Аналитика и статистика
осенняя сессия 1996 года
   
    

 

1. Итоги работы Государственной Думы за октябрь-декабрь 1996 г.
(информационно-аналитический обзор)

1.1. Государственное строительство и конституционные права граждан

Истекшая сессия ознаменована существенным обогащением законодательства по вопросам государственного строительства, защиты и осуществления прав граждан.

На первом месте стоят законопроекты регулирующие порядок внесения поправок в Конституцию РФ и два конституционных федеральных закона, завершающих создание законодательных основ функционирования Федерального правительства и судебной системы в Российской Федерации.

Ныне действующая Конституция РФ (ст.136) предусматривает, что поправки к главам 3-8 принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации. Порядок принятия и вступления в силу этих поправок определен принятым 23 октября в третьем чтении Федеральным законом "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации”. Он подготовлен на межпартийной основе группой депутатов - членов Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе.

Закон дополняет конституционную систему юридически закрепленным механизмом совершенствования Конституции, как в частях 3-8, являющихся предметом конкретизации в Законе, так и в частях 1, 2, 9, относительно которых общая характеристика такого механизма дана в части 2 ст.1 настоящего закона. Дальнейшая разработка идей этой части потребует принятия специальных законодательных актов, основанных на ст.135 Конституции РФ.

Причем, если порядок пересмотра данных глав Конституции достаточно полно определен указанной ст.135 (поддержка квалифицированным большинством членов Совета Федерации и Государственной Думы, созыв в соответствии с федеральным конституционным законом Конституционного Собрания, проведение всенародного голосования (референдума), то относительно глав 3-8 в ст.136 Конституции дается самая общая отсылка на порядок, предусмотренный для принятия федерального конституционного закона, с последующим одобрением органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

Теперь законодатели получают в свое распоряжение развернутый правовой документ, гарантирующий от произвольного толкования этой статьи Конституции.

Принятый закон определяет порядок внесения предложения о поправке (глава II), одобрения принятого закона в Федеральном Собрании (глава III), одобрения Закона законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации (глава IV), вступления в силу принятого и одобренного закона (глава V). После подписания закона Президентом РФ последний в месячный срок со дня вступления в силу закона (с момента его официального опубликования) осуществляет официальное опубликование измененного текста Конституции РФ с указанием даты вступления в силу соответствующих изменений и дополнений (ст.14 принятого закона).

В случае, если закон о поправке к Конституции не получит одобрения со стороны не менее чем двух третей законодательных (представительных) органов субъектов Федерации, повторно его внесение в Государственную Думу допускается не ранее, чем через один год со дня установления результатов рассмотрения поправки законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации (ст. 15 принятого закона).

Таким образом, принят закон, обеспечивающий эффективность законотворческого процесса в решающей для становления правового государства сфере - в сфере конституционного права.

Следует также выделить принятый Госдумой во втором чтении 13 ноября законопроект “О Правительстве Российской Федерации”. Этот федеральный конституционный закон создает правовую основу для деятельности Правительства РФ. Помимо общих положений о направлениях деятельности Правительства, определенных в главе 6 Конституции РФ, до сегодняшнего дня существует принятый в 1992 г. закон РФ “О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации”, который противоречит ряду статей действующей Конституции.

Свыше трех лет Правительство РФ функционирует лишь в рамках общих положений Конституции, поэтому и критика правительственных решений не имела до сих пор конкретной правовой базы.

Принятый во втором чтении законопроект “О Правительстве Российской Федерации” включает десять глав и пятьдесят статей, которые содержат основные принципы деятельности, состав, полномочия Правительства в сфере экономики, социальной сфере, в сфере науки, культуры, образования, природопользования, обеспечения законности, прав и свобод граждан, в сфере обороны, государственной безопасности, внешней политики и международных отношений. Специальными главами определяются отношения Правительства с Президентом, Федеральным Собранием, органами государственной власти субъектов РФ. Принятие данного законопроекта позволяет достаточно четко очертить круг полномочий Правительства и его ответственность за реализацию основных направлений деятельности. Хотя следует признать, что четких записей об ответственности Правительства за ухудшение социально-экономических показателей развития страны данный законопроект не предусматривает.

