Аналитика и статистика
осенняя сессия 1997 года
   
    

 

1.3. Социальная политика

В период осенней сессии Государственная Дума приняла целый ряд важных законопроектов в области социальной политики, направленных на дальнейшее развитие пенсионного обеспечения, регулирование трудовых отношений, вопросов занятости населения, защиту интересов детей, ветеранов, инвалидов и других социально уязвимых категорий населения.

Важное значение для всей социальной политики государства имеет принятый 10 октября 1997 года Государственной Думой в редакции согласительной комиссии Федеральный закон “О прожиточном минимуме в Российской федерации”, который ранее неоднократно отклонялся и Советом Федерации и Президентом Российской Федерации. В настоящее время Федеральный закон подписан Президентом Российской Федерации. В принятой редакции исключены все спорные нормы, касающиеся выплаты пособия по бедности, сроков достижения размеров минимальной оплаты труда и пенсии, величины прожиточного минимума. Данный закон, в основном, устанавливает порядок определения и утверждения прожиточного минимума.

Вместе с тем, значение принятого закона состоит в том, что он может стать одной из основ новой концепции государственной социальной политики, во главу угла которой будет положен адресный подход к предоставлению различных льгот и социальной помощи только тем гражданам, доходы которых не достигают величины прожиточного минимума. Немаловажное значение имеет и тот факт, что данным законом впервые в стране законодательно закреплено понятие малообеспеченности. Так, в соответствии со статьей 6, семья, доход которой ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, считается малоимущей и имеет право на получение государственной социальной помощи.

По данным Госкомстата России в сентябре 1997 года прожиточный минимум составил в среднем по стране около 400 тысяч рублей, 31 млн. граждан имеют доходы ниже прожиточного минимума. Следует иметь в виду, что в настоящее время расчет величины прожиточного минимума ведется по Методике Минтруда России, которая не менялась с 1992 года и при определении величины прожиточного минимума учитывает, в основном, только стоимость набора продуктов питания. В результате того, что резко возросли цены на транспорт и жилищно-коммунальные услуги, публикуемая Госкомстатом России величина прожиточного минимума уже давно не соответствует его действительной величине, поскольку не обеспечивает элементарного выживания человека. Кроме того, использование этого показателя в качестве “черты бедности” искажает картину реальной бедности в российском обществе. В этой связи, чрезвычайно важны нормы принятого Федерального закона, устанавливающие, что величина прожиточного минимума должна включать в себя не только стоимость продуктов питания, но и стоимость наборов непродовольственных благ и услуг, которые должны будут устанавливаться в законодательном порядке.

Важное значение для восстановления и защиты сбережений граждан Российской Федерации имеет принятый 10 октября Федеральный закон “О базовой стоимости необходимого социального набора”, ранее отклоненный Президентом Российской Федерации ввиду отсутствия заключения Правительства Российской Федерации). Указанный Федеральный закон принят в развитие ранее принятых Федеральных законов “О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации” и “О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации”.

20 ноября Государственной Думой был также одобрен в ранее принятой редакции отклоненный Президентом Российской Федерации Федеральный закон “О внесении изменений в статью 7 Федерального закона “О ветеранах”. Указанным законом предусмотрено расширение круга лиц, имеющих право на присвоение звания “Ветеран труда”.

Значительное место в деятельности Государственной Думы в сентябре - декабре 1997 года по-прежнему занимали вопросы пенсионного законодательства.

Так, в сентябре Государственная Дума приняла сразу в трех чтениях Федеральный закон “О повышении минимального размера пенсий и порядке индексации, перерасчета государственных пенсий в Российской Федерации в 1997 году” В соответствии с данным законом с 1 октября 1997 года минимальный размер пенсии повышен до 76 533 рублей, а с 1 декабря - до 84 186 рублей. Закон подписан Президентом Российской Федерации.

29 октября 1997 года Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона “О порядке финансирования выплаты государственных пенсий”, который направлен на упорядочение взаимоотношений между федеральным бюджетом и бюджетом Пенсионного фонда, что в свою очередь позволит стабилизировать положение с выплатой пенсий.

