Аналитика и статистика
весенняя сессия 1997 года
   
    

 

1.2. Экономическая политика

В течение января -июня 1997 г. Госдума приняла целый ряд важных законопроектов в области экономической политики, которые направлены на создание и развитие законодательной основы функционирования отраслей экономики, регулирование отношений собственности, инвестиционной деятельности, внешнеэкономических связей.

15 января 1997 года Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона “ О питьевой воде”. Необходимость и важность принятого закона в первую очередь обусловлена сегодняшним состоянием дефицита в доброкачественной питьевой воде практически во всех регионах Российской Федерации. Традиционно применяемые в России системы водоподготовки давно отстали от современных методов и не обеспечивают удаление из нее ни поверхностно-активных веществ, ни солей тяжелых металлов и фенолов. Применяемое в российской технологии хлорирование питьевой воды в отличие от зарубежного озонирования приводит к образованию опасных для здоровья человека веществ. Более того, полного комплекса очистных сооружений не имеют более половины всех коммунальных систем по водоподготовке, а на 70 % коммунальных водопроводов вообще отсутствуют обеззараживающие установки.

Поэтому основным положением концепции данного законопроекта является отнесение систем питьевого водоснабжения к особо важным объектам жизнеобеспечения. Для этого в законе предусмотрен ряд норм, предусматривающих государственное регулирование, государственный учет, контроль, надзор в области питьевого водоснабжения, лицензирование, сертификацию, приоритет государственной и муниципальной собственности на действующие централизованные системы. Предусматриваются нормы охраны и защиты систем питьевого водоснабжения, а также меры ответственности за качество питьевой воды на всем пути от станции водоочистки до крана водопотребителя.

17 января вновь рассматривался закон “О служебных изобретениях, полезных моделях, промышленных образцах”, регулирующий гражданские взаимоотношения, возникающие в связи с их созданием. По закону, принятому Государственной Думой и отклоненному Советом Федерации, согласительная комиссия выработала единый текст, уточняющий некоторые понятия и положения закона и приводящий его в соответствие с Патентным законом и Гражданским кодексом Российской Федерации. Закон принят в новой редакции единогласно.

22 января Государственная Дума вновь была вынуждена возвратиться к Лесному кодексу Российской Федерации, поскольку Совет Федерации повторно отклонил его 25 декабря прошедшего года, несмотря на то, что 11 декабря Государственная Дума принимала данный закон с учетом согласительной комиссии обеих палат.

Выслушав сообщения заместителя председателя Комитета по природным ресурсам и природопользованию В.М.Зеленина и представителя Президента в Государственной Думе А.А.Котенкова, депутаты преодолели вето Совета Федерации и приняли Лесной кодекс Российской Федерации.

24 января депутаты приняли во втором и третьем чтениях проект федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации”.

Всего на принятый в первом чтении законопроект поступило 69 отзывов, в том числе от Президента и Правительства Российской Федерации, в результате чего в него внесено 15 улучшающих поправок.

Большинство поступивших предложений касались размеров ставок налога на пользователей автомобильными дорогами, пропорций их распределения между Федеральным дорожным фондом и территориальными дорожными фондами Российской Федерации. В законе установлена единая базовая ставка в 2,5 процента от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг) и от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.

Налог будет перечисляться каждым плательщиком раздельно на счета Федерального дорожного фонда Российской Федерации и территориальных дорожных фондов. От установленной федеральной ставки половина (1,25%) будет перечисляться в федеральный дорожный фонд на специальные счета в уполномоченных банках, которые в последующем будут перераспределяться в регионы в счет дотаций и субвенций. Вторая половина будет перечисляться в территориальные дорожные фонды. При этом субъекты самостоятельно смогут изменять ставку в большую или меньшую сторону, но не более чем на 50% общей ставки. В ходе работы над законопроектом был выработан механизм возврата регионам средств налога на пользователей автомобильными дорогами, зачисляемых в Федеральный фонд. Причем, для сокращения времени поступления этих средств в территориальные дорожные фонды исключается их перечисление в г. Москву.