11 ноября в первом чтении был принят закон "О нормативных правовых актах Российской Федерации”. Данный законопроект направлен на создание единой и непротиворечивой правовой системы, установление соподчиненности нормативных правовых актов, разработку механизмов реализации правовых норм.

Основная цель законопроекта заключается в создании стандартов, которые определяют содержание и форму правового акта, регламентации взаимоотношений между участниками нормотворческого процесса.

В законопроекте дается понятие нормативного правового акта, предложены виды и иерархия нормативных правовых актов, порядок принятия, подписания, официального опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов.

Актуальность принятия данного закона очевидна, т.к. он позволяет избежать многих юридических коллизий не только в части толкования нормативных правовых актов, но и позволяет упорядочить саму технологию законотворческого процесса, разграничить сферы действия федеральных законов, Указов Президента РФ, Постановлений Правительства РФ, нормативных актов федеральных министерств и ведомств, субъектов Российской Федерации.

В третьем чтении принят 15 Федеральный закон "Об обращениях граждан".

Он направлен на регулирование порядка рассмотрения обращения граждан в различные инстанции, право на которое гарантирует ст.33 Конституция РФ.

В статье 1 Закона предусмотрено, что обращения граждан могут быть личные, групповые или через своих законных представителей, причем не только в государственные органы и органы местного самоуправления и к соответствующим должностным лицам, но и на предприятия, в учреждения и организации независимо от форм собственности, в общественные объединения, к их руководителям и должностным лицам, депутатам представительных органов, государственным и муниципальным служащим. Поправка Президента, предлагавшего исключить из этого перечня адресатов, к которым могут обратиться граждане, предприятия, учреждения, организации, общественные объединения, была отклонена.

Закон предоставляет право обращения во все эти инстанции иностранным гражданам, находящимся на территории Российской Федерации, за исключением случаев, ограничивающих это право в соответствии с федеральными законами и международными договорами России.

Ст.2 определяет, что видами обращений являются предложения, заявления, ходатайства или жалобы граждан. Анонимные обращения, а также обращения, содержащие выражения, которые оскорбляют честь и достоинство других лиц, не рассматриваются (ст.6). Запрещается направлять жалобы на рассмотрение тех органов (лиц), решения и действия (бездействие) которых обжалуются (ст.7). В главах II-V установлен правовой порядок рассмотрения отдельных видов обращений граждан.

Глава VI определяет меры ответственности за нарушения законодательства об обращении граждан (уголовная ответственность за преследование авторов обращений, возмещение материального ущерба пострадавшим, компенсация морального ущерба).

В главе VII установлен порядок организации контроля и прокурорского надзора за соблюдением законодательства об обращениях граждан.

Принятый закон, по мнению авторов законопроекта, укрепляет демократические основы российской государственности, способствует росту социальной активности и ответственности граждан и послужит делу становления в России полноценного гражданского общества.

Заметное место в законотворческой деятельности депутатов занимали вопросы совершенствования судебно-правовой системы.

23 октября Государственная Дума вторично приняла Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации", утвержденный ранее 5 июля. В законе нашли отражение предложения согласительной комиссии, которая была создана после его отклонения Советом Федерации. В законе закрепляются принципы доступности правосудия, быстроты и эффективности судебной защиты. В судебную систему Российской Федерации включены конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации.

Закон устанавливает, что судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Судьи признаются несменяемыми и неприкосновенными (ст.19). Вводится институт мировых судей (ст.28). Данный Федеральный конституционный закон имеет принципиально важное значение для четкого функционирования и развития судебной системы в нашей стране.