Дело в том, что углубление финансового кризиса Пенсионного фонда Российской Федерации в настоящее время связано не только с неплатежеспособностью плательщиков страховых взносов и ростом задолженности по выплате начисленной заработной платы, но и постоянно увеличивающей нагрузкой по нестраховым выплатам из бюджета Пенсионного фонда. При этом, несмотря на законодательные положения о своевременном возмещении этих расходов Пенсионному фонду из федерального бюджета, средства на эти цели в полном объеме на перечисляются.

Так, в 1997 году расходы на выплату государственных пенсий , подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета, составят около 19,9 трлн. рублей. Федеральным законом “ О федеральном бюджете на 1997 год” предусматривается компенсировать Пенсионному фонду Российской Федерации лишь 7,6 трлн. рублей посредством прямого финансирования и около 8 трлн. рублей в счет погашения государственного долга. Таким образом на начало 1998 года Правительство Российской Федерации в очередной раз окажется крупным должником перед Пенсионным фондом.

Принятым законопроектом предлагается снять с Пенсионного фонда выполнение обязательств по выплатам, которые не обеспечиваются страховыми взносами работодателей и граждан, и передать их исполнение Правительству Российской Федерации непосредственно за счет средств федерального бюджета.

12 ноября Государственная Дума приняла в целом Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации ”О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и их семей”, который приводит в соответствие данный Федеральный закон с Законом Российской Федерации “О государственных пенсиях в Российской Федерации”. Согласно этому закону гражданам, неоднократно удостоенном звания Героя Советского Союза, Героя России или Героя Социалистического труда пенсия повышается в установленном порядке к каждому полученному званию.

24 октября Государственная Дума рассматривала проект федерального закона “О внесении изменений и дополнений в статью 87 Закона Российской Федерации “О государственных пенсиях в Российской Федерации”. Представленный председателем Комитета Государственной Думы по охране здоровья Н.Ф. Герасименко законопроект предполагает расширение круга медицинских работников, которым будет предоставлено право получать пенсию за выслугу лет при продолжении лечебной или иной работы по охране здоровья населения (в частности, такое право будет предоставлено медработникам в поселках городского типа). Против принятия законопроекта возражали Правительство Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике. По расчетам Правительства законопроект оценивается в 90 млрд. рублей, поскольку изменение порядка выплаты пенсий за выслугу лет повлечет за собой увеличение численности пенсионеров. Средства должны быть дополнительно выделены из Пенсионного фонда что может еще больше подорвать его бюджет, который в 1998 году впервые составлен уже с дефицитом 20 трлн. рублей. Кроме того, данная пенсия носит нестраховой характер, и может рассматриваться только как дополнительная оплата труда или как способ привлечения и закрепления кадров, чего можно достичь простой прибавкой к заработной плате. Законопроект был принят в первом чтении.

17 декабря был принят во втором чтении проект федерального закона “О внесении изменения в часть вторую статьи 112 Закона Российской Федерации “О государственных пенсиях в Российской Федерации”. Законопроект направлен на снятие ограничений по величине районного коэффициента при расчете максимальных трудовых пенсий.

Ряд законов, рассмотренных Государственной Думой в период осенней сессии, были направлены на социальную поддержку детей и инвалидов .

Так, 10 октября были приняты в третьем чтении сразу 3 федеральных закона, направленных на защиту прав и интересов детей - сирот, детей - инвалидов, инвалидов с детства, а также детей, оставшихся без попечения родителей, представленные заместителем председателя Комитета по делам женщин, семьи и молодежи А.В. Селивановым. Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, Закон Российской Федерации “ О государственных пенсиях в Российской Федерации” и Закон Российской Федерации “Об образовании” по вопросам, касающихся социальной защиты детей - инвалидов и инвалидов с детства” направлен на дальнейшую защиту прав и интересов детей - инвалидов и инвалидов с детства в части их медицинского обслуживания, пенсионного обеспечения, а также их реабилитации. Два других Федеральных закона: “О внесении изменений в статью 2 Закона Российской Федерации “О приватизации жилищного фонда Российской Федерации” и “О внесении изменений и дополнения в Жилищный кодекс РСФСР” предоставляют дополнительные гарантии детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в части обеспечения их жилой площадью и защищают права и интересы этих детей при приватизации жилых помещений.

