Аналитика и статистика
осенняя сессия 1997 года
   
    

 

1.2. Экономическая политика

За осеннюю сессию Государственной Думой принято в первом чтении 16 законопроектов, среди которых наиболее важными для продолжения экономических реформ следует отметить следующие:

Во втором чтении принято пять законопроектов.

В третьем чтении принято четыре закона, среди которых наиболее важными следует отметить:

Кроме того за осеннюю сессию Государственная Дума приняла в редакции, предложенной согласительной комиссией, отклоненный закон “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан (о регулировании правоотношений, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан” и одобрила четыре законы в ранее принятых редакциях:

  1. Об отходах производства и потребления.
  2. Земельный кодекс Российской Федерации.
  3. Об охране озера Байкал.
  4. О государственном регулировании развития авиации.

Основным разногласием между Парламентом, Президентом и Правительством остается вопрос продажи земли сельскохозяйственного назначения в частную собственность. Твердая позиция Государственной Думы в этом вопросе и стала основной причиной отклонения Президентом принятого Земельного кодекса Российской Федерации.

Несмотря на отрицательное отношение Президента к принятому Земельному кодексу, Государственная Дума, по-прежнему, считает, что в настоящее время в России отсутствуют необходимые экономические предпосылки для принятия решения по свободной продаже земель сельскохозяйственного назначения. Поэтому, вновь рассматривая 24 сентября 1997 года Земельный кодекс, Государственная Дума, не изменила своего отношения к этому вопросу и приняла его в ранее принятой редакции. Справедливости ради следует сказать, что в ряде субъектов Федерации имеются силы стремящиеся решить эту проблему на региональном уровне основываясь на 9 статье Конституции Российской Федерации, как например, в Саратовской области, где местные власти приняли такой закон. Однако это противоречит принятому Земельному кодексу, в той части, что местные органы власти могут передавать или продавать в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, аренду или срочное пользование гражданам или юридическим лицам на основании своих решений только земли, находящиеся в муниципальной собственности.

В настоящем виде Земельный кодекс содержит 142 статьи, которые подробно определяют полномочия всех уровней власти в Российской Федерации в отношении землепользования, методов управления земельными ресурсами, охраны земель, права собственности на землю, оборота земельных участков, платы за землю. Введение Земельного кодекса в действие, безусловно, окажет определяющее влияние на упорядочение земельных отношений в России и повысит эффективность использования земельных ресурсов.

Одобрен также в ранее принятой редакции Федеральный закон “Об охране озера Байкал”.

Отклонение данного закона по мнению Президента произошло по следующим причинам:

Однако депутаты, учитывая, что озеро Байкал является народным достоянием и сохранение его становится общенародной задачей, приняли закон в прежней редакции.

19 ноября Государственная Дума приняла в третьем чтении Федеральный закон “О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам”. Закон принят без обсуждения, поскольку все “за” и “против” были рассмотрены при принятии закона в первом и втором чтениях.

Данный федеральный закон имеет в настоящее время для Российской Федерации огромное значение, поскольку впервые создается механизм государственного контроля за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам, что несомненно будет способствовать выявлению физических лиц, скрывающих высокие доходы, и взиманию с них соответствующих налогов, независимо от их положения в обществе. Для этого устанавливаются два размера ограничений по покупкам и расходам. Первое ограничение связано с накопительной системой, второе с разовыми покупками.

20 ноября депутатами принят в первом чтении проект Федерального закона “О внесении дополнений в статью 4 Закона Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации” (о распространении на организации-импортеры обязанности уплаты налога на горюче-смазочные материалы). Необходимость внесения дополнений в закон вызвана тем обстоятельством, что норма закона “О дорожных фондах в Российской Федерации”, предусматривающая взимание налога на реализацию горюче-смазочных материалов, освобождает от уплаты такого налога на импортные поставки, что ставит в неравные условия поставщиков отечественных и импортных материалов. Таким образом, принятое в первом чтении дополнение в закон создает равные условия для конкуренции отечественных и импортных горюче-смазочных материалов и позволит увеличить поступление средств в Федеральный дорожный фонд. По оценке докладчика депутата Ю.М.Тена дополнительные средства, которые поступят в российскую казну, в бюджет и, в частности, в дорожный фонд, будут на уровне 0,5 триллиона рублей.

10 декабря Государственная Дума приняла в третьем чтении Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)”. Принятый закон имеет существенные отличия от ранее действующего в части предупреждения банкротства, сохранения и восстановления платежеспособности должника. Отныне единственной высшей инстанцией в процедуре банкротства становится суд, а государственные органы власти лишаются возможности напрямую “банкротить” предприятия и в этом главное достоинство новой редакции закона. В законе четко и конкретно определены меры по восстановлению платежеспособности должника, перепрофилированию в необходимых случаях производства, закрытию нерентабельных производств, ликвидации дебиторской задолженности, продажи части имущества, уступке прав требований должника, продаже предприятий с сохранением рабочих мест и ряд других норм, направленных на смягчение экономических и социальных последствий при банкротстве. Несомненно, данный закон занимает одно из ведущих мест в числе законов принятых Государственной Думой по экономической проблематике за осеннюю сессию.

Федеральный закон “О государственном регулировании авиации” 10 декабря единогласно одобрен Государственной Думой с учетом предложений Президента Российской Федерации. Представитель Президента РФ А.А.Котенков сообщил что основные причины отклонения в согласованной редакции устранены, а именно, снята норма о бюджетном финансировании, требующая заключения Правительства, которого не было, и согласован вопрос об ограничении участия иностранного капитала в создании авиационных организаций. Последнее было снято путем изменения понятия “авиационные организации”. Теперь под это понятие попадают авиационные предприятия, предусмотренные Воздушным кодексом, т.е. авиационные предприятия занимающиеся перевозочной деятельностью, а остальные авиационные организации подпадают под действие норм данного закона. Уточнен также предел участия иностранного капитала в размере до 25 процентов, что соответствует законодательству об акционерных обществах, а не 10, как было предусмотрено первоначальной редакцией.

19 декабря 1997 года Государственная Дума приняла в третьем чтении федеральный закон “Транспортный устав железных дорог Российской Федерации”. Первоначальное название законопроекта “Устав железных дорог Российской Федерации” в процессе обсуждения во втором чтении по предложению заместителя председателя Комитета по промышленности, строительству, транспорту и энергетике Госдумы Севенарда Ю.К. было изменено на: “Транспортный устав железных дорог Российской Федерации.

Данное изменение произошло по причине того, что Конституция РФ не содержит такой формы нормативного акта, как устав. Для того, чтобы придать данному нормативному акту статус федерального закона, потребовалась такая трансформация, поскольку устав может существовать только как внутренний акт, регламентирующий внутренний распорядок в организации.

Назад   Вперед
Регламент Структура Депутаты Аналитика Библиография
 
Дизайн © 1999 НПП Гарант-Сервис