13 ноября 1996 года был принят Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации”. В мае 1996 года Государственная Дума приняла Уголовный кодекс и сопровождающий его Закон о введении в действие Уголовного кодекса. С момента принятия данного закона прошло какое-то время и к этому закону возникли определенные вопросы. С законодательной инициативой обратились депутаты Попов С.А. и Киселев В.В., которые обнаружили в статье 2 этого закона определенную неточность. Речь идет о том, что с введением нового Уголовного кодекса старый Уголовный кодекс 1960 года утрачивает свою силу. Дальше имеется запись о том, что утрачивают силу и все законодательные акты, которые вносили дополнения и изменения в старый Уголовный кодекс. Эта запись была бы совершенно точной, если бы вот те последующие изменения касались бы только Уголовного кодекса. Но дело в том, что эти изменения касались других кодексов и других законодательных актов. И поэтому вполне обоснованно, что депутаты Попов С.А. и Киселев В.В. внесли изменения, в которых уточнили, что те законы, которые принимались в дополнение и изменение, утрачивают силу в части, касающейся только Уголовного кодекса. В остальной же части, в которой они не касаются Уголовного кодекса, они продолжают действовать и в настоящее время.

4 декабря 1996 г. в первом чтении принят закон “О правовом положении иностранных граждан в России” и закон о внесении соответствующих изменений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях. В этих законах устанавливаются содержание гражданской правоспособности данных лиц, ответственность за нарушение ими законодательства Российской Федерации, а также права, обязанности и ответственность органов государственной власти и местного самоуправления, российских и иностранных граждан и юридических лиц, приглашающих иностранных граждан в Российскую Федерацию.

Защите конституционных прав граждан посвящены постановления Государственной Думы “Об обеспечении конституционного порядка в Российской Федерации” (18 октября 1996 г.), “О массовых выступлениях граждан Российской Федерации 5 и 7 ноября 1996 г.” (15 ноября 1996 г.), “Об обращении к международным организациям в связи с нарушением латвийскими властями общепризнанных прав человека в отношении А.Рубикса” (18 декабря 1996 г.), “Об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье общества, семьи, граждан России” ( 15 декабря 1996 г.).

В связи с отклонением Президентом Закона “О политических партиях” создана согласительная комиссия для выработки новой редакции закона (23 октября 1996 г.).

Ряд законопроектов посвящены региональным вопросам, структуре органов власти в субъектах Федерации, 16 октября в ранее принятой редакции был принят Федеральный закон “О выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации”.

Данный законопроект был внесен в порядке законодательной инициативы Советом Федерации и, несмотря на отрицательное заключение Комитета Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике, был принят Государственной Думой в первом чтении еще 24 мая 1996 года, а в третьем - 19 июля 1996 г. Однако 7 августа 1996 года Совет Федерации на своем заседании рассмотрел и отклонил указанный федеральный закон, предложив Государственной Думе создать согласительную комиссию, поскольку в редакции Госдумы меняется концепция законопроекта и, что таким образом, Государственная Дума “вторгается в сферу исключительной компетенции субъектов Российской Федерации”.

По мнению Комитета Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике концепция законодательной инициативы Совета Федерации не была изменена, так как нельзя считать изменением концепции законопроекта то, что Государственная Дума изменила продолжительность установленного в статье 3 законопроекта срока, с четырех лет (редакция Совета Федерации) на шесть месяцев (редакция Государственной Думы).

В связи с тем, что Государственная Дума неоднократно высказывала свое мнение о неправомочности продления своих полномочий законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, что нарушает избирательные права граждан, Комитет Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике счел нецелесообразным создание Согласительной комиссии для преодоления разногласий по данному закону и предложил не согласиться с решением Совета Федерации об отклонении указанного закона и принять Федеральный закон “О выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации” в ранее принятой редакции. Дума поддержала данное предложение.

В числе принятых Госдумой Федеральных законов - одобренный 16 октября закон “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О закрытом административно-территориальном образовании”. Данный законопроект был принят Госдумой еще 10 ноября 1995 года, затем отклонен Советом Федерации 15 января 1996 года и повторно внесен в Государственную Думу в варианте Согласительной комиссии Госдумы и Совета Федерации.

Внесенные поправки усиливают роль государственных органов России и субъектов РФ в решении вопросов закрытых административно-территориальных образований (в частности, внесены поправки, в соответствии с которыми решение о создании закрытых административно-территориальных образований принимается Президентом, а предложения об их границах и других вопросах - вносятся Правительством по согласованию с органами государственной власти субъектов, на территории которых они находятся). В соответствии с поправками уточняются пропускной режим, права собственности, в частности на землю, правила приватизации и владение недвижимостью.

