Аналитика и статистика
весенняя сессия 1997 года
   
    

 

1.3. Социальная политика

Особенностью первой половины 1997 года в социальной сфере явилось резкое осложнение обстановки с выплатой заработной платы, пенсий и пособий. На начало июня задолженность по оплате труда составила 52 трлн. рублей: по пенсиям и пособиям - около 18 трлн. руб. В начале года примерно полмиллиона учителей в 56 регионах России не приступили к занятиям из-за хронической задолженности по заработной плате. 27 марта прошла общероссийская акция протеста граждан под лозунгом “За труд, заработную плату, социальные гарантии”, в которой приняло участие свыше 20 млн.человек.

Поэтому значительное место в деятельности Государственной Думы занимали вопросы задолженности государства по зарплате, пенсиям, пособиям. С целью разобраться и решить эти проблемы на “Правительственном часе” регулярно заслушивалась информация руководителей Пенсионного фонда, Минфина России, Минобразования России, Минтруда и социального развития России. Были приняты постановления “О срочных и чрезвычайных мерах по стабилизации пенсионного обеспечения граждан”; “О неотложных мерах по реализации требований, высказанных в ходе общероссийской акции протеста профсоюзов “За труд, заработную плату, социальные гарантии” 27 марта 1997 года” и др.

Государственной Думой принят Федеральный закон “О повышении минимального размера оплаты труда”, в соответствии с которым с 1 января 1997 года минимальная заработная платала повышается на 10 процентов и будет составлять 83490 рублей в месяц. Важность для населения России принятия этого Закона заключается в том, что, как известно, вопрос минимальной заработной платы является ключевым в проблеме регулирования доходов населения в данных социально-экономических условиях. Минимальная заработная плата оказывает огромное влияние на уровень жизни низко доходных групп населения, так как от ее размера зависят размеры тарифных ставок и окладов в бюджетной сфере, размеры различных социальных пособий и компенсаций. Финансовая ситуация в государстве в настоящее время не позволяет обеспечить размер минимальной заработной платы на уровне прожиточного минимума, как это рекомендуется международным правом.

Вместе с тем, нерегулярная и не в полном объеме индексация фиксированных доходов населения (минимальной заработной платы, оплаты труда работников бюджетной сферы, пенсий, пособий и т.д.) ведет к дальнейшему отрыву величины этих доходов от размера прожиточного минимума и, как следствие, приводит к снижению уровня жизни значительной части населения, ранее составлявшей средний класс страны и в настоящее время оказавшейся за чертой бедности. Так, минимальный размер оплаты труда в 1993 году составлял от 24 до 40 процентов от прожиточного минимума трудоспособного работника, в 1994 году - 18 процентов, в 1995 году - 14 процентов, в 1996 году - 17 процентов. В декабре 1996 года размеры ставок работников с 1 по 14 разряд Единой тарифной сетки были ниже прожиточного минимума трудоспособного работника. Этот показатель охватывает 90 процентов всех занятых в бюджетной сфере. Для сравнения, в 1993 году минимальная заработная плата в Венгрии составляла 75 процентов от прожиточного минимума, в Польше - 86 процентов, Чехии и Словакии - 112 процентов. Можно констатировать, что в России самый низкий уровень оплаты труда из стран Восточной Европы.

В январе 1997 г. принят Федеральный закон "О порядке определения размеров средней ставки и должностного оклада работников образовательных учреждений". Данный федеральный закон направлен на конкретизацию механизма реализации ст. 54 Закона Российской Федерации "Об образовании" и предусматривает взаимосвязь размеров средней ставки и должностного оклада работников образовательных учреждений с уровнем средней заработной платы работников промышленности.

В настоящее время средняя заработная плата в образовании составляет около 50 процентов средней заработной платы в промышленности, что порождает массовое недовольство работников образовательных учреждений, уход из системы образования наиболее квалифицированных кадров.

