Аналитика и статистика весенняя сессия 1996 года |
||||
![]() |
В результате сложного согласования позиций депутатских объединений и комитетов разработан проект Примерной программы законопроектной работы Государственной на 1996 год. Из 715 законопроектов, предложенных комитетами Думы, в проект вошло 292.
Реализация этой программы осуществлялась в период весенней сессии по следующим главным направлениям направлениям:
Ниже приводится обзор основных законопроектов и других решений , принятых Государственной Думой в весеннюю сессию.
В области государственного строительства в законодательной работе Госдумы в период вессенней сессии было несколько ключевых проблем:
Одним из наиболее активно рассматриваемых был вопрос местного самоуправления. Уже в начале сессии встал вопрос о перенесении сроков выборов в органы местного самоуправления и продлении полномочий глав местных администраций. С подобной инициативой выступил ряд краевых и областных законодательных собраний России.
Необходимость внесения изменений в сроки проведения выборов представительных органов местного самоуправления и в сроки принятия субъектами Российской Федерации законов, обеспечивающих осуществление установленных конституцией и законами прав граждан на местное самоуправление, обусловлена тем, что установленные Федеральным законом сроки не позволяют федеральным органам государственной власти и органам государственной власти субъектов Российской Федерации сформировать необходимую законодательную базу для проведения выборов органов местного самоуправления, создать финансовую и материальную основу для их самостоятельной деятельности. В принятом (сразу в трех чтениях) Федеральном законе “О внесении изменений в Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” сроки полномочий и проведения выборов продлены до 10 месяцев. Президент РФ отклонил принятый закон и предложил Госдуме вновь вернуться к нему, имея в виду увеличение сроков для проведения выборов в местные органы власти. Депутаты вернулись к рассмотрению этого закона 20 марта, но вето преодолеть не смогли.
В принятом в феврале в первом чтении Федеральном законе ”О неотложных мерах по реализации Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” был предложен ряд уточнений и конкретизирован общий курс в развитии самоуправления в стране - в частности, дано определение территорий местного самоуправления, механизма обеспечения проведения выборов, полномочий прав местных администраций, назначенных на должность государственными должностными лицами и органами государственной власти.
В связи с отклонением Советом Федерации Федерального закона “Об основах муниципальной службы в Российской Федерации”, принятом Госдумой 8 декабря 1995 года, на пленарном заседании повторно был рассмотрен данный законопроект и преодолено вето Совета Федерации. Данный Закон развивает и конкретизирует положения Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, в частности, предусматривает возможность для муниципальных служащих перехода на государственную службу с учетом их квалификационных разрядов с включением в стаж госслужбы стажа муниципальной службы. Важное практическое значение имеет распространение Федерального закона на муниципального служащего и членов его семьи в полном объеме прав государственного служащего в области пенсионного обеспечения, установление соотношения должностей муниципальной службы с государственными должностями госслужбы.
В марте-апреле по вопросам организации местного самоуправления, деятельности местных органов власти Госдума приняла еще ряд постановлений и законов. Это диктовалось реальной жизнью. Выбранные на двухгодичный срок законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Указом Президента от 17 сентября 1995 года № 915 получили право самостоятельно, без проведения выборов продлевать свои полномочия на различные сроки. В то время, как в соответствии с Указом Президента № 315 от 2 марта 1996 года на данные органы не распространяется норма о двухгодичном сроке полномочий в случае принятия ими решения о переносе сроков своих выборов. В этой связи Госдума в постановлении “О практике продления законодательными (представительными) органами власти субъектов Российской Федерации своих полномочий” поручила комитетам подготовить обращение в Конституционный Суд Российской Федерации запроса о соответствии Конституции указа Президента Российской Федерации, что и было сделано.
В связи с прекращением 27 марта 1996 года полномочий Законодательного собрания Кемеровской области отдельным постановлением от 3 апреля Госдума рекомендовала Президенту назначить выборы в областное Собрание на 16 июня, продлив срок его полномочий до этой даты. Параллельно с этим Госдума на своем заседании 10 апреля вернулась к рассмотрению отклоненного Президентом Федерального закона “О внесении изменений в Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (принят Государственной Думой 23 февраля), ключевым звеном которого также являются сроки проведения выборов органов и должностных лиц местного самоуправления (поправки в закон касались соответственно статьи 58 (пункт 2), статьи 62 (пункты 1 и 2). В предыдущем решении Госдума продлевала сроки проведения выборов до 10 месяцев. На этот раз законопроект предлагал 16 месяцев. При этом в случае, если после этого срока (до 1 января 1997 года) органы местного самоуправления выборы не провели, то их полномочия истекают. Данный Федеральный закон был принят 10 апреля сразу в трех чтениях.
В этом же контексте рассматривался и был принят (3 апреля) в первом чтении Федеральный закон “О внесении дополнения в статью 30 Федерального закона “Об основах государственной службы Российской Федерации”. Учитывая положение, сложившееся в составе большинства законодательных органов субъектов Федерации, где около одной трети депутатов состоят на государственной службе, Федеральный закон предусматривает совмещение депутатской деятельности для госслужащих на срок, на который они были избраны, при этом вступление в силу закона должно произойти через три месяца со дня его официального опубликования.
