Аналитика и статистика
весенняя сессия 1996 года
   
    

 

1. Структурирование палаты

Результаты выборов 1995 г. привели к значительным изменениям в представительстве партий и других общественно-политических объединений в Государственной Думе. Если на выборах 1993 г. 8 избирательных объединений и блоков набрали более 5% голосов избирателей по общефедеральному избирательному округу, то на выборах 1995 г. 5%-ный барьер смогли преодолеть лишь 4 избирательных объединения.

Наибольшего успеха добилась Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ). Она получила более чем в 3 раза больше депутатских мандатов по сравнению с выборами 1993 г. и сформировала крупнейшую фракцию в Государственной Думе второго созыва (см. таблицу № 1).

Таблица № 1.Распределение депутатских мандатов по результатам выборов в Государственную Думу Российской Федерации первого и второго созывов.

Результаты выборов 1993 г. Результаты выборов 1995 г.
Избирательные объединения и блоки Общее количество депутатских мандатов, полученных по общефедеральному избирательному округу и одномандатным округам Избирательные объединения и блоки Общее количество депутатских мандатов, полученных по общефедеральному избирательного округу и одномандатным округам
ВР 66 КПРФ 157
ЛДПР 64 НДР 55
КПРФ 48 ЛДПР 51
АПР 33 "ЯБЛОКО" 45
"ЯБЛОКО" 27 АПР 20
"Женщины России" 23 ДВР - ОД 9
ПРЕС 19 "Власть - народу!" 9
ДПР 14 КРО 5
Другие партии и объединения 22 Другие партии и объединения 22
Независимые депутаты 127 Независимые депутаты 77
Всего: 444 Всего: 450

Второе место по числу полученных на выборах 1995 г. депутатских мандатов заняло образованное в ходе этих выборов Всероссийское общественно-политическое движение "Наш дом - Россия" (НДР), которое образовало в Государственной Думе новую фракцию.

Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) получила на выборах 1995 г. меньше голосов избирателей, чем на выборах 1993 г., и по численности своей фракции в Думе переместилась со 2-го места на 3-е. На 4-м месте осталась фракция общественного объединения "ЯБЛОКО", но при этом она увеличила свое представительство в Думе почти в 1,5 раза.

Набрав более 5% голосов избирателей по общефедеральному избирательному округу, КПРФ, НДР, ЛДПР и "ЯБЛОКО" также добились победы своих кандидатов в целом ряде одномандатных избирательных округов. Общее количество полученных депутатских мандатов позволило всем им образовать свои парламентские фракции. В Государственной Думе первого созыва такое право получили все партии, объединения и движения, которые на выборах 1993 г. преодолели 5% барьер по общефедеральному избирательному округу. В настоящее же время действует норма Регламента Государственной Думы, согласно которой право на официальную регистрацию в Думе имеет только то депутатское объединение, численность которого составляет не менее 35 человек.

В силу этого ряд партий и других общественно-политических объединений, имевших в Думе первого созыва свои фракции, в результате выборов 1995 г. лишились такой возможности. Среди них оказался и блок "Выбор России" (ВР), чья фракция первоначально была самой крупной в Государственной Думе первого созыва. На выборах 1995 г. кандидаты от "Выбора России" баллотировались по списку избирательного блока "Демократический выбор России - Объединенные демократы" (ДВР-ОД). От этого блока было избрано лишь 9 депутатов, что не позволило ему создать свою собственную фракцию.

В аналогичном положении оказались политическое движение "Женщины России" и Партия российского единства и согласия (ПРЕС), не получившие на выборах 1995 г. достаточного количества депутатских мандатов, для того чтобы вновь образовать свои фракции в Думе. Демократическая партия России (ДПР), чья фракция также была представлена в Думе первого созыва, на выборах 1995 г. вообще не выставила кандидатов от своей партии.

Из других партий, ранее располагавших своими фракциями в Думе, Аграрная партия России (АПР) на выборах 1995 г. не преодолела 5%-ный барьер и ее кандидаты добились победы лишь в 20 одномандатных округах. Однако после определенной перегруппировки сил в Государственной Думе второго созыва, АПР и еще одно избирательное объединение - "Власть - народу!" - создали свои депутатские группы. Остальные избирательные объединения - "Конгресс русских общин" (КРО), "Женщины России", "Вперед, Россия!", "Блок Ивана Рыбкина", ПРЕС и др. - смогли получить всего от 1 до 5 депутатских мандатов в Государственной Думе второго созыва или вообще оказались непредставленными в новом депутатском корпусе.

В то же время в целом общее число депутатов Государственной Думы, избранных на выборах 1995 г. от различных партий, движений, объединений и блоков, значительно увеличилось по сравнению с выборами 1993 г. Соответственно, почти в 2 раза (с 127 до 77) уменьшилось число депутатов, выдвигавшихся не от партий и движений, а от групп избирателей и имевших статус независимых кандидатов. Этот фактор также оказал определенное влияние на последующую расстановку сил в Государственной Думе второго созыва.