Учитывая сложное финансовое положение государства, настоящим федеральным законом предусмотрена поэтапность увеличения заработной платы работникам образовательных учреждений. Так, при определении размеров средней ставки и должностного оклада работников образовательных учреждений за базу принимается следующая величина от уровня средней заработной платы работников промышленности в Российской Федерации:

- в 1997 году - не менее 60 процентов;

- в 1998 году - не менее 70 процентов;

- в 1999 году - не менее 80 процентов;

- в 2000 году - не менее 90 процентов.

С 2001 года определение размеров средней ставки и должностного оклада работников образовательных учреждений будет осуществляться исходя из 100 процентов от уровня средней заработной платы работников промышленности.

Следует отметить, что федеральный закон принят несмотря на отрицательные заключения Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, которые основаны на том, что реализация данного закона потребует свыше 100 трлн. руб. бюджетных ассигнований в расчете на год, в том числе из федерального бюджета - около 14 трлн. рублей, что превышает реальные возможности бюджетов.

В апреле 1997 года Государственная Дума приняла в третьем чтении Федеральный закон “О прожиточном минимуме в Российской Федерации”. Федеральный закон устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума и его использования при установлении минимальных государственных гарантий денежных доходов граждан и осуществления мер по социальной защите населения Российской Федерации.

Законом закрепляется понятие прожиточного минимума, определяется его величина, устанавливается порядок определения, утверждения и пересмотра прожиточного минимума, регламентируется область применения и использования этого норматива в качестве основного инструмента борьбы с бедностью.

Прожиточный минимум - стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательных платежей и сборов - будет применяться для обоснования устанавливаемых государством минимальных размеров оплаты труда и трудовых пенсий. Предусмотрено поэтапное (в течение пяти лет) приближение размера минимальной заработной платы к величине прожиточного минимума. В настоящее время размер минимальной заработной платы составляет менее 20 процентов от прожиточного минимума.

Законом предусмотрено также введение государственной социальной помощи, в том числе денежной, малообеспеченным гражданам. Так, если доход в среднем на одного члена семьи (одиноко проживающего гражданина) не обеспечивает прожиточный минимум, установленный на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, семь вправе обратиться за государственной социальной помощью.

Работа над проектом федерального закона “О прожиточном минимуме в Российской Федерации” велась с 1993 года. Осенью 1995 года он был принят Государственной Думой и Советом Федерации, но отклонен Президентом. На всех стадиях разработки законопроекта Правительство, не возражая против принятия подобного закона, было против его концепции, которой предусмотрена выплата практически всем категориям гражданам, имеющим низкие доходы, разницы между их доходами и величиной прожиточного минимума, т.к. считает, что это повлечет за собой распространение иждивенческих настроений отдельных категорий населения. Кроме того, по мнению Правительства, приближение в течение пяти лет минимальных размеров оплаты труда и пенсий к величине прожиточного минимума не представляется возможным по экономическим причинам. И, наконец, в качестве главного аргумента против принятия закона Правительство называло отсутствие средств на его реализацию.

19 июня депутаты приняли данный закон в редакции, предложенной согласительной комиссией.

Значительное место в деятельности Государственной Думы, по-прежнему, занимали вопросы пенсионного законодательства.

7 марта в первом, а 14 марта сразу во втором и третьем чтениях был принят Федеральный закон “О повышении минимального размера пенсии, порядке индексации и перерасчета государственных пенсий в Российской Федерации с 1 марта 1997 года”. Законом устанавливается с 1 марта 1997 года новый минимальный размер пенсии по старости 78620 рублей в месяц, что на 13 процентов выше прежнего, который был установлен в мае 1996 года. Новый размер минимальной пенсии учитывает рост потребительских цен, который за период с мая 1996 года по февраль 1997 года составил 113 процентов. Следует отметить, что принятый Государственной Думой Федеральный закон, предусматривающий индексацию минимального размера пенсий с ноября 1996 года, был отклонен Советом Федерации.

