Аналитика и статистика
осенняя сессия 1996 года
   
    

 

1.2. Экономическая политика

За осенний период работы в октябре - декабре Государственной Думой было принято 29 законов по данному разделу.

Из данного числа законов в первом чтении было принято 18 законов, во втором чтении 1, в третьем чтении 10 законов.

В числе этих законов находятся законопроекты имеющие непосредственное отношение к дальнейшему углублению экономических реформ в Российской Федерации.

Законопроекты “О лицензировании отдельных видов деятельности” и “О лизинге” направлены в первую очередь на решение проблемы активизации инвестиционного процесса в сфере производства и аграрном секторе.

Если первый законопроект окажет серьезное влияние на предпринимательскую активность в стране, то второй будет способствовать стимулированию и инвестиций и подъему производства.

Закон “Об оценочной деятельности в Российской Федерации” позволит урегулировать деятельность профессиональных оценщиков для дальнейшего развития экономических реформ, что крайне необходимо, т.к. знание реальной рыночной стоимости объектов будет задействовано практически для всех случаев преобразования форм собственности и всех случаев перехода прав собственности.

Основное достоинство закона “О бухгалтерском учете” состоит в том, что принимаемый бухгалтерский учет является системой, позволяющей организации получать достоверную информацию о своей деятельности. Данный закон имеет рамочный характер, но он потребует от Правительства разработать и принять стандарты, соответствующие международным, что необходимо для дальнейшей интеграции России в мировую экономику.

Внесены очень важные изменения и дополнения в Гражданский кодекс Российской Федерации и в Закон “О несостоятельности (банкротстве) предприятий”, заключающиеся в усилении гарантий защиты прав граждан, пострадавших от недобросовестных финансовых компаний и разорившихся банков.

Более подробную информацию об этих и других законопроектах, принятых Государственной Думой в октябре-ноябре в области экономической политики, можно прочитать в Информационно-аналитических бюллетенях №8 и №9.

Среди экономических законопроектов, принятых Государственной Думой в последнем месяце осенней сессии и не нашедших отражение в ранее выпущенных Информационно-аналитических бюллетенях следует выделить принятый 15 декабря в первом чтении федеральный закон “О приватизации государственного имущества и общих принципах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации”

Законопроект, представленный Председателем Комитета по собственности, приватизации и хозяйственной деятельности Буничем П.Г., разработан исходя из значительно изменившихся качественных характеристик состояния российской экономики и произошедших со времени начала приватизации изменений в структуре собственности, основывается на принципе преемственности к соответствующему Закону Российской Федерации от 3 июля 1991 г со всеми его изменениями и обусловлен принятием Конституции и введением в действие Гражданского кодекса Российской Федерации, а также принятием ряда федеральных законов.

Согласно статьи 217 Гражданского кодекса приватизация федеральной собственности подлежит исключительно законодательному регулированию, а это значит что принятие данного закона является первоочередной задачей Государственной Думы.

В законопроект включены ряд принципиально новых положений по сравнению с действующими законодательными актами. Основными из них являются:

Значительная дискуссия возникшая вокруг законопроекта позволяет сделать вывод о том, что при доработке в закон будут внесены значительные поправки и дополнения.

4 декабря в первом чтении принят проект федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства”, внесенного депутатами Государственной Думы - членами Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам.

Данный законопроект направлен на законодательное уравнивание прав граждан Российской Федерации, имевших земельные участки до начала земельной реформы, и предусматривает перерегистрацию таких земельных участков в собственность бесплатно, даже если они превышают установленные нормы предоставления земли.

Однако законопроект предусматривает два ограничения:

Принятый в первом чтении 5 декабря закон “О защите конкуренции на рынке финансовых услуг” определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции и является составной частью антимонопольного законодательства. Закон дает возможность антимонопольному комитету, контролировать и не допускать злоупотребления в этой сфере, вплоть до выявления обоснованности и объективности установления процентных ставок.

