Аналитика
и статистика осенняя сессия 1998 года |
||||
Материал подготовлен советником Отдела анализа законодательного процесса Виноградской Т.М., отдельные данные по осенней сессии 1998 года получены специалистом-экспертом Отдела анализа законодательного процесса Паниной И.И. |
По предварительным данным, объем примерной программы законопроектной работы в период осенней сессии 1998 года (далее примерная программа) в течение сессии вырос более, чем на 39%, в то же время объем приоритетной части примерной программы в целом, состоящей из раздела 1 примерной программы (“Перечень законопроектов, подлежащих приоритетному рассмотрению”), законопроектов по ратификации международных договоров, законов, отклоненных Президентом Российской Федерации и Советом Федерации, вырос более чем на 40%.
Объем роста примерной программы в период осенней сессии 1998 года отставал от достигнутого весной 1998 года. Так, весной объем примерной программы вырос немногим более, чем на 95% (см. примерную программу законопроектной работы Государственной Думы в период весенней сессии 1998 года по состоянию на 17 июля 1998 года). При этом приоритетная часть в период осенней сессии росла быстрее, чем в период весенней сессии, когда прирост приоритетной части составил 33 % от своего первоначального объема.
На пленарных заседаниях Государственной Думы в течение осенней сессии 1998 года был рассмотрен 31% объема примерной программы (по состоянию на 22.12.98). В том числе:
- принятые Государственной Думой законы составили 13% объема примерной программы;
- законопроекты, принятые Государственной Думой в первом и во втором чтениях составили 10% объема примерной программы;
- законопроекты, которые были отклонены Государственной Думой составили 8%.
Итоги рассмотрения законопроектов из примерной программы на заседаниях Государственной Думы представлены на диаграмме 1:
Диаграмма 1. Объемные характеристики итогов работы Государственной Думы над примерной программой
За период осенней сессии доли рассмотренных законопроектов и законов из числа приоритетных составили:
- 42% раздела 1 - “Перечень законопроектов, подлежащих приоритетному рассмотрению Государственной Думой в период осенней сессии 1998 года”
- 53% от числа законов, отклоненных Президентом Российской Федерации и Советом Федерации;
- 29% от числа законопроектов по ратификации международных договоров.
Доли принятых законов из числа приоритетных составили:
- 10% раздела 1 - “Перечень законопроектов, подлежащих приоритетному рассмотрению Государственной Думой в период осенней сессии 1998 года”
- 50% от числа законов, отклоненных Президентом Российской Федерации и Советом Федерации;
- 29% от числа законопроектов по ратификации международных договоров.
На диаграмме 2 представлены доли (в%) рассмотренных законопроектов из примерной программы в целом, ее приоритетной и неприоритетной частей в период осенней сессии 1998 года и для сравнения - аналогичные данные для осенней сессии 1997 года и весенней сессии 1998 года.
Диаграмма 2. Доли рассмотренных законопроектов из примерной программы и отдельных ее частей
Приведенные на диаграмме 2 данные показывают, что осенью 1998 года по сравнению с осенью 1997 года и весной 1998 года были рассмотрены меньшие объемы (в %) законопроектов как из примерной программы в целом так и из отдельных ее частей.
На диаграмме 3 представлены доли (в%) рассмотренных законопроектов из приоритетной части и отдельных ее составляющих (раздела 1, отклоненных законов и законопроектов по ратификации международных договоров) и для сравнения - аналогичные данные для осенней сессии 1997 года и весенней сессии 1998 года.
Диаграмма 3. Доли рассмотренных законопроектов приоритетной части примерной программы и отдельных ее составляющих.
Таким образом, доля рассмотренных в период осенней сессии 1998 законопроектов из приоритетной части примерной программы ниже аналогичного показателя весны 1998 и равна аналогичному показателю осени 1997 года. При этом по сравнению с показателями осени 1997 года наблюдалось более интенсивное рассмотрение законопроектов по ратификации международных договоров и законов, отклоненных Президентом Российской Федерации и Советом Федерации.