15 октября Председатель Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи А.В.Апарина представила проект федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который направлен на более полное обеспечение социальных гарантий указанным категориям детей в части сохранения за ними прав на жилое помещение. Законопроект принят в первом чтении.

21 ноября Государственная Дума рассматривала проект федерального закона “О льготах на проезд на междугороднем транспорте для детей, нуждающихся в санаторно-курортном лечении”. Указанным законопроектом предлагается несовершеннолетним, нуждающимся в лечении, а также родителям или лицам, сопровождающим ребенка, один раз в год предоставить право на оплату проезда в размере 50% от стоимости билета. При этом учитывается материальное положение семьи и необходимость в санаторно-курортном лечении. Законопроект принят в первом чтении.

В отчетном периоде ряд законопроектов, принятых Государственной Думой был направлен на дальнейшее регулирование трудовых правоотношений, вопросов оплаты труда и занятости населения.

Так, 10 сентября был принят в первом чтении проект федерального закона “О дополнении статьи 15 Кодекса законов о труде Российской Федерации частью второй”. Суть закона состоит в том, чтобы предоставить право работнику и работодателю уже на стадии заключения трудового договора или контракта оговаривать условия неразглашения служебной или коммерческой тайны, осуществления прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также принципы материального поощрения работника за использование этих результатов. В ходе обсуждения законопроекта ряд депутатов высказали опасение, что в результате предложенной формулировки статьи может возникнуть ситуация, при которой трудящиеся будут лишены всякой информации о деятельности своего предприятия и предложили уточнить редакцию ко второму чтению.

15 октября 1997 года принят в первом чтении проект федерального закона “Об упорядочении оплаты труда работников бюджетной сферы”, внесенный Московской областной Думой. Докладывавший проект представитель Московской областной Думы О.М.Борисов напомнил депутатам, что с 1995 года ставка первого разряда ЕТС, которая устанавливается Правительством Российской Федерации, в нарушение действующего законодательства не индексировалась. Законопроектом предусмотрено установить тарифную ставку (оклад) первого разряда ЕТС Федеральным законом в следующих размерах:

с 1.01.98г.- не ниже 1,5 минимального размера оплаты труда;

с 1.06.98г.- не ниже 1,7 минимального размера оплаты труда;

с 1.12.98г.- не ниже 2,0 минимального размера оплаты труда;

Мнение Правительства Российской Федерации, изложенное заместителем Министра труда и социального развития Российской Федерации В.А. Январевым, о том, что в настоящее время на повышение заработной платы работникам бюджетных отраслей средств нет, не было принято во внимание большинством депутатов.

24 октября Государственная Дума рассматривала проект федерального закона “О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации, регулирующие вопросы занятости населения в Российской Федерации”. Суть данного законопроекта состоит в том, чтобы в целях стимулирования к активному поиску работы граждан, высвобождаемых с предприятий и организаций Крайнего Севера, в связи с их реорганизацией либо ликвидацией, сохранять за ними среднюю заработную плату на период трудоустройства на срок не свыше трех месяцев со дня увольнения, а не шести месяцев, как это предусмотрено действующим законодательством. Заработную плату на период трудоустройства на срок до шести месяцев предлагается сохранять в порядке исключения, по решению службы занятости, и только в том случае, если работник заблаговременно (в двухнедельный срок после увольнения) стал на учет в орган по трудоустройству. Законопроект принят в первом чтении.

10 декабря Государственная Дума приняла в третьем чтении Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в статью 16 Закона Российской Федерации “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях”. Суть законопроекта - приведение в соответствие ст. 16 указанного Закона и принятых ранее поправок к КЗоТ, которые предусматривают увеличение продолжительности отпуска по беременности и родам при многоплодной беременности с 70 до 84 дней.