На заседании 5 февраля был принят во втором чтении проект федерального закона “О свободных экономических зонах”. В докладе заместителя председателя Комитета ГД по экономической политике А.Г.Пузановского было отмечено, что в ходе подготовки ко второму чтению данного законопроекта, внесенного Правительством РФ, Комитетом было получено около 230 предложений и поправок (содержательных и текстологических), из которых 200 рассмотрено рабочей группой. В работе группы принимали участие представители Минэкономики, Департамента экономики Правительства, Государственного таможенного комитета, ведущие научные специалисты, представители всех свободных экономических зон (СЭЗ), действующих сегодня на территории РФ. Все поправки были сведены в таблицы, при этом 106 из этих поправок принято, 94 отклонено.

Наиболее острую дискуссию вызвал вопрос о видах СЭЗ (ст. 1). В ходе длительного и всестороннего обсуждения утверждена редакция данной статьи, где указаны следующие виды СЭЗ:

19 февраля 1997 г. Государственная Дума приняла в третьем чтении два законопроекта имеющих непосредственное отношение к авиации России.

Первый из них федеральный закон “О государственной политике в области развития авиации” определяет национальные интересы в области авиации, авиационной деятельности, управлении авиацией и имеет непосредственное отношение к безопасности государства. В проекте нашли отражение распределение функций между федеральными органами в данной области, определен механизм государственной поддержки и финансирования авиационной деятельности, предусматривается защита отечественных производителей и эксплуатантов авиационной техники. Особое значение при принятии данного закона имеют нормы по сохранению авиационной инфраструктуры и научно-технического потенциала. Предусматриваются меры ответственности за выполнение закона.

В законе определены полномочия Президента, Правительства и федеральных органов власти в области регулирования авиационной деятельности.

Законопроект, представленный заместителем Председателя Комитета по вопросам геополитике Е.В. Бученковым, был принят депутатами.

Вторым законом, принятым депутатами, был Воздушный кодекс Российской Федерации, устанавливающий правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации. Принятый Воздушный кодекс обеспечит государственное регулирование в вопросе использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации в части обеспечения потребности граждан и экономики в воздушных перевозках и при проведении авиационных работ, будет способствовать укреплению обороны страны и ее авиационной и экологической безопасности, безопасности полетов и воздушных судов.

21 февраля во втором чтении без обсуждения принят проект федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства”, внесенного депутатами Государственной Думы - членами Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам.

Данный законопроект направлен на законодательное уравнивание прав граждан Российской Федерации, имевших земельные участки до начала земельной реформы, и предусматривает перерегистрацию таких земельных участков в собственность бесплатно, даже если они превышают установленные нормы бесплатного предоставления земли в собственность.

21 февраля Государственная Дума приняла в первом чтении закон “О перечне отраслей, производств, видов деятельности и территорий, в которых запрещается или ограничивается деятельность иностранных инвесторов”, представленный Председателем Комитета Государственной Думы по экономической политике Ю.Д. Маслюковым.

Данный законопроект, принимаемый в развитие законодательства Российской Федерации в области иностранных инвестиций, установит перечень отраслей, производств, видов деятельности и территорий, в которых запрещается или ограничивается деятельность иностранных инвесторов.

19 марта Государственная Дума приняла во втором, а 4 июня в третьем чтении Градостроительный кодекс.

Градостроительный кодекс Российской Федерации регулирует отношения в области обеспечения благоприятных условий проживания населения, градостроительного планирования, застройки, а также благоустройства городских и сельских поселений. Затрагивает и регулирует государственные, общественные и частные интересы в области градостроительной деятельности и законодательно утверждает право российских граждан на благоприятную среду проживания, которое обеспечивается градостроительным планированием развития территорий и поселений, государственным и общественным контролем за осуществлением градостроительной деятельности и соблюдением законодательства в данной области.

В законе определяются полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области градостроительства, предусматривается организация государственного градостроительного кадастра - государственной информационной системы сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности, в том числе изменений объектов недвижимости.

Закон вводит нормы контроля за осуществлением градостроительной деятельности и ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о градостроительстве. Определяет источники финансирования градостроительной деятельности и административные компенсационные меры в случае причинения вреда гражданам в результате нарушения законодательства Российской Федерации о градостроительстве.

Во втором и третьем чтениях на заседании Государственной Думы 19 марта принят закон “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики”.