Одним из существенных результатов выборов 1995 г. стало то, что на них был избран весь состав депутатского корпуса Государственной Думы в количестве 450 депутатов. Это еще одно важное отличие от выборов в Государственную Думу в 1993 г., на которых были избраны только 444 депутата. Тогда в пяти одномандатных избирательных округах в Республике Татарстан выборы были объявлены несостоявшимися, и там впоследствии прошли повторные выборы. Еще одно депутатское место - от избирательного округа в Чеченской Республике - так и осталось незанятым, так как за весь период полномочий Государственной Думы первого созыва в Чечне так и не удалось провести выборы в эту палату Федерального Собрания. На выборах же 1995 г. депутаты были избраны во всех избирательных округах на территории России.

Среди избранных депутатов 46 женщин (10,2%), 11 депутатов (2,5%) моложе тридцати лет, 44 (9,8%) - старше шестидесяти и 395 - в возрасте от 30 до 60 лет. Большинство депутатов - дипломированные специалисты, 52 - кандидаты наук и 30 - доктора наук; 209 человек, или 46,4% от общего числа депутатов, непосредственно перед избранием в Государственную Думу второго созываработали в законодательных органах. Среди них 157 депутатов Государственной Думы первого созыва и 15 бывших членов Совета Федерации. Более половины депутатов ранее уже избирались в законодательные органы - это бывшие народные депутаты СССР или Российской Федерации, депутаты Государственной Думы первого созыва, обладающие опытом профессиональной законодательной работы. Немало также депутатов, имеющих опыт работы в исполнительных структурах различных уровней, предпринимательской, производственной, социальной сферах, юристов и политологов, общественных деятелей.

Представляется интересным и анализ состава Думы с точки зрения возраста, социального положения, образования. Наибольшее число депутатов в возврате до 30 лет во фракции ЛДПР (8, или 15,7%), а депутатов старше 60 больше всего в КПРФ (21, или 14,3%) и в группе "Народовластие" (11, или 29.7%). КПРФ - единственное депутатское объединение, имеющее в своей составе рабочих (7, или 4,8%). Наибольшее число депутатов с ученой степенью в абсолютных цифрах во фракции КПРФ (18, или 12,2%), а в относительной численности - в депутатском объединении "ЯБЛОКО" (26,1% - 12 человек). Максимальный удельный вес депутатов с опытом работы в законодательных органах власти во фракции ЛДПР (60,8% - 31 человек), следующие за ней - это депутатская группа "Российские регионы" (58,1% - 25 человек), фракция "ЯБЛОКО" (56,5% - 26 человек), Аграрная группа и группа "Народовластие" (по 48,6%), фракция КПРФ (41,4%, или 61 человек) и НДР, в которой как в новой думской фракции удельный вес депутатов со стажем сравнительно невысок (24,2%, или 16 человек).

Среди различных профессиональных категорий, представленных в Государственной Думе второго созыва, наиболее многочисленной являются работники органов законодательной и представительной власти (см. таблицу № 2).

Таблица № 2. Депутаты Государственной Думы второго созыва, бывшие ранее работниками различных органов законодательной и представительной власти.

Депутаты Государственной Думы первого созыва 157
Члены Совета Федерации первого созыва 15
Народные депутаты Российской Федерации (1990-1993 гг.) 50
Народные депутаты СССР (1989-1991 гг.) 30
Депутаты законодательных и представительных органов субъектов Федерации 16
Депутаты городских законодательных и представительных органов местного самоуправления 4
Сотрудники аппаратов фракций Государственной Думы первого созыва 9
Сотрудники Аппарата Государственной Думы 1
Помощники депутатов Государственной Думы первого созыва 12
Сотрудники Аппарата Совета Федерации первого созыва 2
Помощники членов Совета Федерации первого созыва 1
Сотрудники аппаратов законодательных и представительных органов субъектов Федерации 1
Помощники депутатов законодательного и представительного органа субъекта Федерации 1

Таким образом, значительное число нынешних депутатов имеет определенный опыт работы в различных органах законодательной власти. При этом в Государственной Думе второго созыва уменьшилось число бывших народных депутатов Российской Федерации (с 68 до 51), но возросло число бывших депутатов СССР - до 31. Ценный опыт привнесли в Государственную Думу и 15 бывших членов другой палаты Федерального Собрания - Совета Федерации.

Также увеличилось с 18 до 22 и число депутатов, бывших непосредственно перед своим избранием в Государственную Думу депутатами или работниками законодательных и представительных органов власти на уровнях субъектов Федерации и местного самоуправления. Достаточно много депутатов нынешнего состава приобрели важный опыт работы в законодательных органах власти в качестве аппаратных работников в этих органах или помощников депутатов.

Общее число депутатов Государственной Думы второго созыва, работавших ранее (часто - по совместительству) в законодательных и представительных органах власти, насчитывает около 180 человек. В то же время число депутатов, имеющих опыт работы в Государственной Думе Российской Федерации, составляет всего 157 человек или 1/3 нынешнего депутатского корпуса. 293 депутата Думы второго созыва в январе 1996 г. впервые начали свою депутатскую деятельность на постоянной основе в законодательном органе общефедерального уровня и в настоящее время активно осваивают специфику парламентской работы.

