Аналитика и статистика
весенняя сессия 1997 года
   
    

 

1.4. Бюджетное, налоговое, финансовое законодательство

Можно без преувеличения подчеркнуть, что рассмотрение и утверждение закона “О федеральном бюджете на 1997 г.”, а также обсуждение и принятие ряда законопроектов, связанных с развитием бюджетного и налогового законодательства, было приоритетным в работе Государственной Думы в весеннюю сессию 1997 г. В федеральном бюджете и налоговой системе фокусируются все основные экономические и социальные проблемы страны, доходные и расходные статьи бюджета являются конкретным, цифровым отображением эффективности действующего законодательства и осуществляемой экономической политики. Взаимоотношения центра и регионов, интересы всех общественных структур, политических партий находят свое разрешение в конкретных показателях бюджета. Точность расчета бюджетных показателей, собираемость налогов и правильность определения расходных статей бюджета в конечном итоге являются основным критерием эффективности работы исполнительной и законодательной власти в стране.

По инициативе Комитета Госдумы по экономической политике 24 января был рассмотрен и принят в первом чтении проект закона “О бюджете развития Российской Федерации и механизме управления бюджетом развития Российской Федерации”. Законопроект устанавливает порядок формирования бюджета развития, средства которого направляются на инвестиционные проекты. Бюджет развития является составной частью федерального бюджета и использует финансовые ресурсы на возвратной, срочной, платной основе для инвестиционных целей. В соответствии с законопроектом создается Агентство экономического развития как государственная организация, управляющая ресурсами Бюджета развития. Предполагается выделение 19 трлн.руб. в 1997 г. в Бюджет развития из федерального бюджета, что с помощью механизма привлечения частных инвестиций позволит, по мнению разработчиков данного законопроекта, привлечь всего 149 трлн.руб. для реализации инвестиционных проектов.

Основное внимание депутатов на пленарном заседании 24 января было уделено рассмотрению проекта закона “О федеральном бюджете на 1997 г.”, который был принят в четвертом чтении. Доклад сделал председатель Комитета по бюджету, налогам, банкам и финансам Задорнов М.М. В четвертом чтении были окончательно определены поправки к текстовым статьям закона, поквартальное распределение расходов и доходов федерального бюджета, ведомственная структура расходов федерального бюджета, Бюджет развития на 1997 г.

Бюджет развития полностью вошел в закон о федеральном бюджете, определены источники и направления финансирования из бюджета развития, которые зафиксированы как защищенные статьи федерального бюджета. Правительству РФ предложено ежемесячно вносить в Государственную Думу и Совет Федерации информацию и ежеквартально отчет о ходе исполнения бюджета.

12 февраля Государственная Дума продолжила обсуждение проблем бюджетного, налогового и финансового законодательства. Был принят федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в закон РФ “О подоходном налоге с физических лиц” (об изменении порядка представления информации о доходах физических лиц). Данный закон устанавливает нормы компьютерного ведения бухгалтерского учета с целью получения более полной информации о заработной плате и проверки соответствия правильности начисления заработной платы и подоходного налога по разным местам работы физических лиц. Предприятия передают соответствующую информацию в органы Госналогслужбы, где она соответствующим образом обрабатывается и анализируется для полного исчисления подоходного налога.

Также был принят федеральный закон “О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость” (об уточнении льготы по НДС для товаров, предназначенных для включения в уставный капитал предприятий с иностранными инвестициями). Речь в законе идет об исключении подакцизных товаров из перечня товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации в качестве взноса в уставный капитал совместных и иностранных предприятий. Делается это для того, чтобы исключить случаи внесения в уставный капитал “драгоценных металлов” и даже “спиртных напитков”, что уже имело место.

Был принят и направлен в Совет Федерации закон “О внесении дополнения в статью 34 Федерального закона “О федеральном бюджете на 1996 год”, в соответствии с которым бюджетные средства на межфермерскую кооперацию выделяются на возвратной и платной основе. Такой же порядок принят и в законе “О федеральном бюджете на 1997 год”.