Проект данного закона внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации в целях приведения Закона Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики” в соответствие с Федеральным Законом “О товариществе собственников жилья”.

Основные изменения и дополнения вносятся в статьи 1, 4 и 8. В статье 1 дается новое понятие “кондоминимума” как единого комплекса недвижимого имущества, включающего в себя земельный участок в установленных границах, расположенное на нем жилое здание и другие объекты недвижимости, которые могут находится в частной, государственной, муниципальной или иной форме собственности или в общей долевой собственности.

Также в данную статью вводится новая часть, дающая понятие товарищества собственников жилья как некоммерческой организации, созданной в целях совместного управления и обеспечения эксплуатации имущества кондоминимума, а также в целях владения, пользования и распоряжения им. В пункте 2 статьи 4 граждане и юридические лица обязываются бережно относится помимо жилищного фонда и к земельным участкам.

Полностью изменяется статья 8, в которой теперь дается характеристика общего имущества кондоминимума, вводится регламентна норма о невозможности отчуждения общей долевой собственности от прав собственности домовладельцев на помещения кондоминимума. Кроме того, домовладельцы в целях согласования порядка реализации своих прав на владение, пользование и распоряжения общим имуществом могут образовывать товарищества собственников жилья в соответствии с Федеральным Законом “О товариществах собственников жилья”.

4 апреля в третьем чтении был принят федеральный закон “Об особенностях распоряжения федеральной собственностью в электроэнергетике”.

Нормы принятого закона ограничивают какие-либо действия (продажа, и иные способы отчуждения, а также сдачу в залог) в отношении федеральной собственности организаций электроэнергетики, в том числе пакетов акций Российского акционерного общества “Единая энергетическая система”.

Отныне не менее 51 процента акций Российского акционерного общества “Единая энергетическая система” будут находится в федеральной собственности и данный пакет не может являться предметом купли продажи, дарения или вклада либо отчуждаться в любой форме. Не может данный пакет акций являться также предметом залога.

Собственность иностранных государств, международных организаций, иностранных юридических и физических лиц не может превышать 25% всех видов акций Российского акционерного общества “Единая энергетическая система”.

Принятый закон в полной мере учитывает национальные интересы Российской Федерации по энергообеспечению и народного хозяйства, и населения.

9 апреля Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О финансово-промышленных группах”. Принятие данного закона вызвано тем обстоятельством, что за полтора года действия Федерального закона “О финансово-промышленных группах” (ФПГ) выявились отдельные недостаточно конкретизированные моменты регулирования деятельности ФПГ.

Это относится к качественному составу участников ФПГ, их солидарной ответственности и, самое главное, к мерам защиты ФПГ от неблагоприятных последствий, связанных с возможным тяжелым финансовым состоянием одного или нескольких участников группы. Так, например, в пункте 2 статьи 3 для банков снимается ограничение по участию более чем в одной финансово-промышленной группе.

Наибольшие дополнения вводятся в статью 14. Они касаются определенных мер защиты ФПГ в случае скоропостижного банкротства одного из участников, могущее повлечь за собой цепную реакцию по всей производственной цепочке. Эти меры являются отражением сегодняшнего тяжелого финансового состояния большинства отечественных товаропроизводителей.

Введение мер защиты для ФПГ оправданы по причине того, что высокая степень взаимозависимости участников, их заинтересованность в сохранении структуры, а также их солидарная ответственность по обязательствам центральной компании позволят улучшить положение отдельных участников за счет внутренних возможностей финансово-промышленной группы, что в свою очередь будет способствовать защите группы от разрушения. Разрушение же такого крупного хозяйствующего субъекта, как ФПГ, может вызвать негативные последствия для всего народнохозяйственного комплекса, а следовательно и для национальной безопасности.

Однако, все эти нормы законопроекта относятся к урегулированию отношений связанных с банкротством и поэтому их осуществление целесообразно было бы ввести в проект федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)”, новая редакция которого в ближайшее время будет обсуждаться Государственной Думой в первом чтении, что оправдано, поскольку в практике законодательства наиболее объективно и всесторонне решаются те или иные вопросы в соответствующем блоке законов.