Докладывавший проект заместитель председателя Комитета по труду и социальным вопросам И.С.Аничкин сообщил депутатам, что на увеличение минимального размера пенсии потребуется 10,5 триллионов рублей дополнительных средств. Однако в соответствии с действующим законодательством минимальный размер пенсии не может быть меньше минимальной заработной платы, которая составляет в настоящее время 83490 рублей, а также минимальная пенсия должна индексироваться ежеквартально.

Выступившие по данному вопросу председатель правления Пенсионного фонда Российской Федерации В.В.Барчук и заместитель министра финансов Российской Федерации И.П.Молчанов высказали опасение, что принятие данного Федерального закона еще более усугубит ситуацию с выплатой пенсий и сорвет график погашения задолженности, однако не получили поддержки депутатов.

Закон был одобрен Советом Федерации, но отклонен Президентом Российской Федерации.

Принят Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в положение о Пенсионном фонде Российской Федерации, порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации” и Закон Российской Федерации “О государственных пенсиях в Российской Федерации”, который приводит указанные нормативные акты в соответствие с принятым в 1996 году Федеральным законом “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования”.

В феврале в третьем чтении были приняты два Федеральных закона: “О внесении изменений и дополнений в статью 100 Закона РСФСР “О государственных пенсиях в РСФСР” и “О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты по вопросам пенсионного обеспечения работников Государственной противопожарной службы”. Первый Федеральный закон предусматривает расширение видов выплат, из которых исчисляется пенсия и приводит статью 100 указанного Закона РСФСР в соответствие с Федеральным законом “О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный Фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1996 год” и постановлением Правительства Российской Федерации “О перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации”. Второй Федеральный закон приводит законодательные акты по вопросам противопожарной службы в соответствие с законом “О государственных пенсиях в РСФСР”. В частности, работникам противопожарной службы будет устанавливаться пенсия за выслугу лет. Причем выплата пенсии будет осуществляться только при условии оставления работы (службы), с учетом которой она установлена.

Сразу в трех чтениях был принят Федеральный закон “О внесении дополнения в статью 110 Закона РСФСР “О государственных пенсиях в РСФСР”. Данный Закон, по мнению депутатов, устраняет социальную несправедливость, при которой дважды Герои Советского Союза имеют одну 50-ти процентную надбавку к пенсии, а, например, Герой Советского Союза и полный кавалер ордена Славы получает две надбавки по 50 процентов. Закон не требует дополнительных затрат на его реализацию, так как после 1991 года звание дважды Героя Советского Союза больше не присваивается, а общая численность дважды Героев составляет в настоящее время около 80 человек.

В этом же месяце Государственная Дума рассматривала проект федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О государственных пенсиях в РСФСР” и Закон Российской Федерации “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей”, внесенный Комитетом по обороне. Законопроект направлен на то, чтобы право на пенсию по случаю потери кормильца на льготных условиях предоставить родителям погибших военнослужащих, служивших по контракту (в настоящее время такое право имеют только родители погибших солдат срочной службы). Кроме того, размер пенсии по случаю потери кормильца за погибших военнослужащих предлагается увеличить в два раза. Выступивший председатель Комитета по труду и социальной политике Калашников С.В. заявил, что Комитет не поддерживает данный законопроект. Дело в том, что на реализацию законопроекта по разным оценкам потребуется дополнительных средств от 95 до 324 миллиардов рублей в расчете на год. Закон предлагается ввести с 1 июля 1997 года. Однако ни в бюджете Пенсионного фонда, ни в федеральном бюджете этих средств не заложено. Кроме того, в соответствии с предлагаемым порядком семья погибшего контрактника будет получать пенсию почти в два раза больше, чем родители погибшего солдата срочной службы, что не может быть оправдано с точки зрения морали.

После длительной и острой дискуссии, с учетом того, что ко второму чтению законопроект будет серьезно доработан, проект был принят в первом чтении.

14 марта постановлением Государственной Думы был одобрен в ранее принятой редакции Федеральный закон “О порядке финансирования выплаты государственных пенсий”, отклоненный Президентом Российской Федерации.

Федеральный закон предусматривает ежемесячное авансирование из федерального бюджета средств, необходимых для выплаты пенсий, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета и направлен на стабилизацию положения со своевременными выплатами пенсий.