Во втором чтении был принят законопроект “О внесении изменений и дополнений в закон РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”. Данный законопроект определяет единый порядок ввода в действие всех новых налоговых законов и унифицирует ставку по пени на уровне одной трёхсотшестидесятой от ставки рефинансирования Центрального банка России. Законопроект также вводит понятие исполнения налогового обязательства, момент этого исполнения и разграничивает ответственность за данное исполнение.

19 февраля официальный представитель Правительства РФ О.В.Вьюгин представил проект федерального закона “О внесении изменений в Федеральный закон “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”. Он доложил о том, что в процессе принятия ряда законов, касающихся Центрального банка и денежного обращения в стране, получилось так, что Центральный банк потерял право контролировать кассовые операции некредитных организаций, то есть физических и юридических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Поправка, внесенная Правительством в закон о Центральном банке, как раз и восполняет этот пробел. Депутаты поддержали голосованием предложение правительства.

О проекте федерального закона “О переоформлении задолженности по централизованным кредитам и начисленным по ним процентам на государственный внутренний долг Российской Федерации” доложил О.В. Вьюгин. Законопроектом предусматривается переоформление в 1997 году в государственный внутренний долг Российской Федерации задолженности по централизованным кредитам и начисленным по ним процентам, предоставленным в 1992-1994 годах предприятиям и организациям топливно-энергетического, лесопромышленного комплексов и других отраслей экономики России, не имеющих источников возврата, в сумме до 5 трлн.рублей.

Отнесение на государственный внутренний долг Российской Федерации этой задолженности будет осуществляться путем выдачи Минфином России Банку России векселей со сроками погашения в течение 10 лет, начиная с 2000 года ежегодно равными долями с уплатой 10 процентов годовых под соответствующие гарантии субъектов Российской Федерации.

В законопроекте также предусматривается переоформление на государственный долг задолженности по техническим кредитам, предоставленным Банком России государствам-участникам СНГ в сумме до 5 трлн.рублей путем выдачи Минфином России Банку России беспроцентных векселей со сроками погашения в течение 10 лет ежегодно равными долями, начиная с 2000 года.

Депутатами закон был принят.

Госдума 21 февраля преодолела вето Совета Федерации на ранее принятый ею закон “О переводном и простом векселе”. Созданная для доработки закона согласительная комиссия не сумела выработать устраивающий обе палаты Федерального Собрания текст. Члены Совета Федерации и депутаты Госдумы принципиально разошлись относительно права регионов на выпуск векселей. Закон лишал этого права субъекты Федерации и муниципальные власти, с чем члены Совета Федерации, ссылавшиеся на сложное финансовое положение большинства регионов, не согласились. Объем выпуска векселей субъектами Федерации оценивается сейчас примерно в 50 трлн.рублей. По словам сопредседателя согласительной комиссии от Госдумы А.Л. Головкова, заместителя председателя Комитета по бюджету, налогам, банкам и финансам, вексель сегодня выполняет роль квазиденег и очень многие региональные администрации начинают им очень охотно пользоваться, т.к. векселя выпускать проще, чем размещать облигации.

Вторым принципиальным пунктом расхождений стал вопрос о бездокументарном оформлении векселей. Дума настояла, чтобы на выпускаемые регионами бездокументарные ценные бумаги не распространялось вексельное законодательство. В любом случае запрет на выпуск векселей полностью не лишит регионы возможности эмитировать квазиденьги. Но в то же время он усложняет этот механизм, так как разместить региональные облигации существенно сложнее, чем выдать вексель. Данный закон направлен на сохранение единой денежной системы в России; если из него изъять эти два пункта, то в субъектах Федерации образуются собственные электронные квазиденьги, а это может привести к ее развалу. Позицию Госдумы разделили Правительство РФ и Центральный Банк.

О проекте федерального закона “О внесении изменений и дополнений в статьи 4 и 7 Закона Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость” в части розничной торговли и общественного питания доложил официальный представитель Правительства РФ заместитель министра финансов РФ С. Д. Шаталов. В налоге на добавленную стоимость сегодня существуют два режима определения налоговой базы и уплаты налога в случае оптовой или розничной торговли. Предлагается принять чисто технический закон, в котором устанавливается для организаций розничной торговли точно такой же порядок, как и для оптовой. Депутаты приняли закон в первом чтении.

