Аналитика и статистика
весенняя сессия 1997 года
   
    

 

1. Итоги работы Государственной Думы за январь-июнь 1997 г. (информационно-аналитический обзор)

1.1. Государственное строительство и конституционные права граждан

Центральное место среди проблем государственного строительства, рассмотренных на пленарных заседаниях Думы в январе- феврале 1997 г. занимало обсуждение замечаний Президента Российской Федерации в связи с отклонением им Федерального закона “О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации”. Они носили в основном уточняющий характер, не затрагивая сути концепции закона в целом и его отдельных статей. В результате обсуждения, проходившего на трех пленарных заседаниях, 14 февраля 1997 г. по докладу депутата Е.Б.Мизулиной был одобрен новый вариант закона, учитывающий большинство поправок Президента. В частности, внесено дополнение, что при принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Федерации, а также при изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации в законе об этом должно содержаться указание о включении соответствующих изменений или дополнений в ст.65 Конституции Российской Федерации, увеличены сроки (с 2 недель до 1 месяца) рассмотрения закона о поправках к Конституции в Совете Федерации, предусмотрено право обжалования постановления Совета Федерации о принятом законе законодательными органами субъектов Федерации в Верховном Суде Российской Федерации в течение семи дней со дня принятия данного постановления. Эти поправки усилили правовую точность вторично рассмотренного и одобренного Федерального закона.

В связи с повторным отклонением 17 марта 1997 г. Федерального закона Президентом Российской Федерации Государственная Дума приняла 23 мая новый вариант закона, учитывающий дополнительные президентские поправки. В частности, исключено указание на конкретный срок, в течение которого Совет Федерации должен рассмотреть Федеральный конституционный закон о поправке к Конституции. Исключена норма, согласно которой Cовет Федерации может опубликовать Закон о поправке в случае неподписания его Президентом Российской Федерации. Устранена регламентация действий законодательных (представительных) органов субъектов Федерации по рассмотрению Закона о поправке после принятия его Cоветом Федерации.

11 апреля 1997 года Государственная Дума приняла Федеральный Конституционный Закон “О Правительстве Российской Федерации”. Дума дважды принимала закон “О Правительстве Российской Федерации” и дважды Совет Федерации его отклонял. После второго отклонения была создана согласительная комиссия. В состав комиссии от Государственной Думы входили представители пяти фракций и депутатских групп. Состоялось пять заседаний согласительной комиссии. В работе согласительной комиссии принимали участие представители Президента и Правительства. На заседание Госдумы был внесен закон в редакции согласительной комиссии.

Ранее депутаты Государственной Думы отстаивали позицию, которая заключалась в том, что согласно Конституции Российской Федерации назначение на должность Председателя Правительства Российской Федерации производится с согласия Государственной Думы. Было также пожелание депутатов, чтобы освобождение Председателя Правительства проводилось с согласия Государственной Думы. На этот счет действующая ныне Конституция никаких норм не содержит. Но это положение вызвало критику со стороны членов Совета Федерации, и в окончательной редакции, которая была предложена Государственной Думе, депутаты согласились с ними и исключили положение о том, что освобождение от должности Председателя Правительства проводится с согласия Государственной Думы. Но наряду с этим в статье 7 закона сказано, что освобождение от должности Председателя Правительства Российской Федерации одновременно влечет за собой отставку Правительства Российской Федерации.

В этой же статье закона сказано, что Президент Российской Федерации уведомляет Совет Федерации и Государственную Думу об освобождении от должности Председателя Правительства в день принятия решения.

В ходе работы над законопроектом удалось найти формулировку, связанную с местом и ролью Администрации Президента. Администрация Президента - это орган конституционный, но имелись случаи, когда эта аппаратная структура присваивала несвойственные ей функции, пытаясь давать указания и министрам, и Правительству РФ. Поэтому в статье 47 сказано, что Аппарат Правительства взаимодействует с Администрацией Президента Российской Федерации и аппаратами палат Федерального Собрания Российской Федерации. В законопроект внесено более 70 поправок, но они носят в основном редакционный характер, текст закона значительно улучшен. Но в связи с возвращением Президентом этого закона (как и закона о реституциях) в Государственную Думу предстоит еще борьба за его окончательное принятие.

