Аналитика и статистика
осенняя сессия 1996 года
   
    

 

1.3. Социальная политика

Работа Государственной Думы в октябре-декабре т.г. проходила на фоне забастовок, региональных энергетических кризисов, невыплат зарплаты, пенсий, пособий. Это самые острые и чрезвычайные из вопросов осени 1996 года.

Например, задолженность пенсионерам по выплате пенсий составляет в целом почти 14 трлн.рублей, около 6 трлн.рублей составляет задолженность по выплате детских пособий, задержки в выплате и без того невысокой заработной платы привели к тому, что она фактически перестала выполнять стимулирующую функцию.

Далеко не гладко проходило обсуждение бюджета-97. Практически все Председатели комитетов социальной сферы заявили о крайне недостаточном финансировании социальной политики. Так, С.В.Калашников, Председатель Комитета по труду и социальной политике, в частности, отметил, что “...голосуя за бюджет, Вы замораживаете ... все виды социальных пособий, оставляя их на уровне 1996 года, ... Вы замораживаете на уровне 1996 года заработную плату...” Н.Герасименко, возглавляющий Комитет по охране здоровья, заявил: цифры финансового проекта свидетельствуют, что здравоохранение не стало приоритетной сферой для Правительства РФ. И указал на необходимость особого финансирования программ по борьбе с туберкулезом, дифтерией, СПИДом. У председателя Комитета по делам ветеранов В.И.Варенникова вызвало недоумение отсутствие в проекте бюджета защищенной отдельной строки расходов на исполнение Закона “О ветеранах”, как было обещано министром финансов Александром Лившицем. Определенные в бюджете суммы на ветеранов только на 30 процентов обеспечивают необходимые потребности.

По расчетам Правительства, предусмотренные в бюджете - 97 средства позволят сохранить уровень государственной поддержки наименее защищенным слоям населения.

Бюджет во втором чтении принят, но работа над ним продолжается, острейшие социальные проблемы общества придется решать, изыскивая дополнительные возможности финансирования бюджетных отраслей.

Одной из самых главных задач сейчас является объединение усилий законодательной и исполнительной властей по обеспечению исполнения доходной части бюджета, что является основным условием поддержки действенной системы социальной защиты населения.

Снижение уровня жизни населения, хронические невыплаты зарплаты, пенсий и пособий поставили социальные проблемы в эпицентр общественной жизни России. Это нашло отражение в законотворческой деятельности Государственной Думы. За осеннюю сессию рассмотрено - 57 и принято - 24 федеральных закона социального блока.

Из принятых в третьем чтении 20 декабря федеральных законов безусловно принципиальное значение имеет ФЗ “О повышении минимального размера оплаты труда”. В соответствии с Законом с 1 января 1997 г. минимальный размер оплаты труда устанавливается в сумме 83490 руб. в месяц. Стипендии студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, учащимся образовательных учреждений среднего профессионального образования и начального профессионального образования, аспирантам, обучающимся с отрывом от производства в аспирантуре образовательных учреждений высшего профессионального образования и научно-исследовательских учреждений, а также соответствующие пособия и другие социальные выплаты гражданам устанавливаются уже исходя из определенного Федеральным законом минимального размера оплаты труда.

5 декабря во втором и третьем чтении принят Закон “Об упорядочении оплаты труда работников бюджетной сферы”.

В настоящее время действующая система регулирования заработной платы работников бюджетной сферы предусматривает только один законодательно устанавливаемый показатель - “минимальный размер оплаты труда”. С августа 1995 года тарифные ставки (оклады) Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы ни разу не пересматривались, хотя минимальный размер оплаты труда повышался не один раз. Размеры тарифных ставок (окладов) работников бюджетной сферы и тарифные коэффициенты определяются постановлениями Правительства Российской Федерации.

Законопроектом предусмотрено изменение системы регулирования оплаты труда работников бюджетной сферы. Предлагается первый разряд Единой тарифной сетки по оплате труда работников предприятий, учреждений и организаций бюджетной сферы устанавливать законом. Законопроектом вводится и элемент договорного регулирования заработной платы. Предлагается устанавливать тарифные коэффициенты Правительству Российской Федерации по согласованию с общероссийскими объединениями профсоюзов и общероссийскими объединениями работодателей.