11 декабря 1996 года во втором чтении принят закон “Об основах отношений края или области с входящими с их состав автономными округами”.

Этот закон определяет два главных, основных положения. Первое - статья 3 гласит “край или область, автономные округа, входящие в их состав, обладают своей территорией, непосредственно включенной в состав территории Российской Федерации. Территория края и области, если в состав края или области входит автономный округ или автономные округа, включает территории автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации, входящих в состав данного края или области”.

Второе положение - статья 7 закона, в котором определяется, что “выборы в законодательные (представительные) и исполнительные органы края или области, в состав которых входят автономные округа, проводятся на всей территории автономных округов, входящих в состав края и области в соответствии с федеральными законами указанных края или области и законами автономных округов, входящих в состав края или области, если законы данных автономных округов не противоречат федеральным законам, законам края или области.

Референдум края или области, в состав которых входят автономные округа, может проводиться на территории края или области, включая территории автономных округов, входящих в их состав, только по вопросам и в порядке, которые предусмотрены договорами и соглашениями между органами государственной власти края или области и органами государственной власти автономных округов, входящих в состав края или области”.

Реализуя положения принятого Госдумой (9.07.96 г.) постановления “О ходе исполнения Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации...”, отмечавшего в целом недостаточный характер работы всех органов власти в этом направлении, депутатский корпус на осенней сессии принял целый пакет федеральных законов по вопросам местного самоуправления.

Освобожденная ныне действующей Конституцией от государственно-властных полномочий система местного самоуправления эволюционирует в сторону превращения в институт гражданского общества, осуществляющий свою деятельность в неразрывной связи с массами населения, под их контролем. Разумеется, чтобы не возникала ситуация, чреватая опасностью двоевластия, одновременно должна возрастать и регулирующая роль государства по отношению к этому важному институту гражданского общества. Но такое регулирование осуществляется не административными, а экономическими, политическими и особенно правовыми методами. В связи с этим разработка законодательства по проблемам местного самоуправления приобрела особую актуальность.

В первую очередь Госдума приняла 23 октября ряд законопроектов, обеспечивающих избирательные права граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.

Так, Федеральный закон “Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления” устанавливает правовые нормы, обеспечивающие реализацию этих прав граждан в тех субъектах, где не осуществлено соответствующее законодательное регулирование в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. До принятия в субъектах Федерации соответствующих законодательных актов дума утвердила Временное положение “О проведении выборов депутатов в органы местного самоуправления и выборах должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации и быть избранными в органы местного самоуправления”.

В соответствии с принятым Федеральным законом внесены дополнения в Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации и в Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации” (приняты во втором чтении), в которые, соответственно в ст. 57 и ст. 11, вносятся изменения с целью установления временных норм, регламентирующих реализацию конституционных прав граждан в этой сфере.

Аналогичные поправки внесены Федеральным законом “О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР” (ст. 114, 115, 210, 284) и Федеральным законом “О внесении дополнений в кодекс РСФСР об административных правонарушениях” (об ответственности за неисполнение решений, принятых на местном референдуме, на собраниях и сходах граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления).

Вместе с тем, как “несоответствующий Конституции Российской Федерации” Госдума отклонила предложенный Советом Федерации вариант Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.

Наконец, Государственная Дума приняла Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (вопросы организации местного самоуправления в городах федерального значения), необходимость принятия которого объясняется тем, что нормы указанного закона не учитывают особенностей правового положения городских поселений, являющихся субъектами Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Данный Федеральный закон решает ряд острых проблем, в частности, определения границ территорий местного самоуправления.

Учитывая, что в соответствии со статьей 6 Федерального закона Российской Федерации “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” органам местного самоуправления предоставляются достаточно широкие полномочия, для сохранения единства городского хозяйства наиболее целесообразно было бы определить границы территорий местного самоуправления, совпадающие с границами городов. В противном случае может сложиться положение, при котором в пределах одного населенного пункта будут установлены различные формы управления и распоряжения муниципальными имуществом и землей, различные налоги и сборы, различные системы охраны общественного порядка и т.д.