Вопросы федеративных отношений, национальной и региональной политики оставались в центре внимания Государственной Думы во время весенней сессии. На ход их обсуждения самое непосредственное влияние оказывало в первую очередь тяжелейшее положение в социально-экономической сфере, сложившееся практически во всех российских регионах (об этом красноречиво свидетельствуют сотни соответствующих обращений в Госдуму со всех концов страны). Эти вопросы опосредованно поднимались и при обсуждении целого ряда других проблем: от вопросов завоза продукции на Север до состояния дел на государственной границе; от строительства высокоскоростной магистрали Москва - Санкт-Петербург, нарушающей экологию центра России, до положения на конверсионных предприятиях, особенно имеющих градообразующий характер и т.п.

Однако ключевое значение имело принятие ряда федеральных законов, регулирующих взаимоотношения Центра и регионов.

25 апреля в третьем чтении был принят Федеральный закон “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации” - один из важнейших законов, определяющих характер российского федеративного государства. Он устанавливает порядок принятия федеральных законов по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также основные принципы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий при заключении договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче друг другу осуществления части своих полномочий.

В связи с отклонением Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 14 мая 1997 года Федерального закона “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации”, принятого Государственной Думой 25 апреля 1997 года, Госдума постановила согласиться с предложением Совета Федерации о создании согласительной комиссии для преодоления разногласий по данному Федеральному закону. Предлагается пригласить в согласительную комиссию представителей Президента и Правительства, а высказанные в ходе обсуждения в Совете Федерации замечания представить в виде поправок.

Рассмотрев повторно Федеральный закон “Об основах отношений края или области с входящими в их состав автономными округами”, принятый Государственной Думой 18 декабря 1996 года и отклоненный Советом Федерации 26 декабря 1996 года, и учитывая предложения согласительной комиссии, Госдума постановила 13 июня принять Федеральный закон “Об основах отношений края или области с входящими в их состав автономными округами” в редакции, предложенной согласительной комиссией. Данный закон ориентирован в первую очередь на регулирование отношения края или области с входящими в их состав автономными округами, равноправными субъектами Российской Федерации, по реализации их конституционных полномочий.

Важным событием в законотворческом процессе по проблемам госстроительства, безусловно, явилось принятие в двух чтениях одного из ключевых федеральных законов “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации”, определяющего основные принципы организации местных финансов, источники формирования и направления использования финансовых ресурсов местного самоуправления, основы финансового и бюджетного планирования в муниципальных образованиях, взаимоотношений органов местного самоуправления с финансовыми институтами, гарантии финансовых прав органов местного самоуправления и их ответственность за выполнение финансовых обязательств.

В законопроекте приведены основные понятия, в том числе впервые зафиксированные местные финансы, бюджетное регулирование, собственные доходы местных бюджетов, фонд финансовой поддержки муниципальных образований, средства по взаимным расчетам с местными бюджетами, и другие понятия. Впервые определены состав местных финансов и принципы их формирования.

Другим законопроектом в этой области, одобренным Государственной Думой 14 февраля 1997 г., является Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (вопросы организации местного самоуправления в городах федерального значения), ориентированный на укрепление правового положения городских поселений, являющихся субъектами Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Учитывая, что в соответствии со статьей 6 Федерального закона Российской Федерации “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” органам местного самоуправления предоставляются достаточно широкие полномочия, для сохранения единства городского хозяйства наиболее целесообразно было бы определить границы территорий местного самоуправления, совпадающие с границами городов. В противном случае может сложиться положение, при котором в пределах одного населенного пункта будут установлены различные формы управления и распоряжения муниципальными имуществом и землей, различные налоги и сборы, различные системы охраны общественного порядка и т.д. А реализация права населения городов Москвы и Санкт-Петербурга на местное самоуправление путем создания общегородских органов самоуправления породила бы своего рода двоевластие, дублирование функций управления городским хозяйством органами государственной власти городов как субъектов Российской Федерации и общегородскими органами местного самоуправления, что может привести к конфронтации и утрате обеими властями контроля за ситуацией в городе.