Важное значение для лиц, пострадавших от последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, будет иметь принятый в первом чтении Государственной Думой проект федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”. Законопроектом предлагается ввести прямые ежемесячные компенсационные выплаты указанным категориям граждан за вред, причиненный их здоровью, вместо существующих выплат в размере возмещения вреда. Это, с одной стороны, значительно упростит применение закона и избавит соответствующие службы от проведения сложных расчетов, а с другой стороны - позволит пострадавшим четко знать сумму полагающейся им компенсации за причиненный ущерб здоровью. Кроме того устанавливаются одинаковые выплаты гражданам, получившим одинаковый вред здоровью (ранее такие выплаты осуществлялись в зависимости от среднемесячной заработной платы пострадавшего, что вызывало справедливые нарекания многих пострадавших). Также впервые предусматриваются компенсационные выплаты детям, получившим заболевания вследствие воздействия радиации.

Ряд законопроектов, рассмотренных Государственной Думой за период осенней сессии, регулируют финансовую де тельность государственных внебюджетных фондов.

Так, 18 декабря был принят в третьем чтении проект федерального закона “О тарифах страховых взносов в Пенсионных фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год”. Законопроектом предлагается сохранить на 1998 год тарифы страховых взносов в указанные фонды в размере, установленном на 1997 год.

Также в ноябре Государственная Дума рассматривала проект федерального закона “О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1997 год”. Бюджет Пенсионного фонда на 1997 год сформирован в сумме 176 триллионов рублей, включая средства федерального бюджета - 23,7 триллиона рублей. На пенсионное обеспечение направляется 155 триллионов рублей. В бюджете предусмотрена индексация пенсий в октябре и декабре 1996 года, с учетом которой минимальный размер пенсии (с компенсацией) составит к концу 1997 года 234,2 тыс. рублей, а средний размер пенсии - 365 тыс. рублей. Законопроект принят в первом чтении.

21 ноября Государственная Дума рассматривала проект федерального закона “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 1997 год”. Доходная часть бюджета в 1997 году составляет 34,3 триллиона рублей. Основная сумма доходов - страховые взносы. Расходная часть - 24,3 триллиона рублей, из которых большая часть идет на выплату пособий. Законопроект также принят в первом чтении.

За отчетный период Государственная Дума приняла в первом чтении также проекты федеральных законов “Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 1996 год”, “Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 1996 год” и “Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 1996 год”.

С целью улучшить положение со своевременной выплатой гражданам заработной платы, пенсий и других выплат Государственная Дума 12 ноября приняла в первом чтении проект федерального закона “О выплате пени в связи с нарушением сроков выплаты заработной платы, пенсий ,стипендий, пособий и других социальных выплат”. Ранее принятый Федеральным Собранием аналогичный закон был отклонен Президентом Российской Федерации в октябре 1996 года. Данный законопроект предусматривает финансовые санкции в виде пени в размере 0,3 процента от невыплаченных в установленные сроки сумм за каждый день просрочки. Правительство Российской Федерации не поддержало данный законопроект, аргументируя это прежде всего большой задолженностью работникам бюджетной сферы, которая составляет свыше 11 трлн. рублей и отсутствием соответствующих финансовых средств. Выступившие депутаты справедливо отметили, что государство, как субъект правоотношений, в первую очередь должно нести ответственность за своевременность выплат заработной платы, пенсий ,стипендий, пособий и других социальных выплат и законопроект был принят в первом чтении.

В этих же целях, в первом чтении, был принят проект федерального закона, подготовленный Комитетом Государственной Думы по законодательству и судебно - правовой реформе “О дополнении статей 198 и 199 Уголовного кодекса Российской Федерации”. Данным законопроектом предусматривается установление уголовной ответственности за уклонение от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Важное значение имеет принятый Государственной Думой 15 октября в целом Федеральный закон “О внесении дополнения в Закон Российской Федерации “О плате за землю”, который имеет своей целью предоставление льготы по уплате земельного налога для государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания. Следует отметить, что в настоящее время от уплаты земельного налога уже освобождены организации и учреждения образования, медицины, органов внутренних дел т. д. Данный закон позволит различным учреждениям социального профиля (территориальные центры социальной помощи семье и детям, социальные реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты для детей и подростков, дома ночного пребывания, дома для престарелых и инвалидов и т.д.) направить дополнительные финансовые средства на питание, лекарства и другие нужды тех, кто находится в данных учреждениях. Закон подписан Президентом Российской Федерации.