Мотивы Президента Российской Федерации по отклонению Федерального закона, в частности, что реализация Закона нарушит порядок расходования средств федерального бюджета, а также повлечет за собой необходимость ведения параллельного учета денежных средств депутатами были признаны недостаточно убедительными.

Ряд законов, рассмотренных Государственной Думой в период весенней сессии, были направлены на социальную поддержку ветеранов.

В феврале на рассмотрение палаты был представлен в первом чтении проект ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О ветеранах”, внесенный депутатами Государственной Думы - членами Комитета по делам ветеранов. Данный законопроект предусматривает расширение категории участников войны. Вместе с тем, реализация действующего Федерального закона “О ветеранах” осуществляется крайне неудовлетворительно из-за постоянного недофинансирования расходов на предусмотренные в нем льготы из бюджетов всех уровней. Но несмотря на отрицательные заключения, представленные в Комитет по делам ветеранов ГД Правительством РФ и Комитетом Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам, с предложениями отклонить вносимый законопроект, депутаты Государственной Думы поддержали проект ФЗ и приняли его в первом чтении.

7 февраля 1997 года Государственная Дума приняла решение о создании согласительной комиссии для преодоления разногласий по отклоненному Советом Федерации Закону “О внесении изменений в статью 7 Федерального закона “О ветеранах”. А уже в мае 1997 года депутаты ГД повторно рассмотрели и приняли с учетом предложений согласительной комиссии палат Федерального Собрания РФ законопроект. В соответствии с этим законом расширяется категория лиц, которым может быть присвоено звание “Ветеран труда”.

Звание “Ветеран труда” присваивается:

а) лицам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет;

б) лицам, имеющим трудовой стаж, на пятнадцать лет превышающий стаж, необходимый для назначения полной пенсии по старости на общих основаниях;

в) лицам, имеющим трудовой стаж, на десять лет превышающий стаж, необходимый для назначения полной пенсии по старости на льготных основаниях, в связи с особыми условиями труда, с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсии за выслугу лет.

Лицам, перечисленным в пунктах б) и в), в трудовой стаж, необходимый для получения звания “Ветеран труда”, включаются все виды деятельности до 1 января 1998 года, засчитываемые в трудовой стаж для назначения государственной пенсии, а также работа (служба) в государственных и муниципальных организациях после 1 января 1998 года. Правительство РФ может определять иные виды деятельности, а также условия и порядок их зачета в стаж, необходимый для получения звания “Ветеран труда”.

Кроме того, учитывая сложившуюся ситуацию с исполнением Федерального закона “О ветеранах” Государственной Думой было принято постановление “Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации к Президенту Российской Федерации Б.Н.Ельцину, Председателю Правительства Российской Федерации В.С.Черномырдину, Генеральному прокурору Российской Федерации Ю.И.Скуратову о неисполнении Федерального закона “О ветеранах”.

Очень непростая судьба сложилась у Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О погребении и похоронном деле”. В законопроекте определяется, что в случае смерти неработающего пенсионера, досрочно оформившего пенсию по предложению органов государственной службы занятости, расчеты со специализированными службами по вопросам похоронного дела за погребение осуществляются Пенсионным фондом Российской Федерации с последующим возмещением затрат из Государственного фонда занятости населения Российской Федерации.

Также устанавливается, что стоимость гарантированного перечня услуг по погребению возмещают специализированной службе по вопросам похоронного дела Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации в размере 10-ти минимальных размеров оплаты труда, установленных Федеральным законом на день смерти. Если же в субъекте Российской Федерации эти услуги выше указанной стоимости, то субъект Российской Федерации должен самостоятельно определить порядок и источники их выплаты.

Поправки, касающиеся установления размера возмещения специализированными службами по вопросам похоронного дела с учетом районного коэффициента, внесенные субъектами Российской Федерации, где эти коэффициенты действуют, при рассмотрении законопроекта во 2-м чтении 5 февраля 1997г., были отклонены. Депутат Коротков Л.В., докладывающий данный законопроект, отметил, что вопрос относительно применения районных коэффициентов при расчете размера возмещения на погребение решается в другом законопроекте, находящемся на рассмотрении в Комитете по труду и социальной политике.