Семь поправок к статьям 1, 6, 12 и 14 Федерального закона “Об общих принципах...” направлены на разрешение имеющихся проблем, устанавливают особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения. Закрепляется необходимость создания внутригородских муниципальных образований, при этом их границы устанавливаются представительными органами государственной власти городов федерального значения. Законами этих городов регулируется разграничение предметов ведения по вопросам местного значения между органами местного самоуправления и органами государственной власти города федерального значения.

В целом принятие закона позволит ввести в правовые рамки деятельность органов государственной власти городов Москвы и Санкт-Петербурга по вопросам местного значения и будет способствовать реализации конституционных прав жителей этих городов на местное самоуправление.

Вопросы местного самоуправления обсуждались и в связи с тремя поправками в Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, внесенными председателем Смоленской областной думы С.Антуфьевым, Кировской областной думой и Государственной Думой Ямало-Ненецкого автономного округа.

В концептуальном плане данные поправки аналогичны, их главная цель - отдалить сроки муниципальных выборов и продлить возможность деятельности назначенных органами государственной власти глав местных администраций.

Согласно действующей редакции Федерального закона “Об общих принципах организаций местного самоуправления в Российской Федерации” проведение муниципальных выборов должно быть завершено к 1 января 1997 года, с этой же даты прекращаются полномочия органов и должностных лиц местного самоуправления, избранных (назначенных) в порядке, не соответствующему названному Федеральному закону. В новой редакции ФЗ установлен срок 1 сентября 1997 года (увеличение на 8 месяцев по сравнению с действующим законом).

После принятия в первом чтении федерального закона “Об основах муниципальной службы в Российской Федерации” в Государственную Думу поступили многочисленные поправки, с учетом которых стало возможным принятие ФЗ во втором чтении 5 июня.

С целью устранения дублирования с Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” из законопроекта, в частности, исключены статьи, содержащие нормы о полномочиях органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления в области муниципальной службы. Отдельные их нормы, несущие смысловую нагрузку, перенесены в другие статьи проекта.

Важные проблемы государственного строительства затронуты в Постановлении Государственной Думы “Об обращении в Конституционный суд Российской Федерации”, принятом 23 апреля 1997 г. В этом запросе ставится вопрос о толковании статей 71 (пункт “г”), 76 (часть I) и 112 (часть I) Конституции Российской Федерации. Предлагается преодолеть неопределенность в понимании положений Конституции, относящих установление системы федеральных органов (статья 71 и статья 76) и в то же время устанавливающих обязанность Председателя Правительства Российской Федерации представлять Президенту предложения о структуре федеральных органов власти (статья 112). Заявитель считает, что согласно Конституции система органов исполнительной власти, а также порядок их организации и деятельности определяются законодательным путем. Структура же органов исполнительной власти - это их внутренн организации и предложения по ее совершенствованию действительно должен утверждать Президент по представлению Председателя Правительства.

В области судебно-правовой реформы 19 февраля 1997 г. принят в первом чтении законопроект, определяющий порядок назначения (избрания) народных заседателей судов разных инстанций. 21 февраля 1997 г. созданы комиссии в связи с отклонением Президентом Российской Федерации закона “О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контрольных органов”.

Принят Федеральный закон “Об избрании народных заседателей федеральных судов общей юрисдикции”, внесенный депутатами - членами комитета по законодательству и судебно-правовой реформе. В законопроекте предусмотрено, что кандидаты в народные заседатели коллегий Верховного Суда Российской Федерации - соответствующими законодательными (представительными) органами субъектов Федерации, народные заседатели федеральных судов общей юрисдикции избираются соответствующими законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации. Установлен также порядок выдвижения и избрания народных заседателей военных судов.

Согласно ст. 10 законопроекта, народные заседатели могут быть отозваны по требованию органов, выдвинувших их кандидатами или избравших их народными заседателями, а также по требованию председателя соответствующего суда в случае совершения народным заседателем компрометирующих его действий.

14 мая 1997 года законопроект был рассмотрен в третьем чтении.