Совмещение границ территорий местного самоуправления с границами городов предполагает образование единых общегородских органов местного самоуправления. В противном случае, возможно, появление своего рода двоевластия, дублирование функций управления городским хозяйством органами государственной власти городов как субъектов Российской Федерации и общегородскими органами местного самоуправления, что может привести к конфронтации и утрате обеими властями контроля за ситуацией в городе. Данный Федеральный закон разрешает этот круг проблем самоуправления.

Ключевым событием в сфере национальной политики явилось принятие в первом чтении 15 ноября Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О языках народов РСФСР”. Главная задача данного законопроекта - приведение принятого в 1991 году Закона в соответствии с новой Конституцией России 1993 года. Так, часть первая статьи 1 Закона, регулируя вопросы о системе нормативных актов, регламентирующих использование языков народов Российской Федерации на ее территории, определяет, что “законодательство РСФСР о языках народов РСФСР состоит из настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ним иных законодательных актов РСФСР и республик в составе РСФСР”. Таким образом, иные субъекты Российской Федерации (края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа), по сути, лишены права принятия законодательных и иных актов, которые содержали бы нормы, регламентирующие языковые вопросы.

Данная норма противоречит части четвертой статьи 5 Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны. Тем самым, в Законе “О языках народов РСФСР” не может закрепляться особое положение республик, как субъектов Российской Федерации, за исключением их права устанавливать свои государственные языка. Эта норма также противоречит части третьей статьи 68 Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. В соответствии с частью первой статьи 5 Конституции Российской Федерации Российская Федерация, помимо республик, состоит из краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации. Из этого следует, что функция гаранта сохранения родных языков народов России должна быть присуща всем субъектам Российской Федерации, а не только республикам.

Наконец, данная норма противоречит и пункту “е” части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации, устанавливающему, что общие вопросы культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно же статьи 23 Основ законодательства Российской Федерации о культуре языки, диалекты и говоры отнесены к понятию культурных ценностей. Таким образом, все субъекты Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации вправе принимать по данному вопросу законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Неравенство субъектов Российской Федерации в регулировании вопросов языковой политики закреплено и в других статьях действующего закона РСФСР “О языках народов РСФСР”. Существующее положение лишает края, области, автономную область и автономные округа возможности нормативного обеспечения проведения необходимых организационных мероприятий, гарантирующих функционирование русского языка, как государственного на всей территории Российской Федерации. При этом в ряде регионов Российской Федерации широкое использование элементов иностранных языков и иноязычной графики в официальных наименованиях объектов, учреждений и организаций, рекламе и оформлении общественных мест приобрели ярко выраженный негативный характер.

Данный Федеральный закон направлен прежде всего на установление равных прав всех субъектов Российской Федерации по принятию законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих языковые вопросы. Он опирается на конституционное регулирование применения языков, положения статьи 8 Федерального закона “О национально-культурной автономии”, устанавливающей “право граждан Российской Федерации на сохранение, развитие национального (родного) языка, свободу выбора и использования языка общения, воспитания и обучения устанавливается Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации, настоящим Федеральным законом”. Данное право закрепляется также в статьях 9, 10, 12, 14 этого Федерального закона. При этом с учетом положений части второй статьи 68 Конституции Российской Федерации сохраняется исключительное право республик устанавливать свои государственные языки.

Также в соответствии с Конституцией Российской Федерации заменены устаревшие понятия, наименования не существующих в настоящее время органов государственной власти (например, “Верховный Совет РСФСР”, “Верховный Совет республики в составе РСФСР”, “Съезд народных депутатов РСФСР” и т.д.).

Наибольшие нарекания вызвал законопроект другого Федерального закона - “Основы правового статуса коренных малочисленных народов России” (принятый Госдумой 22 мая с.г., отклоненный Советом Федерации 5 июня с.г., повторно внесен в Государственную Думу для преодоления вето Совета Федерации 15 декабря с.г.). Наряду с определением критерия численности этих народов, депутатский корпус при его обсуждении поднимал ряд вопросов, связанных с реализацией законопроекта. В частности, географическое распространение статуса о коренных, малочисленных народов на всю территорию России в целом (а не только районы Севера и Дальнего востока) могло бы привести к непредсказуемым последствиям в других регионах страны, в частности, на Кавказе, где под действие данного федерального закона подпадает значительное число местных малочисленных народов. В итоге обсуждения вето Совета Федерации преодолено не было.