На диаграмме 4 представлены доли (в %) принятых законов из примерной программы и ее отдельных ее частей в период осенней сессии 1998 года и для сравнения - аналогичные данные для осенней сессии 1997 года и весенней сессии 1998 года.
Диаграмма 4. Доли принятых законов из примерной программы и отдельных ее частей
Как следует из диаграммы, в период осенней сессии 1998 года доля принятых законов была ниже, чем весной 1998 года, но значительно выше, чем осенью 1997 года.
На диаграмме 5 представлены темпы рассмотрения законопроектов примерной программы на пленарных заседаниях в периоды весенней сессии и осенней сессий 1998 года, которые рассчитаны как среднее значение числа законопроектов, рассмотренных на одном пленарном заседании.
Диаграмма 5. Темпы рассмотрения законопроектов на пленарных заседаниях в периоды весенней и осенней сессий 1998 года
Как видно из диаграммы, осенью законопроектная работа Государственной Думы в целом велась более интенсивно. Так, на одном пленарном заседании в среднем рассматривался почти на один законопроект больше, чем весной. Однако законы осенью принималось менее интенсивно - на одном пленарном заседании осенью в среднем принималось на 0.7 закона меньше. При этом депутаты в период осенней сесии 1998 года более требовательно относились к законопроектам, включенным в примерную программу, что обусловило более высокий по сравнению с весной 1998 года темп отклонения законопроектов.
В период осенней сессии 1998 года более активно, чем весной создавался задел на следующую сессию, о чем свидетельствует более высокий темп принятия законопроектов в первом и во втором чтениях.
Таким образом, более низкие по сравнению с весенней сессией 1998 года показатели выполнения примерной программы обусловлены прежде всего тем, что при небольших различиях в общих объемах примерных программ (в период весенней сессии объем примерной программы превосходил аналогичный показатель осени 1998 года всего в 1,16 раза), в течение осенней сессии было проведено в 1,68 раза меньшее число пленарных заседаний.
Распределение по тематике законов, принятых Государственной Думой впервые в 1998 году (по состоянию на 21.12.98)
А - законодательство по вопросам государственного устройства и политических прав граждан;
Б - законодательство в экономической сфере (гражданское законодательство, законодательство по общим вопросам хозяйственной деятельности, о предприятиях и предпринимательской деятельности, законодательство об отраслях хозяйства, законодательство о земле и об использовании природных ресурсов);
В - финансовое, бюджетное, налоговое, банковское и таможенное законодательство;
Г - законодательство по социальным вопросам;
Д - законодательство по вопросам обороны и безопасности;
Е - охранительное, процессуальное и исполнительное законодательство;
Ж - международные отношения (ратификация международных договоров Российской Федерации).
Распределение по тематике законов, принятых Государственной Думой впервые в ходе осенней сессии 1998 года (по состоянию на 21.12.98)
В приведенных диаграммах применены следующие обозначения:
I - законопроекты, внесенные Президентом РФ;
II - законопроекты, внесенные депутатами Государственной Думы;
III - законопроекты, внесенные Советом Федерации, членами Совета Федерации;
IV - законопроекты, внесенные Правительством РФ;
V - законопроекты, внесенные субъектами РФ;
VI - законопроекты, внесенные Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ.
За 1998 год (01.01.98. - 22.12.98.) | За осеннюю сессию (31.08.98. - 22.12.98.) |
За 1998 год (01.01.98. - 22.12.98.) | За осеннюю сессию (31.08.98. - 22.12.98.) |
За 1998 год (01.01.98. - 22.12.98.) | За осеннюю сессию (31.08.98. - 22.12.98.) |
Регламент | Структура | Депутаты | Аналитика | Библиография |
Дизайн © 1999 НПП Гарант-Сервис |