Аналитика и статистика
весенняя сессия 1996 года
   
    

 

3. Законодательная деятельность Государственной Думы

Важнейшей задачей начального этапа работы весенней сессии Государственной Думы было определение приоритетов законодательной работы на ближайшую, среднесрочную и долгосрочную перспективу. В решении этого вопроса было важно найти оптимальное сочетание между преемственностью и обновлением. Накануне сессии в комитетах Государственной Думы на разных этапах разработки и законодательной процедуры находилось более 500 законопроектов, внесенных субъектами законодательной инициативы в прежнюю Думу, и их рассмотрение могло бы “загрузить” палату работой по крайней мере на два - два с половиной года. Однако такой подход воспроизвел бы недостатки в планировании законопроектной работы Думы первого созыва: тенденцию к численному доминированию среди рассматриваемых законопроектов актов, внесенных самими депутатами Думы, при относительно низкой по мировой практике активности Правительства РФ и совершенно недостаточной для федеративной России представленности среди инициаторов рассмотрения законопроектов субъектов Федерации.

Наиболее конструктивным вариантом Государственная Дума сочла составление программы своей законодательной работы, исходя из приоритетов, сформулированных действующими в ней политическими субъектами и с учетом имеющегося задела. Такие приоритеты были обозначены фракциями и депутатскими группами в ходе заседания 7 февраля 1996 года, специально посвященного этому вопросу.

В результате сложного согласования позиций депутатских объединений и комитетов был разработан проект Примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на 1996 год. Из 715 законопроектов, предложенных комитетами Думы, в проект вошло 292. (По оценке Первого заместителя Председателя палаты А.Н.Шохина, даже это количество превосходит объективно ограниченную “законодательную мощность” Думы). Во время весенней сессии в Думе состоялось 48 пленарных заседаний. И для того чтобы выполнить принятую программу, депутатам необходимо было рассматривать и принимать в среднем по 15 законопроектов на каждом заседании. Сегодня такая эффективность пока еще не достигнута, но процесс наращивания количества принятых законов от заседания к заседанию очевиден.

Программа законодательной работы включает в себя 8 разделов:

Согласование последнего раздела проекта программы потребовало особенно сложной работы, по его обсуждению проводились специальные совещания председателей комитетов Государственной Думы. Состоялись также совещания юридических служб палат Федерального Собрания и его партнеров по законодательному процессу – Президента и Правительства Российской Федерации, – в ходе которых были выяснены основные законодательные приоритеты этих основных (кроме членов парламента) субъектов права законодательной инициативы. Программа – не жесткая конструкция. Программа – для формирования Советом Государственной Думы двухнедельных календарей законодательной работы, при котором, конечно, учитываются и текущие реалии. Как бы то ни было, но с принятием программы создана основа планомерности законодательного процесса.

Законодательная деятельность палаты проходила в основном по следующим направлениям:

Предварительные итоги работы ГД за весеннюю сессию таковы (январь–17 июля 1996 года):

  1. Принято федеральных законов - 145 (в том числе 34 приняты Государственной Думой первого созыва и рассмотрены повторно в связи с отклонением Президентом Российской Федерации или Советом Федерации) из них:
  2. Принято проектов федеральных законов, всего - 67. Из них:

  3. Принято постановлений. Из них:

  4. Принято заявлений - 23

  5. Принято обращений - 23

Назад   Вперед
Регламент Структура Депутаты Аналитика Библиография
 
Дизайн © 1999 НПП Гарант-Сервис