14 марта о проекте федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” в третьем чтении сделал доклад член Комитета по бюджету, налогам, банкам и финансам Г. В. Боос. Закон предусматривает три основных момента. Первое, создать единый в стране порядок ввода в действие всех новых налоговых законов и налоговых норм; второе, унифицировать ставки по пени в привязке к ставке рефинансирования Центрального Банка РФ; третье, распределить ответственность между налогоплательщиком и банком, обслуживающим налогоплательщика по платежам бюджета. Закон депутатами был принят.

19 марта с докладом о проекте федерального закона о внесении дополнения в статью 13 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” выступила депутат С.Ю.Орлова.

Смысл поправки в следующем. Ответственность предприятий, организаций и учреждений, финансируемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, предусмотренная настоящей статьей, наступает в случае получения предприятиями, учреждениями, организациями от финансовых органов средств, достаточных для выплаты заработной платы и уплаты обязательных взносов в государственные внебюджетные фонды. То есть начисления начинаются, когда получают в банке заработную плату.

Депутаты приняли законопроект во втором чтении.

21 марта рассматривался вопрос о Федеральном законе “О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость” (в связи с отклонением Советом Федерации). Докладывала член согласительной комиссии депутат С.Ю.Орлова. Проект федерального закона подготовлен по результатам работы Согласительной комиссии по уточнению основных характеристик федерального бюджета на 1997 год и вносит изменения в действующее законодательство по налогу на добавленную стоимость в части уточнения порядка применения налоговых льгот и упразднения некоторых из них.

Так, после длительного обсуждения признано целесообразным сохранить ныне действующую льготу по освобождению от уплаты этого налога как предприятий, принадлежащих общественным организациям инвалидов, так и предприятий, где инвалиды составляют более половины численности работников. Однако предлагается не распространять эту льготу на указанные предприятия, занимающиеся производством подакцизной продукции, минерального сырья и полезных ископаемых.

Предлагается исключить действующую льготу по освобождению от НДС стоимости туристско-экскурсионных путевок.

Ранее внесенное предложение Правительства Российской Федерации об отмене льготы при строительстве жилых домов Комиссией отклонено и предложено данную льготу сохранить, но только по отношению к домам типовых серий, что и нашло отражение в законопроекте.

Для унификации системы исчисления НДС и защиты отечественных товаропроизводителей решено упразднить действующие льготы по технологическому оборудованию, комплектующим и запасным частям к нему, а также специальным транспортным средствам, ввозимым на территорию России.

Учитывая мнение Согласительной комиссии, депутаты преодолели вето Совета Федерации и поддержали предложенный проект закона.

Проект федерального закона об обществах с ограниченной ответственностью обсуждался 9 апреля. Доклад сделал заместитель председателя Комитета по собственности, приватизации и хозяйственной деятельности В.И.Сергиенко. Он отметил, что организационно-правовая форма коммерческой организации - общества с ограниченной ответственностью - наряду с акционерными обществами является одной из наиболее часто используемых форм ведения предпринимательской деятельности. Эта форма в большой степени характерна для малого и среднего бизнеса. Однако существует немало обществ с ограниченной ответственностью, стоимость активов которых составляет многие миллиарды рублей.

В настоящее время в стране сложилась ситуация, в которой правовое положение и деятельность многих тысяч товариществ и обществ с ограниченной ответственностью регулируются только Гражданским кодексом Российской Федерации. Однако многие аспекты деятельности обществ с ограниченной ответственностью Гражданским кодексом не регламентируются детально.

После обсуждения депутаты приняли закон в первом чтении.

11 апреля был рассмотрен в третьем чтении проект федерального закона “О внесении дополнений в статью 13 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”. Суть законопроекта сводится к тому, чтобы бюджетные организации не подвергались бы штрафам в случае, если им бюджет не перечислил средств на оплату зарплаты и соответствующих налогов. Законопроект был принят.