Законом устанавливается соотношение между минимальным размером оплаты труда и первым разрядом Единой тарифной сетки. Размер соотношения определен таким образом, чтобы учесть возможности бюджетов всех уровней. Также размеры тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки являются базой для определения объемов финансирования расходов на заработную плату, определения размеров субсидий и трансфертов. На реализацию Закона в 1997 году потребуется дополнительных финансовых средств в бюджетах всех уровней 37,5 трлн.рублей в расчете на год.

Представляется, что принятый Закон соответствует основным направлениям политики Правительства в области оплаты труда, т.к. способствует решению проблем упорядочения и совершенствования заработной платы в бюджетной сфере.

5 декабря принят Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О федеральном бюджете на 1996 год” (в первом чтении был принят 9 октября 1996 года). Реализация данного закона потребует дополнительных материальных затрат из средств федерального бюджета в сумме 14177324,3 млн.рублей. В связи с этим Правительство Российской Федерации должно осуществить ряд неотложных мер по осуществлению финансирования выплаты компенсации Пенсионному фонду Российской Федерации расходов, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством РФ за счет средств федерального бюджета.

11 декабря был повторно рассмотрен и принят с учетом предложений согласительной комиссии палат Федерального Собрания РФ отклоненный Советом Федерации Федеральный закон “О федеральном бюджете на 1996 год”. Федеральным законом увеличивается финансирование начального профессионального образования на 2 триллиона рублей, а также расходы на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу и образование относится к числу защищенных статей федерального бюджета. Согласительная комиссия внесла дополнительную статью, согласно которой Правительство Российской Федерации должно внести на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона о переоформлении в государственный внутренний долг Российской Федерации задолженности по платежам за коммунальные услуги учреждений науки, образования, здравоохранения, культуры и искусства, финансируемых из федерального бюджета по состоянию на 1 января 1997 года, если эта задолженность образовалась вследствие задержки или неполного финансирования из федерального бюджета. Реализация на практике данного законопроекта послужит значительной поддержкой всем учреждениям, которые финансируются из бюджета.

На этом же заседании во 2 и 3 чтении был принят Федеральный закон “О внесении изменений в Федеральный закон “О федеральном бюджете на 1996 год”, внесенный Правительством РФ. Суть данного законопроекта заключается в том, чтобы выделить Пенсионному фонду РФ 2 триллиона рублей за счет сокращения расходов по международной деятельности.

5 декабря 1996 года в 1 чтении были приняты Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России)”, Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России) и в Закон РСФСР “О государственных пенсиях в РСФСР”. Проголосован Закон “О народных художественных промыслах”.

Во 2 чтении были приняты Законы “О внесении изменения в статью 7 Федерального закона “О ветеранах” и “О наркотических средствах и психотропных веществах”.

5 декабря Государственная Дума приняла постановление, в котором закрепляет в своей законотворческой деятельности приоритетность подготовки и принятия законодательных актов о социальной защите и поддержке семьи, детей и молодежи.

На заседании 4 декабря Государственная Дума приняла Федеральный закон, отклоненный Советом Федерации, с учетом редакции согласительной комиссии “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”.

Депутаты палаты 18 декабря не согласились с постановлением Совета Федерации об отклонении ФЗ “О внесении изменения в статью 17 Федерального закона “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей”. Закон был внесен в Государственную Думу Правительством РФ во исполнение поручения, содержащегося в Указе Президента России “Об усилении социальной поддержки одиноких матерей и многодетных семей” от 08.06.96 г. № 851. В соответствии с изменениями, внесенными в ст.17 ФЗ “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей” размер ежемесячного пособия на ребенка увеличивается на 100% на детей одиноких матерей, на 50% на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов или в других случаях, предусмотренных законодательством РФ, когда взыскание алиментов невозможно, а также на детей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.

5 декабря в 3-м чтении был принят Закон “О внесении изменений в Федеральный закон “О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)”. Суть изменений заключается в замене механизма страхования на механизм выплаты единовременных пособий лицам, работающим на предприятиях, учреждениях и организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, в случае заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей. Единовременные пособия устанавливаются, на день осуществления выплаты, в размере:

В случае, если произошла смерть инвалида от связанных с развитием ВИЧ-инфекции заболеваний, то каждому члену семьи выплачивается единовременное пособие в размере 300 минимальных размеров оплаты труда (на день выплаты пособия). Круг членов семьи, имеющих право на данное пособие, определяется в соответствии с Законом РСФСР “О государственных пенсиях в РСФСР”. Выплата единовременных пособий производится за счет средств федерального бюджета.