Тогда же Государственная Дума утвердила чрезвычайно важный в условиях криминализации общества Федеральный закон “О государственной защите потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному законодательству”. Мерами безопасности, применяемыми в отношении защищаемых лиц, признаны: неразглашение сведений о защищаемом лице, рассмотрение дела в закрытом судебном заседании, личная охрана, охрана жилища и имущества защищаемого лица, переселение защищаемого лица на другое место жительства, замена документов, изменение его внешности, изменение места работы или учебы, временное помещение в безопасное место и т.д. Однако статьей 31 закона определено, что его статья 7 (о закрытом судебном заседании) вступает в силу с момента введения в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а статьи 8 (о личной охране защищаемого), 12 (о переселении, замене документов, изменении внешности) и 13 (об изменении места работы или учебы) вводятся в действие по мере создания необходимых условий для их выполнения, но не позднее 2000 года.

4 июня 1997 г. Государственная Дума приняла в третьем чтении Федеральные законы “Об исполнительном производстве” и “О судебных приставах”. Эти законопроекты разрабатывались с 1995 года, но всякий раз откладывались из-за правительственного заключения об отсутствии денег для создания специальной службы судебных приставов.

Согласно статье 11 Закона “О судебных приставах” они обеспечивают в судах безопасность судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей, поддерживают общественный порядок в судебных помещениях, осуществляют привод лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу - исполнителю. Закон “Об исполнительном производстве” возлагает на службу судебных приставов принудительное исполнение судебных актов.

6 июня 1997 г. в первом чтении принят давно разрабатываемый проект Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а также проект федерального закона “О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации”.

13 июня Государственная Дума утвердила в первом чтении проект Федерального конституционного закона “О мировых судьях в Российской Федерации”, а также изменения и дополнения в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР с целью облегчения порядка возбуждения уголовного дела по протокольной форме (без предварительной передачи следственным органам).

Одобрен проект Федерального закона “О внесении изменений в статью 3 Федерального закона “О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и Исправительно-трудовой кодекс РСФСР в связи с принятием Уголовного кодекса Российской Федерации”. Новый законопроект внесен Советом Федерации. Он предусматривает отсрочку введения в действие до 1 января 1998 г. положения статьи 3 Федерального закона, предусматривающего, что уголовные дела о преступлениях, за которые предусмотрено максимальное наказание (лишение свободы на срок свыше 15 лет, пожизненное лишение свободы или смертная казнь), могут рассматриваться лишь коллегией в составе 3-х профессиональных судей. Отсрочка вызвана тем, что не созданы еще необходимые материальные и кадровые предпосылки для осуществления такой нормы.

Значительное место в рамках обсуждения вопросов государственного строительства занимали проблемы национальной политики.

В третьем чтении 2 апреля принят Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О языках народов РСФСР”, призванный обеспечить оптимальное функционирование языков во всех сферах жизнедеятельности общества. Его принятие продиктовано, прежде всего, необходимостью приведения действующего закона в соответствие с новой Конституцией страны.

Так, часть первая статьи действующего Закона, регулируя вопрос о системе нормативных актов, регламентирующих использование языков народов Российской Федерации на ее территории, определяет, что “законодательство РСФСР о языках народов РСФСР состоит из настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ним иных законодательных актов РСФСР и республик в составе РСФСР”. Таким образом, иные субъекты Российской Федерации (края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа), по сути, лишены права принятия законодательных и иных актов, которые содержали бы нормы, регламентирующие языковые вопросы, в частности, гарантирующие функционирование русского языка как государственного на всей территории Российской Федерации. При этом в ряде регионов Российской Федерации широкое использование элементов иностранных языков и иноязычной графики в официальных наименованиях объектов, учреждений и организаций, рекламе и оформлении общественных мест приобрели ярко выраженный негативный характер.

Новый вариант закона направлен, прежде всего, на установление равных прав всех субъектов Российской Федерации по принятию законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих языковые вопросы. Также в соответствии с Конституцией Российской Федерации заменены устаревшие понятия, наименования не существующих в настоящее время органов государственной власти (например, “Верховный Совет РСФСР”, “Верховный Совет республики в составе РСФСР”, “Съезд народных депутатов РСФСР” и т.д.).

11 июня в уточненной редакции во втором чтении был принят Федеральный закон “О казачестве”, подготовленный Комитетом Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике с учетом ряда предложений и законодательных инициатив, внесенных в 1995 году в Государственную Думу. Основные положения его обсуждены с войсковыми атаманами и рядом руководителей региональных властных структур, занимающихся казачьими проблемами.