Чеченская тема в Государственной Думы прозвучала уже в первый день осенней сессии 2 октября, когда с информацией о ситуации на Северном Кавказе в связи с событиями в Чеченской Республике выступил председатель Комитета по обороне Л.Я.Рохлин; Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации, помощник Президента РФ по национальной безопасности А.И.Лебедь, представивший информацию о ситуации по урегулированию конфликта в Чеченской Республике; а также Министр внутренних дел РФ А.С.Куликов, Глава Чеченской Республики Д.Г.Завгаев, депутаты Госдумы.

При всей разноплановости поставленных при обсуждении проблем (Л.Я.Рохлин, например, обратил внимание прежде всего на северокавказский аспект чеченского конфликта и взаимоотношения в этой связи со странами СНГ), главным, определившим ход последующих событий вопросом явилась оценка хасавьюртовских соглашений, предшествующих им событий и возможных последствий.

В отличие от в целом положительной оценки данных соглашений со стороны А.Лебедя, министр внутренних дел А.Куликов со всей ответственностью заявил, что “начиная с момента подписания этих соглашений и вплоть до настоящего времени каждая минута реальной жизни в Чечне является опровержением всего, что оговорено в данном политическом документе”. С соответствующими оценками соглашений выступили представители практически всех фракций Государственной Думы, а по итогам обсуждений принято решение о проведении по согласованию с Советом Федерации и СБ закрытых слушаний, которые состоялись 15 октября.

В свою очередь и Совет Федерации на своем заседании 8 октября с участием представителей Госдумы обсудил ситуацию, сложившуюся в Чеченской Республике после подписания хасавьюртовских соглашений. Одобрив прекращение боевых действий в Чечне, СФ постановил “считать документы, подписанные 31 августа 1996 года в городе Хасавьюрте, свидетельством готовности сторон разрешить конфликт мирным путем, не имеющими государственно-правового значения”.

Вернувшись 18 октября к обсуждению чеченской темы, Государственная Дума приняла Постановление “Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации к Президенту Российской Федерации и к Правительству Российской Федерации о принятии мер по стабилизации обстановки на Северном Кавказе”.

В самом обращении Государственная Дума, поддерживая усилия федеральных органов исполнительной власти по прекращению кровопролития в Чеченской Республике, обращает внимание Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации на необходимость принятия срочных мер по обеспечению безопасности населения Чеченской Республики в связи с выводом федеральных войск и переходом власти в руки сепаратистов, а также мер по стабилизации обстановки и обеспечению безопасности на Северном Кавказе в целом.

Государственная Дума повторно обратилась к руководству страны с просьбой о срочной разработке единой концепции военного строительства, создании единого органа руководства федеральными силовыми структурами и принятии мер по приведению потребностей указанных структур в соответствие с возможностями государства, и выразила готовность к принятию непосредственного участия своих представителей в реализации мер по стабилизации обстановки на Северном Кавказе.

Закономерным следствием рассмотрения всего комплекса проблем чеченского урегулирования, развивающихся в стране событий, могущих вызвать острый кризис всей государственной власти, явилось принятие Госдумой 18 октября Постановления “Об обеспечении конституционного порядка и безопасности Российского государства”, которое получило широкий резонанс в средствах массовой информации.

Развивая свои предыдущие решения о принятии мер по стабилизации обстановки на Северном Кавказе Государственная Дума 25 октября приняла Постановление “О мерах по мирному урегулированию кризиса в Чеченской Республике”.

Выступая против любых проявлений сепаратизма и терроризма, подтверждая конституционный статус Чеченской Республики как субъекта Российской Федерации, Государственная Дума в данном Постановлении отмечает, что кризис в Чеченской Республике может быть разрешен только мирным путем, для чего в настоящее время созданы определенные предпосылки, связанные прежде всего с прекращением боевых действий.