Рассмотренный Государственной Думой проект федерального закона в первом чтении “О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам” (в редакции Законодательного Собрания Нижегородской Думы) можно считать не только своевременным, но даже, в известной степени, запоздавшим, поскольку бесконтрольное приобретение собственности (в крупных размерах) физическими лицами за последние неполные пять лет представляло собой форму легализации капиталов, приобретенных в “теневой экономике”.

Поэтому, организация государственного контроля за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам, несомненно, будет способствовать выявлению физических лиц, скрывающих высокие доходы и взиманию с них соответствующих налогов.

В тоже время, предусмотренная в статье 3 норма, по которой физические лица обязываются представлять в налоговой орган специальную декларацию с указанием всех источников и размеров доходов только после получения письменного требования налогового органа, представляется неоправданной, поскольку приведет к значительному увеличению объема работ налоговых органов. Представляется целесообразным ввести в законопроект норму, по которой физические лица обязаны самостоятельно в десятидневный срок представить в налоговые органы по месту постоянного жительства соответствующие декларации. В противном случае, к ним в установленные сроки должны применяться штрафные санкции.

Кроме того, декларированию должны подвергаться не только недвижимость или приобретенные товары повышенной цены как целое, но также и совокупные затраты на приобретение материалов и расчеты со строителями при строительстве объектов недвижимости, а также других аналогичных объектов налогообложения.

Продавцам товаров (имеется виду драгоценные металлы, минералы и изделия из них, ювелирные изделия, антиквариат, произведения искусства и другие товары, продаваемые по цене выше установленной), равно как и организациям, оформляющим либо удостоверяющим собственность физических лиц, необходимо также вменить в обязанность представление в налоговый орган соответствующих сведений (статья 4).

Вне поля действия данного закона остаются крупные расходы физических лиц осуществленные с 01.01.92 г. по 31.12.97 г. В этой связи представляется необходимым ввести в законопроект дополнительную статью об особом режиме действия данного закона на период 1998 года или более продолжительного, в которой предусмотреть подачу деклараций физическими лицами по произведенным расходам и доходам за период 1992-1997 годов, с соответствующими санкциями и условиями взимания налогов за прошедшие периоды по действующим на тот момент ставкам.

11 апреля Государственной Думой принят федеральный закон “Об оценочной деятельности в Российской Федерации” с учетом предложений согласительной комиссии палат Федерального Собрания Российской Федерации.

Государственная Дума приняла данный проект без обсуждения и замечаний поскольку нашла удачную редакцию закона согласительная комиссия. Законодательное урегулирование процесса оценки недвижимости для дальнейшего развития экономических реформ в Российской Федерации трудно переоценить и можно только сожалеть, что принятие его отодвинулось столь далеко от начала реформ.

Законодательно урегулированная деятельность профессиональных оценщиков для дальнейшего развития реформ крайне необходимая, т.к. знание реальной рыночной стоимости объектов будет задействовано практически для всех случаев преобразования форм собственности и всех случаев перехода прав собственности. Реальная рыночная стоимость объекта необходимая для определения стартовой цены при продажи недвижимости на аукционах и конкурсах, при ипотечном кредитовании, при определении цены аренды, при разрешении имущественных споров и страхования. Вне сомнения, если бы деятельность профессиональных оценщиков законодательно была введена в самом начале процесса разгосударствления собственности и ее приватизации, то критика в адрес органов приватизации о продажи госсобственности за бесценок не имела бы оснований.

Помимо движимого и недвижимого имущества оценку будут проходить, согласно проекту закона, также предприятия в целом, признаваемые в соответствии с действующим гражданским законодательством в качестве самостоятельных объектов гражданских прав, ценные бумаги, объекты интеллектуальной собственности, инвестиционные проекты.

В прошедший период в сферах инвестиционной и внешнеэкономической деятельности наиболее важными вопросами стали рассмотренные и принятые в первом чтении проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “Об иностранных инвестициях в РСФСР”, а также проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности”.

Оба законопроекта были внесены на рассмотрение Государственной Думы заместителем председателя Комитета по экономической политике А.Г.Пузановским.