14 ноября Государственная Дума рассматривала в первом чтении два альтернативных проекта федеральных законов: “О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с упорядочением льгот на проезд”, внесенный членом Совета Федерации В.А.Яковлевым и “О порядке возмещения предоставляемых гражданам Российской Федерации льгот по проезду на всех видах общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения”, подготовленный Мурманской областной Думой. Суть законопроектов - упорядочение предоставления льгот для проезда на общественном транспорте льготных категорий пассажиров и изменение порядка их финансирования. В результате состоявшегося обсуждения принят в первом чтении проект федерального закона внесенный Мурманской областной Думой.

На состоявшемся 25 сентября внеочередном заседании Государственная Дума повторно рассматривала внесенный Правительством Российской Федерации пакет проектов федеральных законов по вопросам упорядочения предоставляемых социальных выплат и льгот.

В представленном пакете 11 законопроектов касались вопросов упорядочения социальных выплат и льгот различным категориям должностных лиц (работникам таможни, судов, прокуратуры, других правоохранительных органов, а также работников противопожарной службы) в части оплаты ими жилищно-коммунальных услуг, телефона, а также порядка проезда на транспорте. Большинство выступивших депутатов оценили законопроекты как направленные на отмену необходимых условий для нормальной работы правоохранительных органов. По всем 11 законопроектам было проведено поименное голосование, и ни один из них не был принят в первом чтении.

Суть остальных 4 законопроектов состояла в том, чтобы отменить льготы по 50-процентной оплате жилой площади для трудоспособных членов семей ветеранов труда, установить новые условия обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и ограничить максимальный размер указанного пособия, а также пособия по беременности и родам. Данные законопроекты также не были поддержаны депутатами в первом чтении.

В течение осенней сессии депутаты Государственной Думы, обеспокоенные чрезвычайной обстановкой в области здравоохранения, приняли ряд постановлений.

Так, 15 октября Государственная Дума, в связи с чрезвычайной обстановкой в Российской Федерации в области заболеваемости туберкулезом, приняла обращение “К Правительству Российской Федерации о чрезвычайных мерах по борьбе с туберкулезом в Российской Федерации”. Заболеваемость туберкулезом в России по сравнению с 1991 годом возросла на 98, 5 процента, и ее показатель составил в 1996 году 68 случаев на 100 тысяч населения. Заболеваемость туберкулезом детей возросла на 76 процентов - 13 случаев на 100 тысяч детей. Государственная Дума обратила внимание Правительства Российской Федерации на необходимость чрезвычайных мер по борьбе с туберкулезом и предложила принять федеральную целевую программу о неотложных мерах по борьбе с туберкулезом в России на период до 2000 года, внести предложения о финансировании в 1998 году мероприятий по оказанию лечебно-профилактической помощи больным в полном объеме и внести проект федерального закона о защите населения от туберкулеза и противотуберкулезной помощи.

14 ноября Государственной Думой было принято постановление “Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации “К Правительству Российской Федерации об усилении борьбы с распространением в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции). В обращении отмечается, что в России сложилась чрезвычайно напряженная эпидемическая обстановка, связанная с быстрым распространением ВИЧ-инфекции. Количество ВИЧ-инфекцированных, зарегистрированных за истекший период 1997 года, возросло в 12 раз по сравнению с аналогичным периодом 1996 года и превысило количество больных, зарегистрированных за предшествующие 10 лет. Государственная Дума обращает внимание Правительства Российской Федерации на необходимость принятия чрезвычайных мер по предотвращению надвигающейся эпидемии ВИЧ-инфекции и предлагает обеспечить финансирование в полном объеме федеральной целевой программы “Анти - ВИЧ\СПИД”; создать для координации этих вопросов специальную комиссию на федеральном уровне; организовать в средствах массовой информации активную пропаганду здорового образа жизни и принять необходимые меры, направленные на развитие промышленного производства отечественных лекарственных средств для лечения и диагностики ВИЧ-инфекции и СПИДа.

Назад   Вперед
Регламент Структура Депутаты Аналитика Библиография
 
Дизайн © 1999 НПП Гарант-Сервис