Государственная Дума повторно (12 апреля) вернулась к рассмотрению отклоненного Президентом (23 марта) Федерального закона “Об основах муниципальной службы в Российской Федерации”, в соответствии с которым субъекты Российской Федерации в свою очередь должны принять свои законы о муниципальной службе. По итогам обсуждений предложенный федеральный закон был принят в прежней редакции.
Очередной пик внимания палаты к проблемам местного самоуправления возник в июле.Выступая на заседании Госдумы, председатель Комитета по вопросам местного самоуправления Поляков А.А. отметил, что работа его Комитета позволяет сделать вывод о том, что “неоправданная задержка с разработкой и принятием необходимого для местного самоуправления законодательства на федеральном уровне не только тормозит создание системы местного самоуправления в регионах, но и приводит к прямой дискредитации органов местного самоуправления и самого принципа самостоятельного решения или вопросов местного значения” (10.07.96.).
Рассмотрев представленную в этой связи информацию Комитета по вопросам местного самоуправления, Государственная Дума приняла Постановление “О ходе исполнения Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” и обеспечении конституционных прав населения на самостоятельное решение вопросов местного значения”.
В целях реализации прав населения на осуществление местного самоуправления, гарантированных Конституцией и Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, Государственная Дума предложила Президенту Российской Федерации принять меры, обеспечивающие самостоятельность и достаточность местных бюджетов, а также исполнение органами государственной власти субъектов РФ положений Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.
Правительству Российской Федерации предложено обеспечить финансирование Федеральной программы государственной поддержки местного самоуправления; провести правовую экспертизу законодательства субъектов Российской Федерации по вопросам местного самоуправления на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральному законодательству.
Генеральной прокуратуре рекомендовано усилить надзор за исполнением органами государственной власти субъектов Федерации Конституции Российской Федерации и Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” при принятии нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам местного самоуправления, а комитету Государственной Думы по законодательству и судебно-правовой реформе разработать правовую процедуру согласования нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации с федеральным законодательством.
Данное Постановление не только систематизирует круг проблем местного самоуправления, но и позволяет в его развитие принять ряд законодательных актов, укрепляющих правовую базу самоуправления.
Среди них - принятый во втором чтении 10 июля закон “Об обеспечении конституционных прав населения на местное самоуправление в Российской Федерации”, который вводит правовые нормы прямого действия по реализации конституционных прав населения на местное самоуправление в субъектах Российской Федерации, не осуществивших законодательное регулирование местного самоуправления в пределах своей компетенции в соответствии с Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.
Федеральный закон “О внесении дополнения в Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, принятый 10 июля в первом чтении, дополняет статью 57 новым пунктом 3 в соответствии с которым федеральным законом могут быть установлены временные нормы, регулирующие правоотношения, отнесенные настоящим Федеральным законом к ведению субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, но не урегулированные правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. При этом указанные нормы действуют до принятия соответствующих правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Федеральный закон “О внесении дополнений в Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации” ориентирован на заполнение ряда правовых пробелов в регулировании отношений, связанных с выборами в Российской Федерации.
Необходимость его принятия диктуется тем, что: во-первых, отсутствуют гарантии обязательности выборов на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления. В отсутствии правового регулирования избирательных кампаний вопросы назначения и проведения выборов решаются должностными лицами исполнительной власти; во-вторых, в осуществлении избирательной практики обнаружились явления, которые не имеют решений в законах, т.е. возник правовой вакуум. Например, ряд представительных органов краев и областей Российской Федерации попали в ситуацию, когда истекли их полномочия, выборы не назначены и нет таких конституционных органов, которые имеют право назначать выборы; в-третьих, законы о выборах Президента Российской Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации при неназначении выборов предусматривают проведение выборов Центральной избирательной комиссией. Однако не решены вопросы конкретных сроков и механизма проведения выборов.
Отдельный Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР”, принятый также 10 июля закрепляет законодательную базу самоуправления и в этой сфере. В частности, он лишает судей формального права не принимать к производству дела, связанные с нарушением прав граждан на местное самоуправление, определяет срок о назначении даты выборов в органы местного самоуправления в пределах 15 дней со дня поступления соответствующей жалобы.
В первом чтении на заседании 24 апреля был принят ФЗ “Об адвокатуре в Российской Федерации”. В ФЗ вводится определение коллегии адвокатов, как негосударственной независимой самоуправляемой некоммерческой организации профессиональных юристов, добровольно объединившихся в целях оказания квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам; при этом эти объединения адвокаты могут создать по своему почину без предварительного получения разрешения госорганов. Закон дает определение содержания адвокатской тайны, расширяет права адвоката при оказании юридической помощи, предоставляет ему возможность самостоятельного сбора необходимых сведений, включает четкий перечень случаев, когда адвокат не может принять поручения.