Однако, при рассмотрении в третьем чтении проекта закона 21 февраля 1997г. депутатами было принято решение в данном законопроекте определить предельную стоимость гарантированного перечня услуг по погребению и размер социального пособия на погребение с учетом районного коэффициента Законопроект был возвращен ко второму чтению.

Законопроект “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О погребении и похоронном деле” направлялся на заключение в Правительство Российской Федерации и не был поддержан в предлагаемой редакции, т.к. принятие положений законопроекта, предусматривающих применение районного коэффициента, потребует дополнительных расходов не только социальных внебюджетных фондов, но и федерального бюджета. Кроме того, в проекте Федерального закона “О бюджете Государственного фонда занятости населения Российской Федерации на 1997 год” расходы на погребение умерших граждан не предусмотрены.

5 июня законопроект, после доработки, вновь был вынесен на рассмотрение во втором чтении. Учитывая замечания, нормы о применении районных коэффициентов и о возмещении расходов на погребение за счет средств Государственного фонда занятости населения РФ предполагается ввести в действие с 1 января 1998 года. Сам закон вступает в силу со дня официального опубликования. В этот же день депутаты одобрили проект закона в третьем чтении.

В мае 1997 года сразу во втором и третьем чтении принят Федеральный закон “О внесении дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях”. Данный закон предусматривает установление административной ответственности должностных лиц в виде штрафа в размере от 20 до 50 минимальных размеров оплаты труда за непредоставление на безвозмездной основе услуг на погребение, а также за невыплату пособия на погребение и направлен на реализацию Федерального закона “О погребении и похоронном деле”.

На борьбу с незаконным оборотом наркотиков и психотропных средств направлен принятый практически единогласно 12 февраля в третьем чтении Федеральный закон “О наркотических средствах и психотропных веществах”. Актуальность закона очевидна – за последние годы в России резко увеличился спрос на наркотики, растет их незаконный оборот, возникает угроза национальной безопасности России: активизировались организованные преступные группы, увеличилось число преступлений, связанных с применением и распространением наркотических средств, возникает серьезная угроза здоровью людей. Принятый законопроект – один из первых законов о наркотиках, разработка которых предусмотрена Концепцией государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации, а также Федеральной целевой программой “Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1995-1997 годы”. Установление единых требований, регламентирующих оборот наркотических средств и психотропных веществ, в соответствии с названной Концепцией, предусматривается именно федеральным законом, так как это вопросы исключительного ведения Российской Федерации (статья 71 Конституции РФ).

В основу концепции закона заложена идея о том, что для обеспечения эффективности правового контроля необходимо, чтобы нормативное регулирование вопросов оборота наркотиков и противодействие их незаконному обороту осуществлялись единым федеральным законом комплексного характера в пакете с принятым одновременно законодательным актом о внесении соответствующих изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы и в Кодекс об административных правонарушениях. Такой комплексный подход к подготовке важнейших для жизни россиян законопроектов представляется серьезным шагом к совершенствованию законотворческой деятельности Государственной Думы.

Закон охватывает организационные основы видов деятельности в обороте наркотических средств и психотропных веществ, а также меры противодействия их незаконному обороту. Определен порядок лицензирования и осуществления основных видов деятельности в обороте наркотиков, в области законного использования наркотических средств и психотропных веществ. Установлены гарантии прав граждан больных наркоманией при оказании им наркологической помощи, формы международного сотрудничества и ответственность за нарушение закона. В законе впервые дается правовое определение многочисленных понятий из сферы оборота наркотических средств и психотропных веществ. Учтены сложившиеся в стране реалии в вопросах собственности и новый Гражданский кодекс РФ, хотя основная идея контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ – закрепление государственной монополии на все виды оборота наркотиков и установление механизма государственного лицензирования этой деятельности.