При этом, в Комитет поступило более 60 заключений и только в 6 из них содержится негативная оценка названного проекта закона.

В итоге - согласованный текст законопроекта “О казачестве” определяет ориентиры для деятельности казачьих общин, объединений и обществ, входящих в их состав и внесенных в государственный реестр, урегулирует проблемы службы казачества, упорядочивает отношения федеральных органов власти, органов власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, а также казачьего самоуправления, устанавливает нормы казачьего землепользования, права, обязанности, льготы и социальные гарантии казачьих общин, обществ и их членов.

Федеральный закон “О ратификации Соглашения по вопросам, связанным с восстановлением прав депортированных лиц, национальных меньшинств и народов” принят Государственной Думой 12 марта, исходя из необходимости ускорения правового решения ряда важных и острых проблем во взаимоотношениях между странами СНГ. Данное Соглашение было подписано 9 октября 1992 года в г.Бишкеке, а его ратификация Российской Федерацией неоправданно затянулась, что препятствует формированию в рамках СНГ необходимой договорно-правовой базы для решения проблем возвращения граждан, подвергшихся в прошлом насильственному переселению в местах их прежнего проживания. Ратификация Госдумой 12 марта Соглашения на уровне возможностей международного договора дает решение всех, связанных с этим юридических вопросов.

Во втором чтении принят проект федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О беженцах”, внесенный Правительством Российской Федерации. Этот закон дает новую редакцию закона “О беженцах”. Он определяет основания и порядок признания беженцем в Российской Федерации, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов. Само определение “беженец” приведено в соответствие с нормами международного права, сокращен перечень оснований для отказа от признания беженцем, уточнен порядок такого признания, социальные права беженцев приведены в соответствие с законодательством Российской Федерации, восстановлена статья “Фонды помощи беженцам”, введена новая статья о праве иностранных граждан или лиц без гражданства на временное убежище на территории Российской Федерации.

Ряд принципиальных вопросов избирательного права решен Государственной Думой в законопроектах об организации выборов и референдумов.

Важнейший законопроект по данной проблематике, рассмотренный Государственной Думой, - это “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”, внесенный Президентом РФ и принятый во втором чтении 18 июня 1997 г. В настоящее время эти права регулируются федеральными законами “Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации”, “О выборах Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”, “О выборах Президента Российской Федерации”, “Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления”, “О референдуме Российской Федерации”. Предложенный законопроект закрепляет и развивает правовые нормы, установленные этими законами, и содержит ряд принципиальных нововведений, восполняя пробелы и устраняя противоречия в действующем избирательном законодательстве.

В главе I указано, что нормам, включенным в законопроект, не должны противоречить иные федеральные законы, а также законодательство субъектов Российской Федерации и иные правовые акты о выборах и референдуме. Определены порядок назначения выборов и обязательность их периодического проведения.

В главе II правовое регулирование распространено на все референдумы в Российской Федерации, а не только федеральные.

В главе III уточнен порядок регистрации граждан для участия в выборах и референдуме, образования избирательных округов, участков.

В главе IV более полно определен статус избирательных комиссий, их членов, наблюдателей. В главе V уточняется порядок выдвижения и регистрации кандидатов. В главе VI подробнее, чем в действующем законодательстве, регламентируется статус зарегистрированных кандидатов. В главе VII и VIII определены механизмы осуществления прав граждан в процесс агитации при проведении выборов и референдумов и их финансировании.

Глава IX устанавливает порядок голосования, подсчета голосов, установления результатов выборов или референдума, их опубликования.

Главы X и XI определяют ответственность граждан и должностных лиц за нарушение прав граждан при выборах и референдумах, устанавливают порядок вступления в силу предлагаемого закона после его принятия.

Доработка законопроекта позволит укрепить демократические основы государственного устройства Российской Федерации.

19 марта 1997 г. в третьем чтении был принят Федеральный закон “О наименовании географических объектов”. Он устанавливает порядок наименования и переименования географических объектов. В частности, предусмотрена норма, согласно которой имена выдающихся государственных и общественных деятелей, представителей науки и культуры и других имеющих заслуги перед государством лиц могут присваиваться посмертно географическим объектам, не имеющим наименований (статья 7). Этой же статьей установлено, что переименование географических объектов допускается в случаях, если два или более однородных объекта в пределах территориального образования имеют одно и то же наименование или если объект обозначен аббревиатурой, номером или словосочетанием, выполняющим функции наименования географического объекта, но в действительности им не являющимся. В статьях 8-9 определен порядок нормализации наименований географических объектов.

