Аналитика и статистика
осенняя сессия 1998 года
   
    

 

 

Предварительные итоги выполнения примерной программы законопроектной работы в период осенней сессии 1998 года
(по состоянию на 22 декабря 1998 года)

Материал подготовлен советником Отдела
анализа законодательного процесса
Виноградской Т.М.,
отдельные данные по осенней сессии 1998 года
получены специалистом-экспертом
Отдела анализа законодательного процесса Паниной И.И.

 

Динамика роста примерной программы за период осенней сессии.

По предварительным данным, объем примерной программы законопроектной работы в период осенней сессии 1998 года (далее примерная программа) в течение сессии вырос более, чем на 39%, в то же время объем приоритетной части примерной программы в целом, состоящей из раздела 1 примерной программы (“Перечень законопроектов, подлежащих приоритетному рассмотрению”), законопроектов по ратификации международных договоров, законов, отклоненных Президентом Российской Федерации и Советом Федерации, вырос более чем на 40%.

Объем роста примерной программы в период осенней сессии 1998 года отставал от достигнутого весной 1998 года. Так, весной объем примерной программы вырос немногим более, чем на 95% (см. примерную программу законопроектной работы Государственной Думы в период весенней сессии 1998 года по состоянию на 17 июля 1998 года). При этом приоритетная часть в период осенней сессии росла быстрее, чем в период весенней сессии, когда прирост приоритетной части составил 33 % от своего первоначального объема.

Предварительные итоги рассмотрения законопроектов из примерной программы на пленарных заседаниях в период весенней сессии 1998 года.

На пленарных заседаниях Государственной Думы в течение осенней сессии 1998 года был рассмотрен 31% объема примерной программы (по состоянию на 22.12.98). В том числе:

- принятые Государственной Думой законы составили 13% объема примерной программы;

- законопроекты, принятые Государственной Думой в первом и во втором чтениях составили 10% объема примерной программы;

- законопроекты, которые были отклонены Государственной Думой составили 8%.

Итоги рассмотрения законопроектов из примерной программы на заседаниях Государственной Думы представлены на диаграмме 1:

Диаграмма 1. Объемные характеристики итогов работы Государственной Думы над примерной программой

Объемные характеристики итогов работы Государственной Думы над примерной программой

Итоги рассмотрения на пленарных заседаниях Государственной Думы приоритетной части примерной программы

За период осенней сессии доли рассмотренных законопроектов и законов из числа приоритетных составили:

- 42% раздела 1 - “Перечень законопроектов, подлежащих приоритетному рассмотрению Государственной Думой в период осенней сессии 1998 года”

- 53% от числа законов, отклоненных Президентом Российской Федерации и Советом Федерации;

- 29% от числа законопроектов по ратификации международных договоров.

Доли принятых законов из числа приоритетных составили:

- 10% раздела 1 - “Перечень законопроектов, подлежащих приоритетному рассмотрению Государственной Думой в период осенней сессии 1998 года”

- 50% от числа законов, отклоненных Президентом Российской Федерации и Советом Федерации;

- 29% от числа законопроектов по ратификации международных договоров.

На диаграмме 2 представлены доли (в%) рассмотренных законопроектов из примерной программы в целом, ее приоритетной и неприоритетной частей в период осенней сессии 1998 года и для сравнения - аналогичные данные для осенней сессии 1997 года и весенней сессии 1998 года.

Диаграмма 2. Доли рассмотренных законопроектов из примерной программы и отдельных ее частей

Доли рассмотренных законопроектов из примерной программы и отдельных ее частей

Приведенные на диаграмме 2 данные показывают, что осенью 1998 года по сравнению с осенью 1997 года и весной 1998 года были рассмотрены меньшие объемы (в %) законопроектов как из примерной программы в целом так и из отдельных ее частей.

На диаграмме 3 представлены доли (в%) рассмотренных законопроектов из приоритетной части и отдельных ее составляющих (раздела 1, отклоненных законов и законопроектов по ратификации международных договоров) и для сравнения - аналогичные данные для осенней сессии 1997 года и весенней сессии 1998 года.

Диаграмма 3. Доли рассмотренных законопроектов приоритетной части примерной программы и отдельных ее составляющих.

Доли рассмотренных законопроектов приоритетной части примерной программы и отдельных ее составляющих.

Таким образом, доля рассмотренных в период осенней сессии 1998 законопроектов из приоритетной части примерной программы ниже аналогичного показателя весны 1998 и равна аналогичному показателю осени 1997 года. При этом по сравнению с показателями осени 1997 года наблюдалось более интенсивное рассмотрение законопроектов по ратификации международных договоров и законов, отклоненных Президентом Российской Федерации и Советом Федерации.

На диаграмме 4 представлены доли (в %) принятых законов из примерной программы и ее отдельных ее частей в период осенней сессии 1998 года и для сравнения - аналогичные данные для осенней сессии 1997 года и весенней сессии 1998 года.