При рассмотрении второго законопроекта и, в частности, вопроса о замене в статьях 6 и 12 федерального закона “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности” категорий “экспорт” и “импорт” на категории “вывоз” и “ввоз” (применительно к ядерным расщепляющимся материалам), возникла дискуссия, показавшая неоднозначное отношение депутатов к этой простой, на первый взгляд, замене понятий.

Депутат В.Г.Вишняков (ЛДПР) обратил внимание на то, что замена “устоявшихся в международной договорной практике понятий “экспорт” и “импорт” на какие-то неопределенные, нечеткие правовые категории “ввоз” и “вывоз” может привести к довольно сложной, где-то и криминальной ситуации”. Он пояснил это тем, что в условиях, когда топливо для ядерных электростанций вывозится и контролируется государством в соответствии с федеральным законом о регулировании внешнеторговой деятельности (так же, как и обратная приемка отработанного топлива), то в ситуации, когда субъекты Федерации, трактуя понятия “ввоз” и “вывоз” в самом “широком” смысле, начнут “вывозить все, что им интересно”, - возникнут широкие возможности для нарушения этого закона и подрыва самого принципа государственного регулирования этих процессов. По результатам голосования закон был принят в первом чтении.

На заседании Государственной Думы 23 мая в третьем чтении был принят федеральный закон “О свободных экономических зонах”, в котором определены правовые и организационные основы создания, функционирования и ликвидации свободных экономических зон на территории Российской Федерации.

В качестве свободных экономических зон в законе определены, как это было и при втором чтении, зоны экспортного производства, таможенные зоны производственного и торгового типов, особые экономические зоны, технико-внедренческие, зоны трансграничного оказания услуг, в число которых входят банковские оффшорные центры и туристско-рекреационные.

В законе достаточно полно описаны нормативы создания свободной экономической зоны, управления, ликвидации и другие нормативы для их нормального функционирования. Свободные экономические зоны создаются в целях развития экспортного потенциала России, увеличения поступлений валютной выручки от экспорта товаров, активизации внешнеэкономических связей, привлечения иностранных и отечественных инвестиций, новой техники и технологий.

В этот же день Государственной Думой были приняты два федеральных закона органически связанных с законом о свободных экономических зонах.

Речь идет об изменениях и дополнениях в налоговое законодательство - в закон о налоге на прибыль и в закон о налоге на добавленную стоимость в полном редакционном соответствии со статьей 13 закона “О свободных экономических зонах”, где прописаны режимы налогообложения и отступления по налогам на прибыль и НДС, предусматриваемые для свободных экономических зон.

В этих целях статью 1 Федерального закона “О налоге на прибыль предприятий и организаций” дополняют 9 пунктом, согласно которому коммерческие организации и филиалы иностранных юридических лиц, зарегистрированные в зоне экспортного производства и вывозящие с территории зоны за пределы территории Российской Федерации более 50% продукции собственного производства, освобождаются от уплаты налога на прибыль сроком на пять лет со дня регистрации в качестве участника зоны экспортного производства. По истечении этого срока налогооблагаема прибыль этих участников уменьшается на сумму прибыли, направляемой на расширение или модернизацию производства либо на развитие социальной сферы в пределах данной зоны экспортного производства.

В Федеральном законе “О налоге на добавленную стоимость” вводится в статью 6 пункт 3, в соответствии с которым уменьшается размер ставки налога на добавленную стоимость на 50 % в отношении товаров собственного производства участников зоны экспортного производства, отвечающих критериям происхождения с территории этой зоны, в случаях их реализации на территории Российской Федерации.

Таким образом, применив спакетированный подход, Государственная Дума приняла во втором и третьем чтении на одном заседании два федеральных закона в связи с принятием закона о свободных экономических зонах:

Среди законопроектов, рассмотренных Думой в течение прошедшего парламентского месяца, наиболее острую дискуссию и неоднозначность в подходах вызвал проект федерального закона “Об участках недр и месторождениях полезных ископаемых, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции”, рассмотренный в первом чтении.

Ранее данный законопроект уже рассматривался, но при голосованиях не набрал необходимого количества голосов. В связи с этим была образована межфракционная группа.