Принятый в первом чтении закон “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации”, приводит в соответствие с Конституцией Российской Федерации право субъектов Российской Федерации создавать собственные территориальные фонды.

Необходимость внесения поправок в закон возникла в связи с созданием дорожных фондов в городах Москве и Санкт-Петербурге и принятого по этому факту постановления Конституционного суда, который отметил, что это право гарантировано Конституцией и предложил внести в действующий закон соответствующую поправку, а также определить единый критерий налогообложения для формирования дорожных фондов.

В соответствии с этими требованиями внесены поправки, в том числе в статью 2 пункт 1, согласно которым порядок образования и использования Федерального дорожного фонда Российской Федерации определяется Государственной Думой Российской Федерации, при этом расчеты субвенций и дотаций субъектам РФ определяются с учетом единой ставки налога на пользователей автомобильных дорог.

По предложению ряда депутатов и представителя Президента в Государственной Думе ко второму чтению следует определить источники поступления и размеры покрытия в федеральный Дорожный фонд в связи с образованием московского и санкт-петербургского дорожных фондов.

Дважды за осеннюю сессию Государственная Дума рассматривала отклоненный Федеральный закон “Лесной кодекс Российской Федерации”. В первый раз 23 октября в связи с отклонением Советом Федераций и 11 декабря в связи с предложениями и замечаниями Президента Российской Федерации. Закон принят по результатам работы согласительной комиссии Государственной Думы и Совета Федерации.

Лесной кодекс определяет правовые нормы использования, воспроизводства и защиты лесов с учетом повышения их экологического и ресурсного потенциала и содержит 138 статей, которые определяют понятия лесного фонда, объекты и субъекты лесных отношений, взаимоотношения федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.

Специальный раздел определяет права собственности на лесной фонд и на леса, не входящие в лесной фонд. Лесной фонд находится в федеральной собственности. В соответствии с федеральным законом допускается передача части лесного фонда в собственность субъектов Российской Федерации.

Настоящим Кодексом определен порядок предоставления гражданам и юридическим лицам в пользование на условиях аренды, безвозмездного пользования, концессии и краткосрочного пользования участков лесного фонда

В нем установлены формы и методы государственного управления в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов; определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Определены платежи за пользование лесным фондом и порядок финансирования расходов на ведение лесного хозяйства. Платежи за пользование лесным фондом взимаются в виде лесных податей или арендной платы. Ставки лесных податей определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а размер арендной платы фиксируется договором аренды участка лесного фонда. Часть лесных податей и арендной платы в размере минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, поступает в федеральный бюджет в отношении: 40 процентов и в бюджеты субъектов Российской Федерации - 60 процентов.

Предусматривается административная и уголовная ответственность за нарушение лесного законодательства.

5 декабря доклад о проекте федерального закона о сертификатах Сберегательного банка СССР, размещение которых производилось акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации, сделал председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций В.И.Зоркальцев. По рассматриваемой проблеме выступил полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе А.А.Котенков. Законопроект принят в первом чтении.

Сертификат Сберегательного банка СССР был выпущен Сбербанком в 1987 году на основании постановления Совета Министров СССР в целях дополнительного вовлечения средств населения для использования в интересах развития народного хозяйства. Средства от продажи этих сертификатов поступали на счет Сбербанка СССР.

В 1990 году постановлением Верховного Совета РСФСР Сбербанк РСФСР был выведен из подчинения Сбербанку СССР и объявлен собственностью Российской Федерации. Однако, Сбербанк РСФСР продолжал продажу сертификатов Сбербанка СССР, перечисляя средства от продажи на счет Сбербанка СССР вплоть до его ликвидации в декабре 1991 г. После ликвидации Сбербанка СССР Сбербанк РСФСР, который к этому времени уже был акционерным коммерческим банком, не прекратил продажу сертификатов уже несуществующего Сбербанка СССР вплоть до 1993 года. Средства от продажи этой части сертификатов оставались в распоряжении акционерного коммерческого Сбербанка Российской Федерации. При этом Сбербанк РФ не оформил надлежащим образом своих правоотношений с гражданами, в связи с чем права приобретателей сертификатов Сбербанка СССР оказались незащищены, ввиду отсутствия надлежащих правоустанавливающих актов.