Значительное место в деятельности Государственной Думы занимали вопросы, связанные с проблемами детей и семей, имеющих детей.

В марте депутаты приняли в первом чтении Федеральный закон “Об основах государственной политики по защите прав ребенка”. Данный законопроект устанавливает общие положения, цели, принципы, основные направления и меры, правовые, организационные, финансово-экономические условия, разделение предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области государственной политики по защите прав ребенка.

Докладывавший проект закона заместитель Комитета по делам женщин, семьи и молодежи А.В.Селиванов сообщил депутатам, что в последние годы активизировалась законотворческая деятельность в области защиты прав ребенка и законных интересов детей. Только в 1995 году вопросы защиты прав ребенка нашли отражение в 16 федеральных законах, 7 указах Президента, 20 постановлениях Правительства Российской Федерации. В ряде субъектов Российской Федерации приняты законы о защите прав детей. Однако во многих из них имеется произвольное толкование правовых норм в этой области. В целом состояние социально-правовой защиты детства в настоящее время не может быть признано удовлетворительным. В Российской Федерации не установлены и не реализуются правовые нормы о праве ребенка на гарантированные государством условия выживания, для достаточного физического, умственного, духовного и нравственного развития, о праве детей на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. При уменьшении за последние четыре года общей численности населения Российской Федерации численность детей к началу 1996 года составила 37 миллионов 915 тысяч человек или 25,6 процента от общего числа населения.

Проект федерального закона ориентирован не на дополнительное финансирование, а на оптимальное целевое распределение и использование бюджетами Российской Федерации средств на обеспечение государственной политики по защите прав ребенка. В соответствии с этим выполнено финансово-экономическое обоснование реализации законопроекта. В основу расчетов положены разработанные, одобренные и рекомендованные для исполнения Правительством РФ при формировании проектов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов некоторые социальные нормативы и нормы.

В этом же месяце Государственная Дума приняла постановление “О неотложных мерах по ликвидации задолженности, связанной с невыплатой государственных ежемесячных пособий на детей”. В постановлении отмечается, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов РФ действенных мер по ликвидации указанной задолженности не принимают. В связи с этим депутаты Государственной Думы предложили Правительству РФ и органам исполнительной власти субъектов РФ до 15 апреля 1997 года ликвидировать задолженность, связанную с невыплатой государственных ежемесячных пособий на детей, за 1996 год и январь-февраль 1997 года, ликвидировать в течение марта 1997 года задолженность по перечислению трансфертов субъектам РФ за счет средств федерального бюджета, а также принять неотложные меры по обеспечению контроля за своевременной и полной выплатой государственных ежемесячных пособий на детей. Одновременно депутаты предложили Генеральному прокурору Российской федерации провести выборочную проверку исполнения органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления Федерального закона “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей” в части выплаты государственных ежемесячных пособий на детей.

В апреле 1997 года, заслушав на “Правительственном часе” информацию заместителя министра труда и социального развития РФ А.М.Панова о ситуации с организацией летнего отдыха детей в этом году, депутаты приняли постановление “О неотложных мерах по финансированию расходов на организацию летнего отдыха и оздоровления детей в 1997 году”. В постановлении отмечается, что из-за непринятия должных мер по своевременному финансированию расходов на организацию летнего отдыха и оздоровления детей только в 1996 году по сравнению с 1995 годом общее количество детских оздоровительных лагерей сократилось почти на 3,5 тысячи, а количество детей - на 300 тысяч. Ситуация с финансированием летней оздоровительной кампании в 1997 году становится критической. По предварительным данным, на финансирование организации отдыха и оздоровления детей в 1997 году потребуется около 10 трлн.рублей. До настоящего времени Правительство РФ не приняло соответствующих мер по финансированию расходов на организацию летнего отдыха и оздоровления детей в 1997 году.