С докладом по законопроекту выступил сопредседатель Комиссии ГД по рассмотрению правовых вопросов недропользования на условиях раздела продукции Н.И.Рыжков (“Народовластие”). Он, в частности, отметил, что созданная на паритетных началах межфракционная группа проделала значительную работу, рассмотрев большое количество предложений, которые вносились на уровне отдельных предприятий, регионов, Правительства РФ. В результате проделанной работы был определен перечень из 7 месторождений, по которым можно предоставить право на проведение переговоров.

Как подчеркнул докладчик, речь идет, во-первых, о месторождениях, которые исчерпали себя или о новых, для освоения которых у государства нет средств; во-вторых, большинство указанных месторождений являются градообразующими, поэтому необходимо учитывать остроту социального вопроса; и, наконец, это вопросы экологии и привлечения новых технологий и оборудования, необходимых для добычи полезных ископаемых. Он отметил также, что каждая из семи статей закона - это отдельное месторождение со всеми вопросами, относящимися к реализации рассматриваемого законопроекта (далее была дана краткая характеристика каждого из месторождений).

В ходе обсуждения законопроекта выступили представители фракций и депутатских групп:

ЛДПР - В.В.Жириновский (высказался против принятия закона, отметил в качестве большого минуса то, что “все месторождения в основном в национальных регионах ... Татария, Якутия, Ханты-Мансийский округ. То есть все месторождения находятся не в этнически русских регионах... Не зная дальнейшей судьбы этих регионов, мы не должны давать зеленую улицу для того, чтобы экономика развивалась там, а не в центральной России”);

НДР - Ю.М.Тен (положительно оценил работу межфракционной группы и высказался за принятие проекта закона в первом чтении);

“Яблоко” - С.В.Иваненко (поддержал положения доклада Н.И.Рыжкова, отметил, что предлагаемый Комиссией перечень - это тот компромисс, на который мы согласны”. Привел данные о том, что из 16 млрд.долларов по всем проектам иностранные инвестиции составляют только один миллиард).

Аграрная депутатская группа - Н.М.Харитонов (высказался за принятие законопроекта в первом чтении: “Это не тот закон, на котором можно нажить себе политический капитал. Отвергая этот законопроект, мы окончательно добьем все, что у нас еще может жить и дышать”);

Депутат З.А.Корнилова (“Народовластие”) выступила против политики “опустошения” северных территорий России, начатой Гайдаром: мы говорим о том, что русских выживают из стран СНГ, а мы сами выживаем их со своей территории - с Севера ... В Якутии по разным причинам появилось столько много китайцев. Вы хотите передать ее как Аляску?”);

“Российские регионы” - А.Н.Лоторев (отметил, что в результате неправильной политики в стране российским компаниям - инвесторам невыгодно вкладывать средства в свои месторождения, они не получают даже копейки прибыли с этого месторождения ... Все это потому, что мы не хотим с вами принимать нормальные законы: для нас чем хуже, тем лучше ... Давайте примем нормальный закон, по которому любой российский банк, любая российская компания придет и вложит эти средства в развитие нефтедобывающей компании”).

С диаметрально противоположной оценкой законопроекта выступила депутат Р.В.Чистоходова (КПРФ): “Сама концепция этого закона ... преступная и антинародная ... Что такое инвестиции - это деньги ограбленного нашего народа, вывезенные за рубеж через все эти ЧИПы, МиФы, МММы ... Почему не привлекали вклады нашего населения, а позволили его ограбить всем этим коммерческим структурам?”

По результатам голосования проект закона принят в первом чтении.

Госдума регулярно рассматривает проблемы отношений собственности в стране и результатов осуществляемой приватизации. 5 июня после обсужденияданного вопроса было принято за основу постановление “О ходе приватизации в Российской Федерации и допущенных нарушениях российского законодательства при ее осуществлении”.

В постановлении отмечается, что в ходе приватизации 1992-1996 гг. были допущены серьезные нарушения приватизационного законодательства. Страна понесла огромные потери от приватизации государственного и муниципального имущества по бросовым ценам. Возникла явная тенденция к спекулятивной перепродаже имущества вместо повышения эффективности производства. Приватизация осуществлялась с игнорированием социокультурных особенностей России, принципов социальной справедливости. Неоправданно высокими оказались масштабы и доходы иностранного капитала. Плодами приватизации широко воспользовались прежде всего криминальные структуры.

