Аналитика и статистика весенняя сессия 1996 года |
||||
![]() |
Международная деятельность Государственной Думы в первой половине 1996 года подтверждает, что налаженный в ходе двухлетней работы межпарламентский диалог с большинством стран мира получает последовательное развитие. Более четко обозначившиеся приоритеты, прежде всего межпарламентская активность на пространстве СНГ, удачно дополняют традиционно сложившиеся контакты, способствуют выправлению некоторых имевших место перекосов в географии связей.
Отдел межпарламентских связей Аппарата Государственной Думы был преобразован за рассматриваемый период в Управление. Внутри него произведена существенная реорганизация, позволившая рельефнее определить основные направления работы с акцентом на содержательные, информационно-аналитические аспекты. Разработано и утверждено Положение об Управлении, в котором закреплены эти и другие нововведения.
Заметны возросшие объемы и интенсивность международных связей Государственной Думы по сравнению с аналогичным периодом 1995 года. Большее внимание стало уделяться содержательной, качественной стороне обменов.
Состоялось 8 официальных визитов делегаций Государственной Думы во главе с ее Председателем Г.Н.Селезневым в зарубежные государства (Болгарию, Швецию, Украину, Армению, КНДР, Монголию, Венгрию и Азербайджан). Делегации во главе с заместителями Председателя Государственной Думы выезжали за рубеж 17 раз. Для сравнения: за весь 1995 год состоялось 7 визитов Председателя Государственной Думы и 18 визитов его заместителей.
Получают развитие прямые связи по линии международных и профильных комитетов Государственной Думы и зарубежных парламентов, что придает межпарламентскому диалогу большую профессиональную направленность. За первое полугодие было организовано 9 поездок комитетов Государственной Думы и принято в Москве с рабочими визитами 3 делегации комитетов зарубежных парламентов, состоялось 124 индивидуальных и других выездов депутатов Государственной Думы и 30 поездок сотрудников Аппарата.
Визиты в Россию зарубежных парламентских делегаций в немалой степени ставились в зависимость от президентских выборов в России; в качестве возможных сроков предлагались чаще всего осень-зима текущего года. Вместе с тем были осуществлены визиты делегации Верховного Совета Белоруссии во главе с Председателем Верховного Совета С.Г.Шарецким, парламента Греции во главе с Председателем парламента А.Какламанисом, парламента Перу во главе с Председателем парламента М.Чавес и Национального Собрания Камеруна во главе с заместителем Председателя Национального Собрания Н.Кене. Всего в России побывало 15 делегаций.
В ходе визитов просматривалось стремление сторон наполнить межпарламентские связи реальным содержанием, сконцентрировать дискуссии на наиболее актуальных вопросах международных и двусторонних отношений, вести дело к принятию соглашений (протоколов) о межпарламентском сотрудничестве.
Депутаты Государственной Думы принимали, как и прежде, активное участие в работе международных парламентских организаций. Именно эти контакты, осуществляемые по долгосрочным планам, оказались практически не подверженными колебаниям внутриполитической обстановки в России.
В январе с.г. во фракции и депутатские группы была направлена циркулярная информация о квотах России в межпарламентских организациях. На основании кандидатур фракций 19 марта с.г. Совет Государственной Думы утвердил новые составы “думских” частей постоянных делегаций Федерального Собрания в этих организациях. Большинство депутаций возглавляют заместители Председателя Государственной Думы; в состав делегаций вошли депутаты, работавшие в них и в первом созыве, что позволило обеспечить необходимую преемственность.
Важнейшим событием прошедшего полугодия следует считать вступление России в Совет Европы. Данное решение, принятое Парламентской ассамблеей Совета Европы (ПАСЕ) и утвержденное Комитетом министров СЕ в апреле с.г., несомненно, представляет собой крупную дипломатическую победу России, немалый вклад в которую внесли российские парламентарии. Новым подтверждением возрастающего авторитета России в европейских структурах явилось избрание ее представителя заместителем Председателя ПАСЕ.
Полноправное участие России в Совете Европы при всей его значимости и международной престижности создает и определенные проблемы. С одной стороны, на страну наложены обширные международные обязательства в гуманитарной и юридической сферах, и ПАСЕ намерена контролировать их выполнение. С другой стороны, резко возрос объем целиком ложащейся на Управление межпарламентских связей, связанной с крайне плотным графиком работы ПАСЕ (каждый квартал – заседания 13 комиссий и сессия), что потребует, очевидно, создания специального небольшого аппарата при Секретариате ПАСЕ.
Члены делегации Федерального Собрания в ПАСЕ приняли участие в 13 заседаниях различных комиссий за рубежом, в трех частях 47-й сессии ПАСЕ в Страсбурге, а также в Региональной конференции по проблемам беженцев (Женева), в семинаре с участием скандинавских и балтийских стран (Хельсинки – Стокгольм) и коллоквиуме по международному гуманитарному праву (Прага). В январе в Москве было проведено выездное заседание Комиссии по юридическим вопросам и правам человека, которому предшествовал визит докладчика по России от этой комиссии. В апреле состоялась конференция Совета Европы по проблеме местных финансов (по линии программы LODE). В мае-июне в России трижды побывала Комиссия ПАСЕ ad hoc (по Чечне), посетившая Москву, Грозный, Назрань и Урус-Мартан.