В принятом Федеральном законе “О внесении изменений и дополнений в статью 213 Кодекса законов о труде Российской Федерации” исключаются ограничения времени оплаты вынужденного прогула и устанавливается, что работодатель обязан оплатить весь период вынужденного прогула при незаконном увольнении и разницу в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы при незаконном переводе на другую работу. Также законопроектом устанавливается, что суд вправе вынести решение о возмещении работнику денежной компенсации морального вреда, причиненного работодателем в случае незаконного увольнения либо незаконного перевода на другую работу. Размер компенсации определяется судом.

4 июня 1997 г. был принят в первом чтении проект федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О занятости населения в Российской Федерации”, который призван разрешить крайне непростую ситуацию, сложившуюся на рынке труда сегодня. Растет количество безработных и средств на выплату пособий по безработице не хватает. В то же время для безработных пособие по безработице становится единственным источником существования, причем на длительное время.

Действующее законодательство в сфере занятости предполагает установление пособий по безработице в соответствии с уровнем средней заработной платы по региону. Это приводит к тому, что по ряду территорий уровень пособия по безработице составляет 3 млн. руб. и более (в то время, как работающие в бюджетных организациях получают крайне низкую заработную плату, либо не получают ее вообще).

В данном законопроекте меняется схема расчета пособия, которое будет зависеть не от средней заработной платы, а от величины прожиточного минимума в регионе. Местные органы власти могут вносить свои изменения в порядок выплаты пособий и упрощать процедуру регистрации безработных исходя из складывающейся на местах ситуации.

Кроме того, если действующее законодательство не распространялось на уволенных в запас военных, то теперь они также попадают под действие данного законопроекта.

В результате принятия данного законопроекта ожидается увеличение размеров пособий по безработице 35-40% безработным, что позволит несколько снизить социальное напряжение.

В этот же день был принят в первом чтении проект федерального закона “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”, который направлен на решение острейшей проблемы - усиление социальной защиты пострадавших в результате трудовых увечий и заболеваний, полученных на производстве. Он затрагивает жизненные интересы около 800 тыс. граждан (по статистике ежегодно страдают от трудовых увечий и профессиональных заболеваний свыше 300 тыс.человек). Концепция данного законопроекта предусматривает переход от существующего порядка, основанного на принципах возмещения вреда, причиненного здоровью работника работодателем, к системе обязательного страхования от несчастных случаев на производстве.

Впервые в отечественной практике предусматривается механизм экономической заинтересованности работодателей основанный на дифференциации страховых тарифов в зависимости от фактических затрат, связанных с возмещением вреда, состояния условий труда и уровня травматизма.

В качестве страховщика предлагается использовать Фонд социального страхования Российской Федерации. Действующие размеры выплат по возмещению вреда сохраняются на прежнем уровне.

Длительное обсуждение предшествовало принятию Федерального закона “О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования”. Предложения об увеличении тарифов страховых взносов в фонды обязательного социального страхования и в Государственный фонд занятости не получили поддержку большинства депутатов. Законопроект, принятый во втором чтении, тут же был вынесен на третье чтение и принят в качестве Закона.

6 июня Государственной Думой был одобрен Федеральный закон “О лекарственных средствах” в редакции согласительной комиссии палат Федерального Собрания. Этот Закон был принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года и отклонен Советом Федерации 5 января 1996 года. В результате деятельности согласительной комиссии палат Федерального Собрания был выработан текст законопроекта, в котором согласованы все спорные вопросы. Так, например, основным предметом обсуждения согласительной комиссии был вопрос о самостоятельности федерального органа контроля качества лекарственных средств. Комиссия пришла к выводу, что концепция закона, содержащая идею вневедомственной, независимой экспертизы качества, эффективности, безопасности лекарственных средств является правильной, а образование соответствующего органа исполнительной власти - необходимым условием решения проблем национальной безопасности, связанных с лекарственным обеспечением населения страны. Этот орган контроля качества лекарственных средств создается при Министерстве здравоохранения Российской Федерации. Ответственность и независимость экспертной работы этого органа обеспечивается положениями:

- руководитель федерального органа контроля качества лекарственных средств назначается Правительством Российской Федерации;

- финансирование федерального органа контроля качества лекарственных средств осуществляется отдельной статьей закона о федеральном бюджете Российской Федерации;

- о невозможности преодоления национальных правил, относящихся к безопасности лекарственных средств, с помощью международных договоров.

