Аналитика и статистика
весенняя сессия 1996 года
   
    

 

9. Международная деятельность Государственной Думы

Международная деятельность Государственной Думы в первой половине 1996 года подтверждает, что налаженный в ходе двухлетней работы межпарламентский диалог с большинством стран мира получает последовательное развитие. Более четко обозначившиеся приоритеты, прежде всего межпарламентская активность на пространстве СНГ, удачно дополняют традиционно сложившиеся контакты, способствуют выправлению некоторых имевших место перекосов в географии связей.

Отдел межпарламентских связей Аппарата Государственной Думы был преобразован за рассматриваемый период в Управление. Внутри него произведена существенная реорганизация, позволившая рельефнее определить основные направления работы с акцентом на содержательные, информационно-аналитические аспекты. Разработано и утверждено Положение об Управлении, в котором закреплены эти и другие нововведения.

Двусторонние международные связи Государственной Думы

Заметны возросшие объемы и интенсивность международных связей Государственной Думы по сравнению с аналогичным периодом 1995 года. Большее внимание стало уделяться содержательной, качественной стороне обменов.

Состоялось 8 официальных визитов делегаций Государственной Думы во главе с ее Председателем Г.Н.Селезневым в зарубежные государства (Болгарию, Швецию, Украину, Армению, КНДР, Монголию, Венгрию и Азербайджан). Делегации во главе с заместителями Председателя Государственной Думы выезжали за рубеж 17 раз. Для сравнения: за весь 1995 год состоялось 7 визитов Председателя Государственной Думы и 18 визитов его заместителей.

Получают развитие прямые связи по линии международных и профильных комитетов Государственной Думы и зарубежных парламентов, что придает межпарламентскому диалогу большую профессиональную направленность. За первое полугодие было организовано 9 поездок комитетов Государственной Думы и принято в Москве с рабочими визитами 3 делегации комитетов зарубежных парламентов, состоялось 124 индивидуальных и других выездов депутатов Государственной Думы и 30 поездок сотрудников Аппарата.

Визиты в Россию зарубежных парламентских делегаций в немалой степени ставились в зависимость от президентских выборов в России; в качестве возможных сроков предлагались чаще всего осень-зима текущего года. Вместе с тем были осуществлены визиты делегации Верховного Совета Белоруссии во главе с Председателем Верховного Совета С.Г.Шарецким, парламента Греции во главе с Председателем парламента А.Какламанисом, парламента Перу во главе с Председателем парламента М.Чавес и Национального Собрания Камеруна во главе с заместителем Председателя Национального Собрания Н.Кене. Всего в России побывало 15 делегаций.

В ходе визитов просматривалось стремление сторон наполнить межпарламентские связи реальным содержанием, сконцентрировать дискуссии на наиболее актуальных вопросах международных и двусторонних отношений, вести дело к принятию соглашений (протоколов) о межпарламентском сотрудничестве.

Участие Государственной Думы в многосторонней межпарламентской деятельности

Депутаты Государственной Думы принимали, как и прежде, активное участие в работе международных парламентских организаций. Именно эти контакты, осуществляемые по долгосрочным планам, оказались практически не подверженными колебаниям внутриполитической обстановки в России.

В январе с.г. во фракции и депутатские группы была направлена циркулярная информация о квотах России в межпарламентских организациях. На основании кандидатур фракций 19 марта с.г. Совет Государственной Думы утвердил новые составы “думских” частей постоянных делегаций Федерального Собрания в этих организациях. Большинство депутаций возглавляют заместители Председателя Государственной Думы; в состав делегаций вошли депутаты, работавшие в них и в первом созыве, что позволило обеспечить необходимую преемственность.

Важнейшим событием прошедшего полугодия следует считать вступление России в Совет Европы. Данное решение, принятое Парламентской ассамблеей Совета Европы (ПАСЕ) и утвержденное Комитетом министров СЕ в апреле с.г., несомненно, представляет собой крупную дипломатическую победу России, немалый вклад в которую внесли российские парламентарии. Новым подтверждением возрастающего авторитета России в европейских структурах явилось избрание ее представителя заместителем Председателя ПАСЕ.

Полноправное участие России в Совете Европы при всей его значимости и международной престижности создает и определенные проблемы. С одной стороны, на страну наложены обширные международные обязательства в гуманитарной и юридической сферах, и ПАСЕ намерена контролировать их выполнение. С другой стороны, резко возрос объем целиком ложащейся на Управление межпарламентских связей, связанной с крайне плотным графиком работы ПАСЕ (каждый квартал – заседания 13 комиссий и сессия), что потребует, очевидно, создания специального небольшого аппарата при Секретариате ПАСЕ.

Члены делегации Федерального Собрания в ПАСЕ приняли участие в 13 заседаниях различных комиссий за рубежом, в трех частях 47-й сессии ПАСЕ в Страсбурге, а также в Региональной конференции по проблемам беженцев (Женева), в семинаре с участием скандинавских и балтийских стран (Хельсинки – Стокгольм) и коллоквиуме по международному гуманитарному праву (Прага). В январе в Москве было проведено выездное заседание Комиссии по юридическим вопросам и правам человека, которому предшествовал визит докладчика по России от этой комиссии. В апреле состоялась конференция Совета Европы по проблеме местных финансов (по линии программы LODE). В мае-июне в России трижды побывала Комиссия ПАСЕ ad hoc (по Чечне), посетившая Москву, Грозный, Назрань и Урус-Мартан.