Предлагается обратиться к Правительству Российской Федерации с рекомендацией об инициировании через арбитражные суды пересмотров приватизационных решений, принятых с нарушением законодательства.

В связи с рассмотрением 18 июня Государственной Думой во втором чтении законопроекта “О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации” определяется, что Правительство Российской Федерации ежегодно до 1 апреля представляет Федеральному Собранию отчет о реализации Программы приватизации за предыдущий год и вместе с проектом федерального бюджета представляет в Государственную Думу проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в Программу приватизации. Приватизация, далее, должна проводиться по реальной рыночной стоимости имущества. Необходимо также установить порядок, когда невыполнение инвестором инвестиционных условий не позволяет ему в полном объеме влиять на управление, ведет к расторжению решения о приватизации, сопровождается санкциями за ущерб, причиненный деятельности приватизируемого предприятия; установить общее положение о возмещении вреда (ущерба) в связи с нарушением законодательства Российской Федерации о приватизации.

Особое значение для повышения эффективности государственного регулирования экономики имеет восстановление функции управления государственной собственностью. Это предусматривает кардинальное улучшение качества и ответственности управления государственными предприятиями. Для этого необходимо введение процедур планирования прибыли и эффективности предприятий государственного сектора экономики, исходя из государственного заказа, установление гражданско-правовой и ужесточение административной ответственности директоров, представителей государства и ответственных работников соответствующих государственных ведомств за выполнение запланированных показателей, обеспечение эффективной работы вверенных им предприятий.

Постановление отражает основные ошибки, которые были сделаны в процессе приватизации, и содержит конкретные предложения по росту эффективности этого процесса. Но действенность решений Госдумы по проблемам приватизации невысока. Для ее повышения можно было бы принимать согласованные, а также совместные с Советом Федерации постановления по вопросам приватизации и национализации, т.к. они имеют стратегический характер для развития экономики.

После работы согласительной комиссии палат Федерального Собрания 11 июня Государственная Дума приняла вновь “Земельный кодекс Российской Федерации”. В нем содержится ряд новых положений, в частности, “Земли, находящиеся в муниципальной собственности, могут продаваться и (или) передаваться гражданам и юридическим лицам в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, аренду или срочное пользование на основании решений органов местного самоуправления”. Данная норма значительно расширяет и упрочивает реальную власть местных органов власти в отношении землепользования. Специальная статья 7 четко определяет полномочия органов в государственной власти субъектов РФ по регулированию земельных отношений, среди которых и утверждение порядка отнесения земель к государственной, муниципальной и частной собственности.

В настоящем виде Земельный Кодекс содержит 142 статьи, которые подробно определяют полномочия всех органов власти в отношении землепользования, методов управления земельными ресурсами, охраны земель, права собственности на землю, оборота земельных участков, платы за землю. Принятие Земельного кодекса, безусловно, окажет определяющее влияние на упорядочение земельных отношений в стране и повышение эффективности использования земельных ресурсов.

Важное место в законотворческой деятельности Думы занимали вопросы, связанные с формированием правовых основ внешнеэкономической и инвестиционной политики.

На пленарном заседании 21 февраля был принят в первом чтении законопроект о внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “Об иностранных инвестициях в РСФСР” от 4 июля 1991 г.

Следует напомнить, что в обосновании необходимости принятия законопроекта, с которым выступил заместитель председателя Комитета ГД по экономической политике А.Г.Пузановский, подчеркивалось, что необходимость изменений и дополнений к ранее принятому закону диктуется как внутренними, так и внешними обстоятельствами: во-первых, принятием Гражданского кодекса РФ; во-вторых, подписанием Россией ряда международных договоров, в частности, Сеульской конвенции о поддержке иностранных инвестиций и Вашингтонской конвенции об арбитраже по вопросам иностранных инвестиций; в-третьих, принятием Межпарламентской Ассамблеей в марте 1994 года Основ регулирования инвестиционной деятельности в странах СНГ (в этом рекомендательном акте содержится 12 статей, которыми предусматривается модель построения аналогичного законодательства в государствах, входящих в Содружество).

