических связей остается за федеральным центром.

4 декабря во втором и 18 декабря в третьем чтении принят Федеральный закон “О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд”, принятый в первом чтении 12.11.97г. под названием “О торгах на закупку товаров, работ, услуг для государственных нужд”.

Данный закон направлен на регулирование отношений, возникающих между государственным заказчиком и участниками конкурса при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, обеспечиваемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также внебюджетных источников финансирования.

В третьем чтении 4 декабря принят Федеральный закон “Об аэродромной сети и аэропортах Российской Федерации”, регулирующий отношения в области создания, использования и развития аэродромной сети и аэропортов Российской Федерации и направленный на обеспечение правовых и организационных основ государственного регулирования в данной области.

9 декабря в редакции согласительной комиссии принят Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О соглашениях о разделе продукции”, который решает три главных задачи: из закона изымаются списки месторождений, а все соглашения по конкретным объектам оформляются решением Государственной Думы и третье - в законе устанавливается приоритет федерального законодательства о недрах, за исключением особо оговоренных случаев.

Кроме того, предусмотрена норма, согласно которой соглашения, заключенные до вступления в силу настоящего закона, подлежат исполнению в соответствии с определенными в них условиями. В целях контроля за соблюдением законодательства в данной сфере в законе предусматривается, что Правительство одновременно с проектом федерального бюджета будет представлять в Государственную Думу ежегодный доклад об итогах работы по реализации соглашений о разделе продукции.

9 декабря принят в третьем чтении Федеральный закон “О внесении изменений в Федеральный закон “О драгоценных металлах и драгоценных камнях”, который устраняет, имеющиеся неточности в изложении правовых норм в отдельных статьях закона.

9 декабря во втором и 18 декабря в третьем чтении принят Федеральный закон “О статусе наукограда Российской Федерации”, определяющего правовые нормы по присвоению муниципальным образованиям статуса наукограда с градообразующим научно-производственным комплексом и его инфраструктурой. В проекте закона нашли отражение вопросы государственной поддержки и финансирования наукоградов, а также организационно-правовых форм входящих в них организаций научно-производственного комплекса.

9 декабря в первом чтении принят проект Федерального закона “О маркировании товаров, товаросопроводительной документации, контрольно-учетных приборов и документов”, целью которого является расширение законодательной базы в борьбе с теневым оборотом продукции и товаров путем применения средств визуального контроля в виде: защищенного знака соответствия с учетной информацией к нему в виде марки розничной продажи, применяемой на товарах и продукции, подлежащих обязательной сертификации; защищенной марки акцизного сбора; защищенного знака учета и идентификации ценных бумаг и документов; защищенного знака контроля, применяемого на средствах и приборах учета, по показаниям которых осуществляются денежные расчеты.

Во втором чтении 9 декабря принят проект Федерального законы “О коммерческой тайне”, регулирующий отношения, связанные с охраной информации, составляющей коммерческую тайну, с целью обеспечения условий для создания и эффективного функционирования в Российской Федерации рынков товаров, работ и услуг и предупреждения недобросовестной конкуренции. На территории России правовая охрана коммерческой тайны будет обеспечена всем гражданам и юридическим лицам. Однако, право на коммерческую тайну не сможет быть использовано для сокрытия правонарушений и нанесения ущерба государству, интересам граждан и юридических лиц.

11 декабря Государственная Дума приняла в редакции согласительной комиссии Федеральный закон “О личном подсобном хозяйстве” определяющий правовые основы организации и ведения гражданами личного подсобного хозяйства и гарантирующего гражданам Российской Федерации право на организацию личных подсобных хозяйств, их хозяйственную самостоятельность и защиту. Причем такая деятельность не относится к категории предпринимательской.

В законе определены нормы государственной и иных видов поддержки, условия прекращения и раздела хозяйства, а также учета в органах местного самоуправления. Определены также обязанности и ответственность граждан по целенаправленному использованию земельных участков, соблюдению санитарно-гигиенических, ветеринарных и агротехнических требований, установленных российским законодательством.