Учитывая тот факт, что в настоящее время на территории РФ зарегистрировано 32 коллегии адвокатов, объединяющие около 3.000 юристов, ФЗ предусматривает действие на территории субъекта РФ только одной коллегии адвокатов. При этом, устанавливается двухгодичный срок добровольной реорганизации адвокатских организаций в каждом субъекте России.
В апреле-мае Госдума рассмотрела и отклонила еще два законопроекта о внесении ряда поправок в закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, предложенных Государственным Советом Республики Коми и Законодательным собранием Пермской области. Одна из причин этого – запоздала реакция данных представителей субъектов РФ, поскольку соответствующие изменения уже были сделаны Госдумой 22 апреля 1996 года.
Согласительная комиссия была создана в связи с рассмотрением изменений и дополнений в закон о местном самоуправлении, внесенных Липецким областным собранием депутатов. Данный законопроект предусматривает внесение изменений в понятийный аппарат ФЗ о местом самоуправлении и направлен на преобразование рамочных норм в нормы прямого действия. Помимо этого, по мнению Липецкого областного собрания, ряд основных понятий, терминов ФЗ “не обеспечивают четкое восприятие населением муниципальных образований предлагаемой системы органов местного самоуправления и их должностных лиц”, в связи с чем делается попытка их содержательного уточнения.
В это же время в третьем чтении был принят ФЗ “О внесении дополнений в статью 30 ФЗ “Об основах государственной службы Российской Федерации”, внесенных по инициативе Парламента Республики Северная Осетия–Алания, Сахалинской областной Думы и ряда депутатов ГД. Дополнение касается вопросов о совмещении должности государственного служащего и депутата органа местного самоуправления и сроков их полномочий. В принятом федеральном законе ограничение, установленное для государственных служащих, не распространяется на депутатов представительных органов субъектов РФ и депутатов органов местного самоуправления, избранных до вступления в силу настоящего ФЗ и до окончания срока, на который они были избраны.
В период весенней сессии ряд рассмотренных Госдумой вопросов касался проблем Крайнего Севера. Вслед за принятием 26 апреля 1996 года постановления “Об обращении ГД ФС РФ к Председателю Правительства РФ В.С.Черномырдину в связи с критической ситуацией, сложившейся с поставками продукции (товаров) в район Крайнего Севера и приравненных к ним местностей”.
Такой закон уже принимался Госдумой 8 декабря 1995 года, но был отклонен Советом Федерации 7 февраля с.г., и его последний вариант – результат совместной работы согласительной комиссии двух палат. Принятый 15 мая федеральный закон устанавливает систему организационных, правовых и финансовых мер государственной поддержки отдельных категорий граждан при их переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для постоянного проживания в другие регионы РФ и в государства, ранее входившие в состав СССР. Он направлен на решение социальных, экономических и демографических проблем районов Крайнего Севера.
В преддверии президентских выборов ключевым в сфере государственного строительства стал принятый законопроект “О вступлении в должность вновь избранного Президента Российской Федерации”, отклоненный, однако, Президентом РФ.
Вступление в должность вновь избранного Президента Российской Федерации частично регулируется частями первой и второй статьи 82, частью первой статьи 92, частью второй статьи 111 и статьей 116 Конституции Российской Федерации, а также статьей 60 Федерального закона “О выборах Президента Российской Федерации”. Однако указанные нормы не охватывают всего комплекса правоотношений, возникающих при вступлении в должность высшего должностного лица в Российской Федерации. Эту задачу призван решить представленный Федеральный закон “О вступлении в должность вновь избранного Президента Российской Федерации”.
Настоящий Федеральный закон явился первым законодательным актом, регламентирующим деятельность главы государства. Выбор предмета регулирования в данном случае обоснован тем, что вступление в должность является первой после избрания стадией официальной деятельности Президента Российской Федерации.
Закон определяет порядок действий Президента Российской Федерации, иных должностных лиц при передаче и принятии полномочий главы государства. Конкретные формы взаимодействия должностных лиц устанавливаются исходя из принципов конституционности, преемственности и обновления государственной власти.
В целях обеспечения совместными усилиями общественного согласия предлагаемый закон вводит в российское конституционное законодательство новый для России государственно-правовой институт “официального согласия” между действующим Президентом Российской Федерации, прекращающим исполнение полномочий, и вновь избранным Президентом Российской Федерации.
Закон определяет порядок церемонии принесения присяги Президентом Российской Федерации, порядок передачи и принятия государственного имущества, связанного с исполнением полномочий главы государства. Самостоятельная глава закона устанавливает порядок сложения Правительством Российской Федерации своих полномочий перед вновь избранным Президентом Российской Федерации, вступившим в должность. В законе определяются материальные, финансовые и иные вопросы, связанные с передачей властных полномочий главы государства. Закон в ряде статей устанавливает обязанность должностных лиц содействовать передаче и принятию полномочий главы государства, определяет ответственность за воспрепятствование этому.
![]() |
![]() |
Регламент | Структура | Депутаты | Аналитика | Библиография |
Дизайн © 1999 НПП Гарант-Сервис |