Возросшую активность приобрела деятельность делегации Федерального Собрания в Парламентской ассамблее Черноморского экономического сотрудничества. С начала года депутаты приняли участие в двух заседаниях комитетов ПАЧЭС, а также Генеральной ассамблеи ПАЧЭС в Баку.

В апреле Москву посетила делегация Европарламента по связям с Россией.

Депутаты Государственной Думы – члены постоянной делегации Федерального Собрания в Парламентской ассамблее ОБСЕ – принимали активное участие в мероприятиях по линии ПА ОБСЕ. Так, в январе и мае с.г. были проведены заседания Бюро ПА ОБСЕ и ее Постоянный комитет (Копенгаген).

Депутаты участвовали в работе пленарных заседаний и текущих мероприятий Межпарламентского союза (95-я конференция МПС), Североатлантической ассамблеи (сессия САА, различные стажировки депутатов), Европейской межпарламентской ассамблеи православия (визиты председателя ЕМАП в ПАСЕ, ПА ОБСЕ и штаб-квартиру ЕМАП в Афинах), Ассамблеи Западноевропейского союза (визит заместителя председателя АЗЕС), а также во Второй конференции парламентариев Арктического региона, Общеевропейской конференции по проблемам транспорта и др. (всего 14 мероприятий). После длительного перерыва в Думе на высоком уровне было принято руководство Северного совета; достигнута принципиальная договоренность о возобновлении нашего участия в сессиях этой организации на уровне наблюдателей.

ПАСЕ, ПА ОБСЕ, Европейский парламент и ряд национальных парламентов направляли многочисленные миссии наблюдателей на оба тура президентских выборов в России. Силами Управления составлялись программы их пребывания. Наблюдатели встречались с кандидатами в президенты, посетили ряд избирательных участков в Москве, Cанкт-Петербурге, а также в различных регионах России.

Государственная Дума и Содружество Независимых Государств

В первом полугодии 1996 года все в большей степени определяющей тенденцией в странах Содружества становилось углубление связей с Россией, наращивание интеграционных процессов. Подписание на высшем уровне Договора о Сообществе России и Белоруссии (2 апреля с.г.) и Договора между Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Российской Федерацией об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях (29 марта с.г.) явились весомой основой для активизации сотрудничества, вызвали к жизни новые межпарламентские объединения.

29 апреля подписано Соглашение о Парламентском собрании Сообщества России и Белоруссии, а 25 июня в г.Смоленске прошла первая сессия собрания. Сессия утвердила Регламент его работы, избрала Председателя и заместителей Председателя Парламентского собрания, образовала постоянные комиссии, рассмотрела другие организационные вопросы.

28 мая с.г. в г.Бишкеке подписано Соглашение о Межпарламентском комитете Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Российской Федерации. Ведется работа по подготовке первой сессии комитета (ориентировочно – 14 сентября с.г. в Санкт-Петербурге).

Делегация Государственной Думы приняла участие в седьмом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств–участников СНГ (16–17 февраля, г.Санкт-Петербург).

Дальнейшее развитие получило двустороннее сотрудничество с парламентами стран СНГ.

Состоялись официальные визиты делегаций Государственной Думы во главе с ее Председателем:

Управление межпарламентских связей оказывало информационное и организационное содействие депутатам Государственной Думы, выезжавшим в страны СНГ.

Придавая принципиально важное значение развитию межпарламентских отношений со странами–членами Содружества, руководство Государственной Думы приняло решение об образовании Отдела межпарламентского сотрудничества со странами СНГ Управления межпарламентских связей.

Протокольное обеспечение и паспортно-визовой контроль

Управление принимало участие в организационном и протокольном обеспечении встреч Председателя Государственной Думы с зарубежными гостями. За отчетный период было проведено 67 встреч, в том числе:

Паспортно-визовая группа Управления в I полугодии оформила 346 паспортов, в том числе:

а) дипломатических – 201

б) служебных – 62

в) общегражданских – 83

На оформление виз через Департамент консульской службы МИД РФ подано 212 заявок. Всего оформлено в 33 страны 588 виз, из них 406 дипломатических и 182 служебных. По 25 заявкам различных подразделений Государственной Думы оказана визовая поддержка 57 иностранным гражданам.

Управлением подготовлены и представлены на рассмотрение Председателя Госдумы предложения о совершенствовании порядка выездов за рубеж и оформления соответствующих документов.

В целях отработки контактов с коллегами из Аппарата Совета Федерации была проведена встреча на уровне руководства двух Управлений и их отделов. Налажен обмен информационными и иными материалами, что положительно сказывается на координации международных связей обеих палат Федерального Собрания. Управление последовательно решает задачи совершенствования взаимодействия с Комитетом по международным делам и Комитетом по делам СНГ. Самое пристальное внимание уделяется согласованию принципиальных вопросов межпарламентских связей с МИД России.

Назад   Вперед

Регламент Структура Депутаты Аналитика Библиография
 
Дизайн © 1999 НПП Гарант-Сервис