11 декабря с учетом предложений Президента Российской Федерации принят Федеральный закон “Об охране атмосферного воздуха”, крайне необходимый для здоровья граждан в условиях ухудшающейся экологической обстановки в Российской Федерации.

16 декабря принят в первом чтении проект Федерального закона “О двойных и простых складских свидетельствах”, призванный регулировать весь спектр отношений, возникающих в связи с выдачей названных свидетельств и их обращением на рынке ценных бумаг, а также деятельность товарных складов. Создание рынка складских свидетельств может стать одним главных средств борьбы с неплатежами, поскольку данная ценная бумага, не являясь денежным суррогатом, обеспечена материальными ценностями, находящимися на хранении, и как следствие имеет правовое содержание, отличное от содержания ценных бумаг, использующихся в настоящее время на рынке.

Также 16 декабря принят в первом чтении проект Федерального закона “О создании открытого акционерного общества “Госстрах России” и особенностях распоряжения его акциями, находящимися в федеральной собственности”, направленного на реорганизацию Открытого акционерного общества “Росгострах” и его филиалов в единое юридическое лицо - ОАО”Госстрах России” с целью установления правового механизма участия Российской Федерации и ее субъектов в управлении страховой компанией.

Контрольный пакет акций ОАО ”Госстрах России” будет сохранен в федеральной собственности, так как данная компания будет участвовать в программах страхования государственных служащих и государственного имущества.

17 декабря в редакции согласительной комиссии принят Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции”, устанавливающий правовые основы промышленного производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации. Государственное регулирование в данной области будет направлено на защиту экономических интересов страны, обеспечение нужд потребителей в данной продукции, а также на повышение ее качества и проведение контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.


В целом за время осенней сессии был сделан значительный шаг по укреплению законодательных основ экономической политики, углублению рыночных преобразований в стране.

В этой области следует отметить, в первую очередь, Федеральный закон “О лицензировании отдельных видов деятельности”, направленный на обеспечение безопасности государства и защиты населения при осуществлении некоторых видов деятельности, а также Федеральный закон “О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг”, целями которого являются обеспечение государственной и общественной защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги.

Принятием федеральных законов “Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг” и “О внесении дополнения в статью 43 Федерального закона “О рынке ценных бумаг” (в части статуса Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг) была продолжена работа по дальнейшему совершенствованию функционирования рынка ценных бумаг и его регулирующего органа - ФКЦБ.

Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций”, столь необходимый в период финансового кризиса, устанавливает порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций, а также особенности оснований и процедур признания этих организаций несостоятельными (банкротами) и их ликвидации в порядке конкурсного производства. В законе предусмотрены меры и формы финансового оздоровления, возможности изменения структуры активов и пассивов, организационной структуры. Определены нормы ответственности руководителей кредитных организаций при непринятии мер по финансовому оздоровлению и неисполнении требований Банка России.

Немалое значение для дальнейшего продвижения экономических реформ имеет принятый в первом чтении Федеральный закон “О биржах и биржевой деятельности”, направленный на регулирование отношений по созданию и деятельности бирж, организующих оборот имущества, а также иной биржевой деятельности.

В блоке законов призванных активизировать инвестиционные процессы в Российской Федерации, следует выделить Федеральный закон “Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений”, который устанавливает основные принципы осуществления капитальных вложений на территории Российской Федерации и предусматривает равные права для всех субъектов инвестиционной деятельности в форме капиталовложений и обеспечивает защиту их интересов, независимо от форм собственности и места регистрации. Закон определяет участие органов государственной власти и местного самоуправления в регулировании этого процесса с главной целью привлечения капиталовложений в экономику России.

Экономический смысл Федерального закона “О лизинге” заключается в том, что финансовая аренда, или лизинг, является видом предпринимательской деятельности, связанной с инвестиционной деятельностью и поэтому он нацелен на стимулирование инвестиций, а закон “Об оценочной деятельности в Российской Федерации” позволяет через систему независимых оценщиков произвести точный расчет или анализ возможного инвестирования средств инвесторов.