Правительство Российской Федерации устанавливает перечень предприятий, учреждений и организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения, работа в которых дает право на получение данных пособий, а также порядок назначения и выплаты этих пособий.

В осеннюю сессию депутаты палаты серьезно работали над проблемами пенсионного обеспечения и совершенствования Закона “О ветеранах”. Так, только 18, 20 декабря принято 4 федеральных закона по этим проблемам. Это: “О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О государственных пенсиях в РСФСР”. Принципиальное значение имеет статья 1, по которой “...Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан.

Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций...”

В Совет Федерации направлен принятый Государственной Думой ФЗ “О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы”.

В первом чтении 18 и 20 декабря приняты Федеральные законы “О порядке финансирования выплаты государственных пенсий” и “Об организации государственного пенсионного страхования в Российской Федерации”. Последний законопроект должен стать основой в правовом обеспечении проведения реформы пенсионного обеспечения в России. Он дает понятие государственного пенсионного страхования, определяет место, роль и задачи этого вида страхования в общей системе государственного социального страхования.

В ранее принятой редакции 20 декабря также проголосованы отклоненные Советом Федерации ФЗ “О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий” и “О внесении изменений в статью 10 Федерального закона “О ветеранах”. Данные Законы были приняты Государственной Думой в ноябре месяце. В целом за осеннюю сессию Государственной Думой принят ряд федеральных законов, регламентирующих деятельность различных фондов, от которых во многом зависит жизнеобеспечение населения. В частности, 18 декабря приняты в третьем чтении Законы “Об исполнении бюджета Государственного фонда занятости населения Российской Федерации за 1995 год”, “Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 1995 год”. Во 2 и 3 чтении принят ФЗ “Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 1995 год”.

Следует отметить, что Федеральные законы, принятые в третьем чтении, проходили рассмотрение в 1 и 2 чтении в октябре - ноябре.

В согласительной редакции был принят Федеральный закон “О бюджете Государственного фонда занятости населения Российской Федерации на 1996 год”. В статье 4 Закона устанавливается, что средства Фонда занятости централизуются на федеральном уровне за счет отчислений 20% от формируемых на территориях субъектов РФ сумм обязательных страховых взносов работодателей (вместо предлагаемых 50%). Действие настоящего Федерального закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 1996 года. Этот шаг предпринят для того, чтобы установить законодательную основу для отчислений в федеральную часть бюджета Фонда занятости в размере 20% на 1996 год, с намерением вернуться к этому вопросу при формировании бюджета Фонда в 1997 году. Статья 5 Закона предоставляет Федеральной службе занятости России право безакцептного списания средств, подлежащих перечислению в Федеральную часть, со счетов территориальных органов службы занятости.

В первом чтении принят проект ФЗ “О бюджете федерального фонда обязательного медицинского страхования на 1997 год”. Активную дискуссию в зале вызвал принятый во втором чтении проект федерального закона “О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год”. Внесший проект закона Комитет по труду и социальной политике ГД предложил оставить тарифы страховых взносов на уровне 1996 года, обратив внимание Правительства России на дальнейшее укрепление платежной и налоговой дисциплины для обеспечения полноты и своевременности уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Необходимая разработка принципиально нового механизма нормативно-правового регулирования государством социальной сферы, основанного на системе минимальных социальных стандартов. В частности, Правительством РФ рекомендованы для формирования региональных бюджетов уточненные (отраслевые нормативы Минкультуры России, Минобразования России, Минсоцзащиты России (на 3 июля 1996 г.). Дело за тем, чтобы ускорить разработку закона о государственных минимальных социальных стандартах.

Анализ принятых ГД за осеннюю сессию законов в социальной сфере свидетельствует о необходимости ускорения работы над Программой социальных реформ в Российской Федерации.

Назад   Вперед
Регламент Структура Депутаты Аналитика Библиография
 
Дизайн © 1999 НПП Гарант-Сервис