Диаграмма 4. Доли принятых законов из примерной программы и отдельных ее частей

Доли принятых законов из примерной программы и отдельных ее частей

Как следует из диаграммы, в период осенней сессии 1998 года доля принятых законов была ниже, чем весной 1998 года, но значительно выше, чем осенью 1997 года.

На диаграмме 5 представлены темпы рассмотрения законопроектов примерной программы на пленарных заседаниях в периоды весенней сессии и осенней сессий 1998 года, которые рассчитаны как среднее значение числа законопроектов, рассмотренных на одном пленарном заседании.

Диаграмма 5. Темпы рассмотрения законопроектов на пленарных заседаниях в периоды весенней и осенней сессий 1998 года

Темпы рассмотрения законопроектов на пленарных заседаниях в периоды весенней и осенней сессий 1998 года

Как видно из диаграммы, осенью законопроектная работа Государственной Думы в целом велась более интенсивно. Так, на одном пленарном заседании в среднем рассматривался почти на один законопроект больше, чем весной. Однако законы осенью принималось менее интенсивно - на одном пленарном заседании осенью в среднем принималось на 0.7 закона меньше. При этом депутаты в период осенней сесии 1998 года более требовательно относились к законопроектам, включенным в примерную программу, что обусловило более высокий по сравнению с весной 1998 года темп отклонения законопроектов.

В период осенней сессии 1998 года более активно, чем весной создавался задел на следующую сессию, о чем свидетельствует более высокий темп принятия законопроектов в первом и во втором чтениях.

Таким образом, более низкие по сравнению с весенней сессией 1998 года показатели выполнения примерной программы обусловлены прежде всего тем, что при небольших различиях в общих объемах примерных программ (в период весенней сессии объем примерной программы превосходил аналогичный показатель осени 1998 года всего в 1,16 раза), в течение осенней сессии было проведено в 1,68 раза меньшее число пленарных заседаний.

Распределение по тематике законов, принятых Государственной Думой впервые в 1998 году (по состоянию на 21.12.98)

Распределение по тематике законов, принятых Государственной Думой впервые в 1998 году (по состоянию на 21.12.98)

А - законодательство по вопросам государственного устройства и политических прав граждан;

Б - законодательство в экономической сфере (гражданское законодательство, законодательство по общим вопросам хозяйственной деятельности, о предприятиях и предпринимательской деятельности, законодательство об отраслях хозяйства, законодательство о земле и об использовании природных ресурсов);

В - финансовое, бюджетное, налоговое, банковское и таможенное законодательство;

Г - законодательство по социальным вопросам;

Д - законодательство по вопросам обороны и безопасности;

Е - охранительное, процессуальное и исполнительное законодательство;

Ж - международные отношения (ратификация международных договоров Российской Федерации).

Распределение по тематике законов, принятых Государственной Думой впервые в ходе осенней сессии 1998 года (по состоянию на 21.12.98)

Распределение по тематике законов, принятых Государственной Думой впервые в ходе осенней сессии 1998 года (по состоянию на 21.12.98)

Распределение по группам субъектов права законодательной инициативы

В приведенных диаграммах применены следующие обозначения:

I - законопроекты, внесенные Президентом РФ;

II - законопроекты, внесенные депутатами Государственной Думы;

III - законопроекты, внесенные Советом Федерации, членами Совета Федерации;

IV - законопроекты, внесенные Правительством РФ;

V - законопроекты, внесенные субъектами РФ;

VI - законопроекты, внесенные Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ.

I. Внесено в Государственную Думу законопроектов
За 1998 год (01.01.98. - 22.12.98.) За осеннюю сессию (31.08.98. - 22.12.98.)
Внесено в Государственную Думу законопроектов  за 1998 год (01.01.98. - 22.12.98.) Внесено в Государственную Думу законопроектов за осеннюю сессию (31.08.98. - 22.12.98.)

 

II. Принято Государственной Думой законов впервые
За 1998 год (01.01.98. - 22.12.98.) За осеннюю сессию (31.08.98. - 22.12.98.)
Принято Государственной Думой законов впервые за 1998 год (01.01.98. - 22.12.98.) Принято Государственной Думой законов впервые за осеннюю сессию (31.08.98. - 22.12.98.)

 

III. Принято Государственной Думой законов повторно
За 1998 год (01.01.98. - 22.12.98.) За осеннюю сессию (31.08.98. - 22.12.98.)
Принято Государственной Думой законов повторно  за 1998 год (01.01.98. - 22.12.98.) Принято Государственной Думой законов повторно  за осеннюю сессию (31.08.98. - 22.12.98.)

 

Назад   Вперед
Регламент Структура Депутаты Аналитика Библиография
 
Дизайн © 1999 НПП Гарант-Сервис