Вместе с тем, - констатировалось в Постановлении - подписанные в Назрани, Хасавьюрте соглашения о мирном урегулировании кризиса в Чеченской Республике, не выполняются. Незаконные вооруженные формирования не разоружены и не выведены из города Грозного. Идет накопление ими оружия и военной техники. Фактически сорвано формирование коалиционного правительства. В одностороннем порядке формируются органы государственной власти и органы местного самоуправления Чеченской Республики. Массовый характер приняли преследования граждан за политические убеждения. Вновь обострилась проблема беженцев, численность которых постоянно растет.

В связи с вышеизложенным, Государственная Дума постановила решительно осудить одностороннее нарушение незаконными вооруженными формированиями соглашений о мирном урегулировании кризиса в Чеченской Республике и попытки в одностороннем порядке вопреки Конституции Российской Федерации сформировать органы государственной власти и органы местного самоуправления Чеченской Республики.

23 ноября 1996 года Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин издал Указ № 1590 “О мерах по обеспечению дальнейшего мирного урегулирования в Чеченской Республике”, а Председатель Правительства Российской Федерации В.С.Черномырдин и представитель Чеченской Республики А.А.Масхадов подписали двухстороннее Соглашение. А 29 ноября Государственная Дума провела свое внеочередное заседание, специально посвященное вопросам чеченского урегулирования. По ее итогам было принято Постановление “Об обеспечении целостности территории и безопасности Российской Федерации в связи с мерами, принимаемыми Президентом Российской Федерации и Председателем Правительства Российской Федерации по ситуации в Чеченской Республике”.

В нем, в частности, отмечается, что подписание и содержание этих документов являются продолжением односторонних уступок националистическим силам в Чеченской Республике, не соответствуют конституционным требованиям об обеспечении целостности территории, обороны и безопасности Российской Федерации, способствуют дальнейшему усилению сепаратизма в Чеченской Республике и ее выходу из состава Российской Федерации.

Указанные документы подписаны, несмотря на неоднократные заявления нынешних лидеров Чеченской Республики о полной независимости Чеченской Республики, выдвижение ими абсурдных требований возмещения Россией якобы причиненного Чеченской Республике ущерба в размере 130-150 миллиардов долларов, что не может быть понятно российскими гражданами.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и в подтверждение своих предыдущих решений о необходимости прекращения боевых действий, о мирном разрешении кризиса в Чеченской Республике и кризиса российской государственности в целом, Государственная Дума предложила Президенту и Правительству РФ дополнительно рассмотреть вопрос о целесообразности полного вывода федеральных войск из Чеченской Республики при условии установления необходимой системы безопасности, гарантирующей разоружение чеченских сепаратистов, решение судьбы заложников, государственную защиту граждан Российской Федерации, проживающих на территории Чеченской Республики. В законодательном плане предлагается рассмотреть вопрос о подготовке для внесения на рассмотрение Думой предложений о поправках к Конституции РФ, направленных на обеспечение целостности территории и безопасности Российской Федерации, на уточнение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и на более четкое разграничение полномочий между законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти. А также разработать проект федерального конституционного закона об изменении статуса субъекта Российской Федерации, предусмотренного статьей 66 (часть 5) Конституции Российской Федерации.

Обсуждение на осенней сессии в Государственной Думе чеченской тематики еще раз наглядно продемонстрировало непреложный, но все еще не в полной мере осознаваемый факт: в стране нет более важной и неотложной проблемы, чем национальная. Чечня в этом отношении лишь более четко обозначила параметры современного национального конфликта в России. И Государственная Дума, с опозданием, но все же прошла путь от оценки событий в Чечне как “внутричеченского конфликта” к вычленению в нем параметров: конституционного, государственного, военного, безопасности, геополитического, национального и межнационального, финансово-экономического. Что немаловажно, происходит постепенное формирование правовой базы разрешения национальных конфликтов, однако принятие важнейших законодательных актов (“О национальной безопасности”, “О чрезвычайном положении” и т.п.) еще предстоит.

Назад   Вперед

Регламент Структура Депутаты Аналитика Библиография
 
Дизайн © 1999 НПП Гарант-Сервис