Настоящий законопроект ликвидирует указанный правовой пробел. Он обязывает акционерный коммерческий Сберегательный банк исполнять по отношению к держателям сертификатов, приобретенных у него в 1992 году, те условия, которые были установлены для этих ценных бумаг Сбербанком СССР и об изменении которых акционерный коммерческий Сбербанк РСФСР не предупреждал вкладчиков. Если за обеспечение сохранности сбережений, внесенных в Сбербанк СССР путем покупки сертификатов Сбербанка СССР до 1 января 1992 года ответственность несет Российская Федерация, то за сохранность денежных средств, полученных АК Сбербанком РФ в результате продажи сертификатов Сбербанка СССР после 1 января 1992 года , ответственность полностью несет АК Сбербанк РФ. Ответственность эта заключается в исполнении надлежащим образом в соответствии с нормами гражданского законодательства и Законом РСФСР “ Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в Российской Федерации” обязательств по сертификатам Сбербанка СССР, действовавших на момент ликвидации Сбербанка в декабре 1991 года.

18 декабря был внесен на рассмотрение проект федерального закона “ Об особенностях регулирования правоотношений коммерческой организации ее руководителя” в связи с необходимостью усиления ответственности руководителей коммерческих организаций за финансовое состояние этих организаций, сохранность и эффективное использование их имущества, за результаты хозяйственной деятельности. В этих целях вводятся законодательные нормы по повышению ответственности руководителей коммерческих организаций за принимаемые управленческие решения, для чего устанавливается для них предусмотренная гражданским законодательством полная материальная ответственность за убытки, причиненные организации; упрощения процедуры расторжения договора; установлению для руководителей коммерческих организаций разрешительного порядка совместительства в целях ограничения сложившейся практики одновременной работы руководителей коммерческих организаций на руководящих должностях в других организациях. Закон принят в первом чтении.

Закон “О переводном и простом векселе” принят 17 декабря во втором и третьем чтении.

В соответствии с международными обязательствами Российской Федерации, вытекающими из ее участия в Конвенции от 7 июня 1930 года, устанавливающей Единообразный закон о переводном и простом векселях, закон оставил в действии применение на территории Российской Федерации Постановления Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров СССР “О введении в действие Положения о переводном и простом векселе” от 7 августа 1937 года № 104/341 (Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства СССР, 1937, № 52, ст.221).

По переводному и простому векселю, согласно принятого Закона, вправе обязываться граждане и юридические лица и Российской Федерации и самое главное векселя должны составляться только на бумаге (бумажном носителе).

В этот же день принят в первом чтении Закон ”О лотереях”. Актуальность закона определяется чрезвычайно выросшим рынком лотерейных услуг, функционирование которого законодательно не регулируется, а основной целью - формирование правовой базы в сфере проведения лотерей, поскольку в настоящее время регулирование лотерейного рынка на федеральном уровне осуществляется преимущественно указами Президента.

Однако в законопроекте недостаточно прописаны гарантии прав участников лотерей на получение причитающихся выигрышей, а также ряд других аспектов. По всей вероятности при доработке закона авторы проекта внесут в него значительные поправки.

18 декабря Государственной Думой принят с учетом предложений согласительной комиссии палат Федерального Собрания Российской Федерации отклоненный 13 ноября Советом Федерации федеральный закон “О регулировании энергоснабжения населения и организаций”, целью которого является обеспечение сбалансированности прав и ответственности органов государственной власти, энергоснабжающих организаций и потребителей электрической и тепловой энергии.