11 июня в 1 чтении был принят проект федерального закона “О внесении изменения в ст. 15 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, который устанавливает первоочередность выплаты заработной платы и выплат в социальные внебюджетные фонды при недостаточности средств на счету предприятий, а также приводит ст. 15 данного закона в соответствие от ст. 855 Гражданского кодекса Российской Федерации.

18 июня 1997 года был принят Федеральный закон “О негосударственных пенсионных фондах”, который призван регулировать отношения, возникающие при создании, осуществлении деятельности и ликвидации негосударственных пенсионных органов, а также устанавливает принципы государственного контроля за их деятельностью. В соответствии с законопроектом, наряду с государственным пенсионным обеспечением, работники могут, заключив соответствующий договор и выплачивая дополнительные пенсионные взносы, иметь гарантии дополнительного, негосударственного пенсионного обеспечения в будущем. В настоящее время уже сложилась система подобных фондов, количество их участников, получающих дополнительную пенсию, составило 156 тыс.человек, и в этих условиях закон “О негосударственных пенсионных фондах” является актуальным.

17-18 июня Государственная Дума рассмотрела внесенный Правительством Российской Федерации пакет из 5 социальных законопроектов, направленный на отмену (ограничение) отдельных социальных выплат и льгот.

По существу, предлагаемые меры сводятся к следующему:

  1. Увеличить ставку отчислений работодателей в Пенсионный фонд на 1% одновременно снизив ставку отчислений в Фонд социального страхования. Причем для добросовестных плательщиков (кто не имеет задолженности) снизить ставку отчислений с 29 до 26 процентов.

  2. Увеличить размер отчислений в Пенсионный фонд с работающих граждан с 1% до 2%.

  3. Ограничить сумму выплат по временной нетрудоспособности и по беременности и родам 12 минимальными размерами заработной платы (1 млн.руб.), с одновременной дифференциацией оплаты больничных листов в зависимости от дней нетрудоспособности (3 дня - 60%, 7 дней - 80%, свыше 10 дней - 100% заработка).

  4. Выплачивать “пособие на детей” всем детям только до 3-х лет. (После 3-х лет назначать это пособие индивидуально, с учетом дохода семьи).

  5. Отменить льготы по оплате жилья семьям ветеранов труда (оставив их только ветеранам).

  6. Предлагаются также меры по упорядочению льгот работникам силовых структур, депутатам Государственной Думы и их помощникам (ограничение транспортных расходов), причем по силовым структурам льготы не отменяются, а просто предлагается передать решение вопросов об объемах предоставления этих льгот и порядок их финансирования на усмотрение Правительства.

Представлявший пакет законопроектов вице-премьер правительства Российской Федерации О.Н.Сысуев доложил, что предлагаемые меры вынужденные, они имеют своей целью перейти к адресной социальной поддержке малоимущих слоев населения, позволят нормализовать положение с выплатами пенсий и пособий, и призвал депутатов принять данные законопроекты в первом чтении.

В процессе обсуждения депутаты заметили, что предполагаемые меры приведут к существенному снижению уровня социальных гарантий большинства слоев населения, причем пострадают, в основном, семьи со средним уровнем достатка. Также было отмечено, что отсутствует финансово-экономическое обоснование законопроектов, а сам пакет состоит из законопроектов, имеющих разную направленность и не увязаны друг с другом.

Большинство комитетов и думских фракций выразили готовность в условиях острейшего бюджетного кризиса поддержать намерение Правительства пересмотреть систему гарантий, льгот и компенсаций, однако выступило против мер, предложенных в конкретных законопроектах.

В результате законопроекты, внесенные Правительством, не были приняты в первом чтении.

Назад   Вперед
Регламент Структура Депутаты Аналитика Библиография
 
Дизайн © 1999 НПП Гарант-Сервис