16 апреля вниманию депутатов был представлен членом Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе В.В.Похмелкиным для рассмотрения во втором чтении проект федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации” и в Закон “О несостоятельности (банкротстве) предприятий”.

Основные положения концепции данного законопроекта сводятся к следующему: усиление гарантий прав вкладчиков при ликвидации юридических лиц, привлекающих средства граждан; упрощение процедуры банкротства коммерческих организаций, работающих на рынке финансовых услуг, поскольку это связано с дополнительными мерами по защите прав вкладчиков; повышение ответственности Центрального банка РФ при осуществлении контроля за исполнением коммерческими банками обязательств перед вкладчиками. Поскольку были приняты изменения в статью 855 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым отчисления в государственные внебюджетные фонды перенесены в более высокую очередь, аналогичное изменение требуется сделать и в статье, регулирующий порядок расчетов при ликвидации юридических лиц.

После обсуждения таблиц поправок законопроект был принят.

23 апреля было продолжено обсуждение закона о сертификатах Сберегательного банка СССР, размещение которых производилось Акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации. О работе над этим законом докладывал В.И.Зоркальцев - председатель комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций.

Суть рассматриваемого закона. После ликвидации Сбербанка СССР в течение 1992 года Акционерный коммерческий банк продолжал продавать гражданам сертификаты уже несуществующего Сбербанка СССР, не отвергая при этом ни условий договора, указанных в самом бланке сертификата, ни положений Закона РСФСР “Об индексации денежных доходов и сбережений граждан РСФСР”, действующего в отношении вкладов, внесенных в Сбербанк. Полученные от продажи деньги Акционерный коммерческий банк оставлял в своем распоряжении. Но правоотношения с приобретателями этих сертификатов, равно как и правовой статус этих сертификатов, не были зафиксированы и оказались в настоящее время незащищенными.

Настоящий законопроект ликвидирует этот правовой пробел. Он обязывает Акционерный коммерческий банк надлежащим образом исполнять условия договоров по вкладам в Акционерный коммерческий Сбербанк, внесенным путем приобретения у него в 1992 году сертификатов Сбербанка СССР. Депутаты приняли закон во втором, а затем и в третьем чтении.

24 апреля рассматривался проект федерального закона о внесении дополнений в Федеральный закон “О банках и банковской деятельности”, который представлял Г.И.Лунтовский, член Комитета по бюджету, налогам, банкам и финансам. Суть этого законопроекта сводится к тому, чтобы созданным на местах, в областях или краях контрольным органам дать право контролировать коммерческие банки по прохождению бюджетных средств. В соответствии с законом такое право дано только федеральной Счетной палате. Депутаты приняли предложенный законопроект в первом чтении.

25 апреля обсуждался ранее отклоненный Федеральный закон “О кредитных потребительских кооперативах граждан (кредитных потребительских союзах)”. Его представлял А.А.Котенков, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе. Он отметил следующее. В соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации отклонил представленный для подписания и обнародования Федеральный закон “О кредитных потребительских кооперативах граждан (кредитных потребительских союзах)”. Президент РФ отмечает, что данный закон противоречит Гражданскому кодексу Российской Федерации. И в новой редакции, к сожалению, не устранены те противоречия, которые содержались в прежней редакции закона. Более того, после доработки его в согласительных процедурах с Советом Федерации ряд статей значительно ухудшен и противоречия с Гражданским кодексом углубились. Президент считает, что данный закон не может быть принят без его существенной доработки.

Следует отметить, что сам закон о кредитных потребительских кооперативах является составной частью законодательства о потребительских кооперативах и не может быть базовым законом. Статья 4 закона определяет кредитные потребительские союзы как потребительские кооперативы. В то же время статья 116 Гражданского кодекса регулирует вопросы образования и деятельности потребительских кооперативов и устанавливает, что деятельность потребительских кооперативов регулируется принимаемым в соответствии с Гражданским кодексом законом о потребительских кооперативах.