Достаточно представительную категорию в Государственной Думе составляют депутаты, пришедшие из исполнительных органов власти и управления. Среди них - бывшие министры федерального Правительства, руководящие работники исполнительных органов власти в субъектах Федерации и на уровне местного самоуправления, сотрудники правоохранительных органов и военнослужащие. Всего в эту категорию депутатского корпуса входит 52 человека.

Помимо лидеров партийных фракций и депутатских групп, образованных в Государственной Думе второго созыва, в состав депутатского корпуса вошли также лидеры и руководители региональных организаций ряда партий и других общественно-политических объединений, фондов и движений, включая и профсоюзные организации. Эта категория депутатов насчитывает свыше 30 человек.

К числу самых многочисленных профессиональных категорий в депутатском корпусе Государственной Думы второго созыва относятся бывшие руководители и управленцы разного уровня в государственных, акционерных и частных предприятиях, а также в предпринимательских организациях. Численность этой категории депутатов, имеющих практической опыт работы в экономической сфере, составляет около 80 человек, причем характерно, что в настоящее время производственники и предприниматели состоят во всех без исключения фракциях и депутатских группах Государственной Думы. Наряду с представителями директорского корпуса и другими работодателями в нынешний состав депутатов входят 3 бывших рабочих и 4 бывших работников железнодорожного транспорта, причем все они прошли от избирательного объединения КПРФ.

В целом в числе кандидатов, ставших депутатами Государственной Думы второго созыва, были представлены самые различные профессиональные и социальные группы нашего общества, начиная от студентки и кончая пенсионерами и временно не работающими. Такой широкий спектр является одним из важных проявлений представительного характера состава этой палаты Федерального Собрания.

Приведенная статистика позволяет сделать вывод, что в Думе нового созыва довольно полно отражено многообразие современного российского общества.

Динамично прошло фракционное структурирование Государственной Думы второго созыва. Уже в первый день работы зарегистрированными депутатскими объединениями - фракциями КПРФ, ЛДПР, НДР и "Яблоко", депутатскими группами - Аграрная группа, "Народовластие" и "Российские регионы" - было охвачено 424 депутата и лишь 26 депутатов остались вне их. Напомним для сравнения, что в Думе первого созыва с первого захода сумели объединиться 402 депутата, а число депутатов вне зарегистрированных объединений редко становилось меньше 50. В Думе второго созыва произошло существенное укрупнение депутатских объединений: если в 1993-1995 годах средняя численность депутатского объединения колебалась в пределах 47 и 33, то в новой Думе она составила 60 человек. Особое место волею избирателей заняла фракция КПРФ, в составе которой 149 депутатов.

Столь же быстро прошло объединение в депутатские группы, приравненные по статусу к фракциям, - это так называемые независимых депутаты, выдвигавшиеся группами избирателей, а также блоками, не преодолевшими пятипроцентный рубеж.

Основу относительно быстрого урегулирования организационных вопросов заложило решение, принятое Думой практически единогласно уже в течение первого часа работы подавляющим большинством голосов ("за" 416 при одном "против" и одном воздержавшимся): палата решила впредь до специального решения руководствоваться в работе Регламентом Государственной Думы первого созыва. Это решение отнюдь не было чем-то само собой разумеющимся. Объективные интересы различных по численному составу и политической ориентации депутатских объединений и депутатов вне фракций легко могли побудить их попытаться пересмотреть в выгодном для себя направлении те или иные положения Регламента, тем более что он de jure утратил силу одновременно с окончанием срока ее полномочий. Единогласно согласившись работать в основе старого Регламента, новый депутатский корпус отдал предпочтение преемственности и балансу интересов. Таким образом он избежал длительных и утомительных дебатов по процедурным вопросам и, можно надеяться, заложил основу традиции, уже существующей во многих "старых" парламентах, где каждый новый состав подтверждает правила работы, апробированные предшественниками, традиционно единодушным голосованием.

Другое решение, принципиально важное для быстрого урегулирования организационных вопросов, состояло в том, что, избрав Председателя Думы (при этом, как и следовало ожидать, была реализована политическая воля крупнейшей фракции и ее союзников), палата распределила все остальные руководящие должности (заместителей Председателя, председателей и заместителей председателей комитетов, председателя Мандатной комиссии) пакетными решениями, с учетом пропорционального представительства фракций и депутатских групп. Альтернативой такого принципа могла бы стать попытка двух или нескольких депутатских объединений пренебречь на время принципиальными политическими и мировоззренческими различиями, чтобы сформировать некое чисто арифметическое большинство для решения организационных вопросов и продиктовать свою волю всем остальным фракциям. Не встав на этот путь, Дума избежала прецедента, который мог бы иметь для ее дееспособности и устойчивости весьма тяжелые последствия.

Таким образом, процесс структурирования палаты - создание депутатских объединений, выборы Председателя Государственной Думы и его заместителей, образование комитетов, утверждение их руководства и состава - был в основном завершен уже к концу января.

Назад   Вперед
Регламент Структура Депутаты Аналитика Библиография
 
Дизайн © 1999 НПП Гарант-Сервис