Кроме того, с учетом рассмотрения вопроса о вступлении России во Всемирную торговую организацию, необходимая реализация одного из положений ГАТТ от 1994 года о регулировании в рамках национального законодательства отношений, возникающих с иностранными инвестициями при совершении торговых операций.

Принципиально важное значения для правового регулирования вопросов внешнеэкономической деятельности в сфере отношений Федерации и ее субъектов с зарубежными странами имеет принятый Думой в первом чтении на заседании 11 апреля законопроект о полномочиях Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в вопросах международных и внешнеэкономических связей и о порядке их координации.

Проектом данного закона устраняется весьма существенный пробел в законодательной базе, регулирующей вопросы внешнеэкономической деятельности, а именно: разработан конкретный перечень разграничения полномочий и предметов ведения между Федерацией и ее субъектами, а также определен порядок осуществления и координации внешнеэкономической деятельности субъектов РФ.

Данный законопроект получил поддержку подавляющего большинства депутатов различных фракций и депутатских групп (318 чел.).

Созданию более благоприятных условий для реализации инвестиционных проектов на территории субъектов Российской Федерации будет способствовать рассмотренный Думой 20 марта в первом чтении и 6 июня во втором и третьем чтении законопроект о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О центре международного бизнеса “Ингушетия”.

Необходимость внесения значительных корректив в ранее принятый закон объясняется тем, что потребовалось определенное ужесточение основных режимов деятельности в сферах инвестиционной и валютной деятельности, платежных отношений, деятельности секретарских компаний.

Одновременному принятию законопроекта во втором и третьем чтении способствовало и то, что накануне делегация депутатов Думы посетила Ингушетию, ознакомилась на месте со строящимися объектами, планами развития центра, встретилась с президентом Ингушетии. На парламентских слушаниях по вопросам инвестиционной деятельности представитель Ингушетии сделал доклад, посвященный вопросам реализации ранее принятого закона.

На пленарном заседании Думы 4 июня рассматривался в третьем чтении представленный Комитетом ГД по вопросам геополитики (депутатом А.В.Митрофановым) законопроект “О мерах по развитию сотрудничества с Республикой Ирак” (с учетом поправок, внесенных ранее депутатами Думы).

Перед голосованием депутатом А.Г.Арбатовым (фракция “Яблоко”) был задан вопрос, не являются статьи 1 и 2 проекта закона нарушением наших обязательств по принятым в отношении Ирака санкциям и не ставится ли наше внутреннее право выше международного вопреки положению Конституции.

А.В.Митрофанов заявил, что “здесь нет нарушений и противоречий резолюциям Совета Безопасности ООН”. По результатам голосования законопроект принят в третьем чтении.

Комитетом ГД по вопросам геополитики (депутатом А.В.Митрофановым) на заседании Думы 13 июня был внесен на рассмотрение во втором чтении проект федерального закона о сотрудничестве с Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирией.

Докладчик отметил, что при подготовке законопроекта ко второму чтению Комитет по вопросам геополитики получил замечания и предложения от 24 субъектов Российской Федерации и других субъектов права законодательной инициативы. 16 из них поддерживают законопроект безоговорочно, а четыре - против законопроекта в принципе. Четыре субъекта права законодательной инициативы также поддержали законопроект, прислав к нему поправки, которые вошли в соответствующую таблицу принятых Комитетом поправок. Все присланные поправки Комитет принял.

Приняты все поправки Президента и Правительства Российской Федерации.

В своих поправках они указали на противоречие текстов статьи 2 и статьи 8 законопроекта с резолюциями Совета Безопасности 748 и 883 ООН, на необходимость приведения их в соответствие с Федеральным законом “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности” и статьей 50 Устава ООН, что учтено. Большая помощь в подготовке законопроекта ко второму чтению была оказана Комитету Правовым управлением Совета Федерации. В результате текст законопроекта, по мнению докладчика не противоречит соответствующим резолюциям Совета Безопасности ООН и законодательству Российской Федерации.

По предложению депутата А.В.Митрофанова законопроект о сотрудничестве с Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирией был принят Думой во втором и третьем чтении.

Назад   Вперед
Регламент Структура Депутаты Аналитика Библиография
 
Дизайн © 1999 НПП Гарант-Сервис