16 апреля 1997 г. Совет Федерации отклонил этот закон. По решению Думы от 4 июня 1997 г. было принято предложение Совета Федерации о создании согласительной комиссии для преодоления возникших разногласий. Тогда же Дума приняла предложение Совета Федерации и о создании согласительной комиссии по Федеральному закону “О гидрометеорологической службе”, принятому 23 апреля и отклоненному Cоветом Федерации 14 мая 1997г. 4 июня 1997 г.

Принят Федеральный закон “Об актах гражданского состояния”. Он внесен Правительством Российской Федерации и депутатами-членами комитетов Государственной Думы по делам женщин, семьи, молодежи и по законодательству и судебно-правовой реформе.

Предметом регулирования в настоящем законе определены органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния, и порядок такой регистрации. Устанавливается, что государственной регистрации подлежат следующие акты гражданского состояния: рождение, заключение или расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени, отчества и фамилии, смерть. Акты гражданского состояния, совершенные по религиозным обрядам до образования или восстановления государственных органов записи актов гражданского состояния, не требуют последующей государственной регистрации (ст. 3, п. 3) Государственная регистрация актов гражданского состояния граждан Российской Федерации за ее пределами осуществляется соответствующими консульствами Российской Федерации (ст. 4, п. 1).

Государственная регистрация актов гражданского состояния проводится в целях охраны имущественных и личных не имущественных прав граждан, а также интересов государства. Делопроизводство в органах записи актов гражданского состояния ведется на русском языке, а в случае установления субъектов федерации своего государственного языка - на нем и на русском языке (ст. 6, п. 5).

В законопроекте предусмотрен ряд новых правовых норм, в частности, определен порядок регистрации рождения ребенка, выношенного другой женщиной (суррогатной матерью) после имплантации эмбриона, зачатого подлинной матерью (ст. 16, п. 5), предоставлено право по заявлению матери вносить в запись акта о рождении ребенка данные о его отце в том случае, когда отцовство не установлено (в этом случае фамилия отца ребенка записывается по фамилии матери, а имя и отчество - по ее указанию) (ст. 17, п. 3), предусмотрена возможность не вносить в запись акта о рождении по желанию заявителя (родителей или других заинтересованных лиц) указания на национальность родившегося (ст. 22, п. 1). Эти нормы направлены на более полное гарантирование прав матери и ребенка. 4 июня 1997 г. законопроект принят в третьем чтении.

На закрепление правового положения культурных ценностей, перемещенных в годы Второй мировой войны на территорию СССР с территории Германии и ее бывших союзников, направлен Федеральный закон “О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации”. Этот закон был принят Думой 5 июля 1996 г., но отклонен Советом Федерации 17 июля 1996 г. Новая редакция, принятая 12 февраля 1997 г., учитывает замечания Совета Федерации, одобренные согласительной комиссией, созданной обеими палатами. Среди них наиболее существенными являются предложения членов Совета Федерации о включении в ст.4 Закона указания на то, что культурные ценности были перемещены на территорию СССР в осуществление компенсаторской реституции, о нахождении этих ценностей в федеральной собственности Российской Федерации, о гарантиях прав собственности вышедших из СССР республик на культурные ценности, вывезенные во время войны Германией и ее союзниками с их территории, о создании полномочного федерального органа по сохранению культурных ценностей и его функциях, о согласовании с органами государственной власти субъекта Федерации, на территории которого находятся перемещенные ценности, в случае их передачи иному государству. Дума подавляющим большинством голосов приняла предложения согласительной комиссии (докладчик Н.Н.Губенко). 4 апреля 1997 г. было преодолено президентское “вето” на этот закон. Но Президент и после этого отказался подписать закон, вернув его в Думу.