Учитывая, что закон о потребительских кооперативах в соответствии с Гражданским кодексом является базовым по отношению к частному закону о кредитных потребительских кооперативах, А.А.Котенков предложил воздержаться от принятия данного проекта закона до принятия закона о потребительских кооперативах.

С содокладом выступил А.Г.Пузановский - заместитель председателя Комитета по экономической политике. Он обратил внимание на то, что в апреле своеобразная годовщина рассмотрения этого закона. Он был представлен депутатами четырех фракций Думы прошлого созыва в апреле 1995 года. Закон прошел все регламентные процедуры, прошел парламентские слушания, имел хорошие отзывы.

По мнению Пузановского А.Г. должны действовать два закона в сфере потребительской кооперации, но с разными полями и предметами регулирования. Один действует (имеется в виду рассматриваемый законопроект) в сфере кредитных отношений, финансовых отношений и в этом его особенность и необходимость самостоятельного существования. Депутаты голосованием преодолели вето Президента РФ.

14 мая рассматривался проект федерального закона “О внесении дополнения в статью 2 Закона Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций”. Докладывал Г.В.Боос - член Комитета по бюджету, налогам, банкам и финансам. Суть законопроекта в следующем. Правительство проводит переоценку основных фондов. Тогда у акционеров, владельцев акций этого предприятия, где проведена переоценка основных фондов, образуется фиктивная прибыль в случае, если этот размер переоценки будет внесен в уставной фонд.

В соответствии с законопроектом при продаже акций указанная прибыль облагается налогом на прибыль в соответствии с настоящим законом. Депутаты приняли предложенный законопроект во втором чтении, а затем и в третьем чтении.

16 мая рассматривался проект федерального закона “О переоформлении задолженности по централизованным кредитам и начисленным на них процентам в государственный внутренний долг Российской Федерации”. Докладывал депутат Г.И.Лунтовский, председатель подкомитета Комитета по бюджету, налогам, банкам и финансам. Данный закон предполагает переоформление в государственный долг задолженность по централизованным кредитам в размере 5 триллионов рублей, выданным в 1992-1994 годах. И кроме того, в таком же размере переоформляется задолженности по техническим кредитам, выданным Российской Федерации.

Закон прошел два чтения. Бюджетный комитет предложил данный законопроект принять в третьем чтении, что депутаты поддержали.

Проект федерального закона в третьем чтении “О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации “О несостоятельности (банкротстве) предприятий” докладывал В.В.Похмелкин - член Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе. Этот закон посвящен усилению гарантий защиты прав вкладчиков. Депутаты приняли закон.

5 июня во втором, а затем в третьем чтении был принят Федеральный закон “Об отсрочке погашения задолженности по переоформленным в государственный внутренний долг Российской Федерации централизованным кредитам и начисленным по ним процентам отдельным организациям агропромышленного комплекса, а также организациям, осуществляющим завоз ( хранение и реализацию) продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, и выплаты процентов за обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации по указанной задолженности”.

В апреле 1995 года был принят федеральный закон, позволивший предприятиям агропромышленного комплекса и предприятиям, занимающимся завозом продукции на Север, пролонгировать централизованные кредиты 1992-1994 годов на 10 лет, установив выплату 10 процентов годовых под соответствующие гарантии субъектов Российской Федерации. Но на сегодня экономическое положение агропромышленного комплекса таково, что предприятия агропромышленного комплекса не могут не только выплачивать данный кредит, но и установленные проценты. Поэтому на основании Указа Президента № 565, принятого в апреле 1996 года, Правительство внесло в Государственную Думу законопроект об освобождении от погашения задолженности по централизованным кредитам и начисленным по ним процентам, а также от выплаты процентов по обслуживанию государственного внутреннего долга Российской Федерации по указанной задолженности до 1 января 2005 года, вводя его в действие с 1 января 1997 года.

6 июня депутаты закончили доработку проекта федерального закона “О бюджете развития Российской Федерации” и приняли его в третьем чтении.