Вопросы дальнейшего регулирования отношений в области федеральной собственности нашли отражение в законе “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации” в части полномочий представителей государства в акционерных обществах, в которых пакет акций находится в государственной собственности, и в законе “О временном приостановлении совершения сделок с федеральной собственностью, находящейся за пределами территории Российской Федерации”, предусматривающим приостановленное любых сделок с недвижимым имуществом, относящимся к государственной собственности и находящимся за пределами территории Российской Федерации, до момента вступления в силу специального федерального закона, определяющего порядок отчуждения такой государственной собственности и порядок управления ею.

В целях усиления борьбы с коррупцией и оборотом теневого капитала приняты Федеральные законы “О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам”, “О лотереях”, “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем” и “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции”.

Значительный пакет законодательных актов регулирует правовые отношения в различных сферах жизнедеятельности, имеющих общегосударственное значение.

Федеральный закон “Об охране атмосферного воздуха” устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

Федеральный закон “Об охране озера Байкал” принят в целях создания правовых условий по сохранению уникального природного объекта мирового значения с учетом соблюдения экологических и природосберегающих требований, сбалансированного социально-экономического развития данного региона.

Закон “О газоснабжении в Российской Федерации” решает проблемы газификации в России и направлен на усиление влияния государства на сферу газоснабжения методами ценовой и тарифной политики в интересах удовлетворения спроса потребителей, защиты интересов государства и населения.

Принятые изменения и дополнения в Федеральный закон “О науке и государственной научно-технической политике” конкретизируют условия образования и использования внебюджетных фондов, призванных способствовать улучшению финансирования организаций фундаментальной и отраслевой науки.

Федеральный закон “О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения” определяет правовые основы мер по усилению государственного контроля за соблюдением порядка осуществления международных автомобильных перевозок по территории Российской Федерации грузовыми транспортными средствами или автобусами, принадлежащих как российским, так и иностранным перевозчикам.

Федеральный закон “О предпринимательской деятельности в области исследования и использования космического пространства” устанавливает правовые основы государственного регулирования предпринимательской деятельности в области исследования и использования космического пространства в Российской Федерации как предпринимательской деятельности, осуществляемой под контролем государства в целях упрочения международного престижа Российской Федерации, обеспечения безопасности государства, соблюдения международных обязательств и развития научно-технического прогресса в космической и сопредельных отраслях.

Не обойдены вниманием депутатов вопросы законодательного регулирования отношений в сельскохозяйственном производстве, улучшения качества продовольственных товаров.

Федеральный закон “О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения” устанавливает правовые основы государственного регулирования в этой области и определяет соответствующие полномочия органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления.

Федеральный закон “Об инженерно-технической системе агропромышленного комплекса” направлен на упорядочение взаимоотношений участников инженерно-технической системы агропромышленного комплекса и создание в ближайшей перспективе необходимой законодательной базы в этой области. Закон позволит прекратить техническое разоружение сельского хозяйства, хозяйственных товаропроизводителей и на законодательной основе начать обратный процесс.

Принятый в первом чтении проект Федерального закона “О компенсации потерь сельхозтоваропроизводителям в связи с нарушением сложившегося паритета цен” направлен на регулирование экономических и финансовых отношений сельскохозяйственных производителей независимо от форм собственности при обмене на рынке результатами их труда с производителями продукции других секторов экономики в интересах крестьян. Основной целью закона является установление механизмов, обеспечивающих сложившийся на определенную дату паритет экономических интересов сельхозпроизводителей, возникающий при реализации произведенной им продукции и покупке основных сырьевых и других материальных ресурсов, необходимых для производства сельхозпродукции.

Федеральный закон “О государственном контроле за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки” устраняет негативные явления, проявляющиеся в настоящее время на зерновом рынке. Он определяет правовые основы осуществления государственного контроля за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки, производимых в Российской Федерации или ввозимых на ее территорию.

Эти же цели преследует и принятый в первом чтении закон “О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях в части осуществления контроля за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки”.

Назад   Вперед
Регламент Структура Депутаты Аналитика Библиография
 
Дизайн © 1999 НПП Гарант-Сервис