Большой резонанс вызвал принятый 20 февраля 1997 г. в первом чтении законопроект “Об ограничении оборота продукции, услуг и зрелищных мероприятий сексуального характера в Российской Федерации” (докладчик депутат С.С.Говорухин). Законопроект направлен на защиту интересов граждан, подвергающихся массированному воздействию худших образцов западной культуры и нравов, поощряющих сексуальную распущенность, что органически чуждо и миросозерцанию и вековым традициям россиян. Приняты также в первом чтении два законопроекта, предусматривающих изменение в соответствии с требованиями данного закона соответствующих положений Уголовного кодекса РФ, Кодекса РСФСР “Об административных правонарушениях”, Закона “О средствах массовой информации”, федеральных законов “О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации” и “О рекламе”.

Федеральный закон о творческих работниках и творческих союзах, принятый 5 марта в первом чтении - это третий специальный закон об отдельном виде общественных объединений после принятия рамочного Закона “Об общественных объединениях”. Концепция закона ограничивает круг рассматриваемых вопросов. Он содержит также новые понятия, как “творческий работник”, “творческая профессия”, “творческий союз”. Законом устанавливаются отношения органов государственной власти и местного самоуправления с творческими работниками и их союзами, трудовой и социальный статус творческого работника. Определены специфика, виды, территориальные сферы деятельности творческого союза - общественной организации, которая в соответствии с концепцией закона сочетает ряд различных функций, присущих и как профессиональному союзу, и как государственной организации.

Особое место в законе уделено финансовым и имущественным гарантиям творческих союзов, условиям их деятельности, пенсионному обеспечению, социальной защите и трудовым правам творческих работников и их объединениям.

Впервые в данном законе осуществлена попытка обеспечить юридическими, социальными и экономическими правилами творческого работника, не работающего по трудовому договору, или, иными словами, работника свободной профессии, труд и деятельность которого сегодня не регулируется российским законодательством.

Среди вопросов национальной культуры, постоянно находящихся в поле зрения Госдумы, - законопроект “О народных художественных промыслах”, принятый во втором чтении 25 апреля.

Определяя народные художественные промыслы как “неотъемлемое достояние народов” России, законопроект регулирует отношения в этой области на территории страны. В проекте закона закреплены основные понятия: народный художественный промысел, место традиционного бытования промысла, его художественно-стилевые особенности и т.п. Отдельной статьей 11 определяются основы государственной политики в области народных художественных промыслов.

В связи с приближающимся 200-летием со дня рождения А.С.Пушкина Госдума обратилась к президенту Российской Федерации с предложением установить в день рождения поэта - 6 июня - День национальной культуры. С предложением объявить 1999 год - годом А.С.Пушкина Государственная Дума обратилась к президентам и парламентам СНГ и стран Балтии.

Среди принятых законов необходимо отметить закон, регулирующий правовые основы статуса депутатов Государственной Думы.

25 апреля 1997 г. Государственная Дума приняла Федеральный закон “О внесении изменений в статью 27 Федерального закона “О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” (председатель рабочей группы Е.Б.Мизулина). Изменения предусматривают исключение из данного закона указаний на ограничение его действия рамками переходного периода. После вступления нового закона в силу основные гарантии депутатской деятельности будут распространены и на депутатов Государственной Думы настоящего и последующих созывов. В частности, в случае досрочного роспуска Государственной Думы депутаты должны получить компенсацию в размере заработной платы, которая им причиталась бы до установленного законом срока окончания их полномочий (т.е., по оценке эксперта Комитета Государственной думы по бюджету, налогам, банка и финансам, в общей сложности более 24 млрд. рублей на всех депутатов, считая с марта 1997 г.).

Государственная Дума утвердила 16 мая 1997 г. Постановление “О внесении дополнения в Регламент Государственной Думы Федерального Собрания - парламента Российской Федерации” (предложено В.Г.Вишняковым). Это постановление имеет нормативный правовой характер, так как включает в Регламент правовую норму, согласно которой Государственная Дума может обсудить вопрос о доверии Правительству лишь по истечении трех месяцев после внесения вопроса о недоверии (если таковой был внесен).

Уже 18 июня Государственная Дума вновь вернулась к федеральному закону “Об основах муниципальной службы в Российской Федерации” и приняла его в третьем чтении.

Назад   Вперед
Регламент Структура Депутаты Аналитика Библиография
 
Дизайн © 1999 НПП Гарант-Сервис