Развитию и регулированию бюджетного процесса было посвящено обсуждение закона “О порядке внесения, рассмотрения и принятия федерального бюджета на 1998 год”. Проект федерального закона “О порядке внесения, рассмотрения и принятия Федерального закона “О федеральном бюджете на 1998 год” и внесения изменений и дополнений в федеральный бюджет” разработан на основе аналогичного федерального закона, регламентирующего бюджетную процедуру на 1997 год.

В предлагаемом законопроекте учтен ряд замечаний и предложений, поступивших от комитетов Государственной Думы.

По сравнению с процедурным законом на 1997 год, в представленном законопроекте изменены сроки основных этапов бюджетной процедуры в сторону их сокращения с целью более раннего принятия федерального бюджета на 1998 год.

Кроме того, по предложению ряда комитетов законопроект предусматривает создание Комиссии Государственной Думы по рассмотрению федерального бюджета и изменений в налоговом законодательстве. Названная Комиссия, формируемая исходя из пропорционального представительства всех депутатских объединений в Государственной Думе, рассматривает концепцию федерального бюджета, основные направления бюджетной и налоговой политики, а также основные характеристики федерального бюджета. Комиссия представляет сторону Государственной Думы в трехсторонней Согласительной комиссии в случае отклонения проекта бюджета в первом чтении. Помимо этого Комиссия рассматривает законопроект о бюджете и вырабатывает свои рекомендации в случае отклонения его во втором чтении. Комиссия призвана также преодолеть разногласия по поправкам, возникающие между профильными комитетами в процессе подготовки бюджета к третьему чтению.

В представленный проект федерального закона введена глава, упорядочивающая процедуру внесения изменений и дополнений в федеральный бюджет. Так, ограничены сроки рассмотрения вносимых законопроектов, введены единые перечень представляемых материалов и процедура рассмотрения этих законопроектов. Новая глава позволяет также избежать принятия противоречащих друг другу изменений в федеральный бюджет.

Депутаты проголосовали за принятие закона во втором и третьем чтении.

11 июня принят в первом чтении закон “О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации”. Закон устанавливает требования, необходимые для пользования льготами. А именно: оказание безвозмездной технической, гуманитарной помощи иностранными (международными) государствами и организациями, имеющими удостоверение, выданное посольством или соответствующим уполномоченным органом. В ходе обсуждения предложено предусмотреть меры, исключающие злоупотребления и обеспечивающие получение этой помощи именно теми юридическими лицами, которым она адресована и исключить возможность злоупотреблений самими субъектами, оказывающими помощь.

По инициативе Правительства Российской Федерации 11 июня с.г. в третьем чтении принят закон “О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Новгороде и Твери”. Эксперимент проводится в 1997-98 годах. В ходе доработки законопроекта было учтено 28 поправок и дополнений, внесенных депутатами и комитетами Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания, законодательными собраниями Новгородской и Тверской областей. Так, внесено дополнение, предусматривающее льготное (вплоть до нулевого) налогообложение жилых помещений. В целях учета объектов недвижимости для налогообложения создается налоговый реестр. Порядок, методика и особенности налогообложения недвижимости устанавливаются органами местного самоуправления городов Новгорода и Твери. Опыт г.Новгорода и г.Твери даст возможность совершенствования налогообложения в Российской Федерации.

11 июня принят в третьем чтении закон “О внесении изменений в статью 3 Закона Российской Федерации “О подоходном налоге с физических лиц”. Законом в основном решается задача по увеличению расходной части бюджета, что достигается установлением неосвобождаемого от налогообложения совокупного годового дохода на члена семьи в размере 72 минимальных оплат труда.

Ранее Президент Российской Федерации отклонил принятый Государственной Думой Закон “О потребительской кооперации”. В результате достаточно длительных согласительных процедур закон претерпел очень существенные изменения. И в связи с этим Президент счел необходимым представить свою редакцию этого закона. 13 июня А.А.Котенков доложил депутатам Государственной Думы, что редакция представленная Президентом, полностью согласована с разработчиками законопроекта, с профильным комитетом и с руководством Потребсоюза.