Принятый в первом чтении 1 декабря Федеральный закон “О формировании федерального и территориальных фондов финансовой поддержки агропромышленного производства” устанавливает правовые нормы создания федерального и территориальных фондов финансовой поддержки агропромышленного производства в Российской Федерации, источники и порядок использования средств фондов.

Указанные фонды формируются для развития экономических реформ в агропромышленном комплексе, стабилизации его развития.

Федеральный фонд является целевым бюджетным фондом для субвенции и дотаций субъектами Российской Федерации с целью сближения в них уровней развития агропромышленного производства. Территориальные фонды поддержки агропромышленного производства формируются в бюджетах субъектов Российской Федерации и предназначены для поддержки развития агропромышленного комплекса регионов.

Проект закона предусматривает конкретные источники федерального и территориальных фондов за счет средств земельного налога, ввозных таможенных пошлин на ввозимые сельскохозяйственные товары и продукты их переработки, акцизов по ввозимому спирту, винам и другим алкогольным напиткам, налога на добавленную стоимость по продовольственным товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации.

Реализация такого подхода требует фактически существенной переработки и федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на 1997 год, поэтому, по всей вероятности, дальнейшая разработка данного закона будет осуществляться уже в 1997 году и учет его принятых норм может быть возможен при разработке бюджетов на 1998 год.

Важность закона обусловлена необходимостью поддержки сельского хозяйства и предприятий переработки, четкого обозначения финансовой поддержки, агропромышленного комплекса, производство в котором за последние пять лет уменьшилось практически вдвое. Несмотря на стремительный рост импорта продовольствия душевое потребление продуктов питания сократилось в 1996 году по отношению к 1991 году более чем на 25 процентов потребляемых продуктов питания.

Политическая и экономическая самостоятельность Российской Федерации в настоящее время во многом определяется состоянием и развитием агропромышленного комплекса. Поэтому разработка и принятие законов, определяющих развитие агропромышленного комплекса создает основу устойчивого функционирования экономики в перспективе.

В области внешнеэкономической политики в период осенней сессии законотворческая деятельность Думы осуществлялась главным образом по двум направлениям: с одной стороны, продолжалась работа по формированию блока федеральных базовых законов, регулирующих эту сферу экономики; с другой стороны, принимались федеральные законы о ратификации межправительственных соглашений двустороннего характера об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество.

Рассмотрев на пленарном заседании 10 октября принятый ранее (19 июля) и одобренный Советом Федерации (7 августа), но отклоненный Президентом РФ федеральный закон “О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами”, Государственная Дума преодолела вето Президента и повторно приняла его в прежней редакции.

Государственной Думой на заседании 18 октября ратифицировано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейскими сообществами и их государствами - членами (Европейским Союзом). Это Соглашение наряду с подписанным российской стороной Договором к Европейской энергетической хартии, а также позитивными сдвигами в переговорном процессе по приему России во Всемирную торговую организацию (ВТО), создает благоприятную основу для последующей интеграции России в мировое экономическое сообщество в качестве полноправного участника.

Соглашение с государствами - членами Европейского Союза открывает перед Российской Федерацией и ее субъектами широкие возможности для развития делового сотрудничества, стимулирует взаимные инвестиции, а с учетом зафиксированного сторонами стремления к сближению наших законодательств в сфере экономики и финансов, создает благоприятные условия для свободного движения товаров, капиталов и услуг между заинтересованными сторонами.

В течение прошедших месяцев Дума продолжила работу по принятию блока законопроектов о ратификации межправительственных соглашений и договоров об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество. Ратифицированы Конвенция и Соглашение по этим вопросам соответственно с Бельгией (на заседании Государственной Думы 15 ноября) и Германией (22 ноября).

Назад   Вперед
Регламент Структура Депутаты Аналитика Библиография
 
Дизайн © 1999 НПП Гарант-Сервис