Возросшую активность приобрела деятельность делегации Федерального Собрания в Парламентской ассамблее Черноморского экономического сотрудничества. С начала года депутаты приняли участие в двух заседаниях комитетов ПАЧЭС, а также Генеральной ассамблеи ПАЧЭС в Баку.
В апреле Москву посетила делегация Европарламента по связям с Россией.
Депутаты Государственной Думы – члены постоянной делегации Федерального Собрания в Парламентской ассамблее ОБСЕ – принимали активное участие в мероприятиях по линии ПА ОБСЕ. Так, в январе и мае с.г. были проведены заседания Бюро ПА ОБСЕ и ее Постоянный комитет (Копенгаген).
Депутаты участвовали в работе пленарных заседаний и текущих мероприятий Межпарламентского союза (95-я конференция МПС), Североатлантической ассамблеи (сессия САА, различные стажировки депутатов), Европейской межпарламентской ассамблеи православия (визиты председателя ЕМАП в ПАСЕ, ПА ОБСЕ и штаб-квартиру ЕМАП в Афинах), Ассамблеи Западноевропейского союза (визит заместителя председателя АЗЕС), а также во Второй конференции парламентариев Арктического региона, Общеевропейской конференции по проблемам транспорта и др. (всего 14 мероприятий). После длительного перерыва в Думе на высоком уровне было принято руководство Северного совета; достигнута принципиальная договоренность о возобновлении нашего участия в сессиях этой организации на уровне наблюдателей.
ПАСЕ, ПА ОБСЕ, Европейский парламент и ряд национальных парламентов направляли многочисленные миссии наблюдателей на оба тура президентских выборов в России. Силами Управления составлялись программы их пребывания. Наблюдатели встречались с кандидатами в президенты, посетили ряд избирательных участков в Москве, Cанкт-Петербурге, а также в различных регионах России.
В первом полугодии 1996 года все в большей степени определяющей тенденцией в странах Содружества становилось углубление связей с Россией, наращивание интеграционных процессов. Подписание на высшем уровне Договора о Сообществе России и Белоруссии (2 апреля с.г.) и Договора между Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Российской Федерацией об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях (29 марта с.г.) явились весомой основой для активизации сотрудничества, вызвали к жизни новые межпарламентские объединения.
29 апреля подписано Соглашение о Парламентском собрании Сообщества России и Белоруссии, а 25 июня в г.Смоленске прошла первая сессия собрания. Сессия утвердила Регламент его работы, избрала Председателя и заместителей Председателя Парламентского собрания, образовала постоянные комиссии, рассмотрела другие организационные вопросы.
28 мая с.г. в г.Бишкеке подписано Соглашение о Межпарламентском комитете Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Российской Федерации. Ведется работа по подготовке первой сессии комитета (ориентировочно – 14 сентября с.г. в Санкт-Петербурге).
Делегация Государственной Думы приняла участие в седьмом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств–участников СНГ (16–17 февраля, г.Санкт-Петербург).
Дальнейшее развитие получило двустороннее сотрудничество с парламентами стран СНГ.
Состоялись официальные визиты делегаций Государственной Думы во главе с ее Председателем:
Управление межпарламентских связей оказывало информационное и организационное содействие депутатам Государственной Думы, выезжавшим в страны СНГ.
Придавая принципиально важное значение развитию межпарламентских отношений со странами–членами Содружества, руководство Государственной Думы приняло решение об образовании Отдела межпарламентского сотрудничества со странами СНГ Управления межпарламентских связей.
Управление принимало участие в организационном и протокольном обеспечении встреч Председателя Государственной Думы с зарубежными гостями. За отчетный период было проведено 67 встреч, в том числе:
Паспортно-визовая группа Управления в I полугодии оформила 346 паспортов, в том числе:
а) дипломатических – 201
б) служебных – 62
в) общегражданских – 83
На оформление виз через Департамент консульской службы МИД РФ подано 212 заявок. Всего оформлено в 33 страны 588 виз, из них 406 дипломатических и 182 служебных. По 25 заявкам различных подразделений Государственной Думы оказана визовая поддержка 57 иностранным гражданам.
Управлением подготовлены и представлены на рассмотрение Председателя Госдумы предложения о совершенствовании порядка выездов за рубеж и оформления соответствующих документов.
В целях отработки контактов с коллегами из Аппарата Совета Федерации была проведена встреча на уровне руководства двух Управлений и их отделов. Налажен обмен информационными и иными материалами, что положительно сказывается на координации международных связей обеих палат Федерального Собрания. Управление последовательно решает задачи совершенствования взаимодействия с Комитетом по международным делам и Комитетом по делам СНГ. Самое пристальное внимание уделяется согласованию принципиальных вопросов межпарламентских связей с МИД России.
![]() |
![]() |
Регламент | Структура | Депутаты | Аналитика | Библиография |
Дизайн © 1999 НПП Гарант-Сервис |