Основное замечание Президента, на основании которого он отклонил принятый закон, заключалось в том, что закон не в полной мере соответствует Гражданскому кодексу Российской Федерации. Вс работа в период согласительных процедур была направлена прежде всего на приведение закона в соответствие с Гражданским кодексом и на некоторую весьма существенную его доработку. В настоящее время закон полностью приведен в соответствие с Гражданским кодексом, прежде всего в части порядка образования, регистрации и ликвидации потребительских обществ и союзов и иных организаций.

Таким образом, по мнению Президента, устранены все противоречия, которые привели к отклонению этого закона. Закон значительно улучшен в редакционной части, прошел соответственно все необходимые согласования.

Депутаты приняли закон в третьем чтении.

Одной из причин бюджетного кризиса сегодняшней России является отсутствие кодифицированного акта, регулирующего бюджетные правоотношения. Принятые в 1991 году Закон “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса” и в 1993 году Закон “Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов органами государственной и исполнительной власти республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления” значительно устарели и не соответствуют действующей Конституции РФ. Процесс рассмотрения и утверждения федерального бюджета регулируется специальными законами “О порядке внесения, рассмотрения и утверждения федерального закона” на каждый год. Кроме того, практика выявила целый ряд крупных концептуальных недостатков самого способа правового регулирования.

С целью упорядочения бюджетного процесса депутатами Государственной Думы (Задорнов М.М., Дмитриева О.Г.) был разработан Бюджетный кодекс, который 13 июня был принят в первом чтении.

При доработке ко второму чтению предполагается уточнить понятие росписи бюджетных расходов и бюджетополучателей, механизм закрытия бюджета, вопросы, связанные с перспективным бюджетным планированием, рассмотрением и утверждением федеральных целевых программ.

При подготовке ко второму чтению члены рабочей группы пришли к соглашению:

13 июня повторно принят в первом чтении закон “О налоге на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте”. Первоначально закон был принят Государственной Думой 27 декабря и отклонен Советом Федерации 23 января 1997 г.

Согласительная комиссия 13 мая с.г. единогласно приняла поправки, сохранив при этом предложенное Государственной Думой распределение доходов от покупки валюты между Федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации в соотношении 60 и 40 процентов (статья 6). Ставка налога устанавливается в размере 0,5% от налогооблагаемой базы в рублях и уплачивается при покупке наличной валюты.

Принятый законом налог отсутствует в проекте Налогового кодекса и носит чисто фискальный характер, однако введение его с января 1997 г. (по расчетам Правительства), могло бы принести в бюджет 2,3 триллиона рублей.

18 июня с.г. принят во втором чтении проект федерального закона “Об особенностях налогообложения хозяйственных товариществ и обществ агропромышленного комплекса Тульской области на период экономического эксперимента”, внесенный в Государственную Думу Правительством Российской Федерации, принятый в первом чтении 18 апреля текущего года. Комитетом получены замечания и предложения от 20 субъектов, обладающих правом законодательной инициативы. Из них 13 субъектов высказались в поддержку законопроекта без замечаний. А семь субъектов предложили 23 поправки, что учтено в новом тексте законе.

Рассматривая отклоненный Президентом РФ Федеральный закон “О сертификатах Сберегательного банка СССР, размещение которых производилось Акционерным коммерческим Сберегательным банком”, депутаты выслушали доклад полномочного представителя Президента РФ А.А.Котенкова, который подчеркнул, что сертификаты Сберегательного банка СССР являются ценными бумагами и вложение в них средств граждан квалифицируется как сбережения граждан путем покупки ценных бумаг, что не одно и тоже, что вклад в Сберегательный банк . В соответствии с Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом “Об акционерных обществах” Государственная Дума не вправе изменять условия действующих гражданско-правовых договоров путем признания сертификатов Сберегательного банка СССР документами, удостоверяющими внесение вкладов в Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации.

Однако депутаты посчитали, что закон имеет принципиальное значение. Он начинает устанавливать правовой порядок в вопросе об ответственности Акционерного коммерческого Сбербанка РФ перед своими вкладчиками одобрили закон в ранее принятой Государственной Думой редакции.

Назад   Вперед
Регламент Структура Депутаты Аналитика Библиография
 
Дизайн © 1999 НПП Гарант-Сервис